Продолжим тогда уж тему кимоно и около.
Небольшая подборка гравюр от одного из моих любимых художников. И однофамильца случайно.
Нишикава Сукэнобу родился, прожил всю жизнь и умер в Киото. С конца 17го века и до середины 18го. В отличие от многих своих старостоличных коллег, рисовал не только актеров кабуки. Но и дам разных сословий и социальных групп, а также жанровые сцены (чем мне особенно интересен).
Кроме того, Сукэнобу, как и многие другие художники его времени, занимался разработкой и публикацией дизайнов узоров для косодэ (так тогда назывались кимоно). Потому рассматривать его гравюры особенно интересно: рисунки нарядов дам прорисованы детально и тщательно, как в модных журналах.
Карочи, поехали. Все гравюры - первой половины 18го века. Триста лет назад.
Прядение шелка. Простейший домашний способ изготовления шелковых нитей не включал аккуратное разматывание коконов. Их просто растягивали, превращая в некое подобие ваты, которую потом и пряли.
Ткачество. Помощницы мотают нитки на удобные бобины и мотки для челнока.
Стирка и домашнее окрашивание растительными или минеральными красителями.
Отбивание тканей для мягкости.
Шитье.
Глажка кимоно. Для этого тогда использовали специальный ковш с гладким дном, в который клали горячие угли. Дама слева ароматизирует кимоно над курильницей с благовониями.
Помимо приятного запаха, это ещё и отпугивало насекомых и паразитов (типа вшей).
Примерка.