Где-то в интернетах попалось упоминание о храме Танукидани. Заинтересовало описание - "место, куда тануки приходят умирать". В общем, для бешеного зайца сто верст - не крюк. Собралась и поехала.
Указатели у "входа" в храм. Хотя собственно входа как такового там, пожалуй, и нет. Постройки храма "размазаны" по довольно крутому склону холма. Место оказалось очень интересное и атмосферное.
Под катом - около сотни картинок храма. Тануки и не только.
Не очень хорошо представляя себе точное местонахождение храма и зная собственную способность заблудиться в трех соснах, воспользовалась такси. На подъезде к храму водитель спросил, где меня высадить: у подножия или наверху. Поскольку свои возможности хождения по горам я тоже знаю и гордиться тут нечем, то попросила отвезти меня как можно выше. Водитель отвез до самого упора, куда только и можно подобраться на машине. А дальше все равно пешком.
1.
Танукидани. Официальное название - "Танукидани-сан Фудоин" 狸谷山不動院. На большой каменной стелле это и написано. А у ее подножия собрались тануки толпой.
2.
Их там действительно толпа. Все разные и явно разных времен изготовления.
3.
Кое-кто уже зарос мхом.
4.
Стоят рядами вместе со стеллами-подношениями от разных людей и организаций.
5.
А вот тануки-ямабуши.
6.
И еще тануки.
7.
Хренотень в центре, похожая на надгробный памятник, - это монумент в честь выигрыша в ежегодном национальном первенстве по бейсболу команды "Тигры Ханшина". Хотя формально "Тигры" относятся к префектуре Хёго, за них болеет весь Кансай. И победу в 2003 году праздновали шумно и с размахом. Ну, это отдельная история, уже тоже успевшая обрасти легендами.
8.
А сразу за воротами начинается лестница,которая ведет к основному зданию храмового комплекса. Некоторые близживущие используют эту лестницу для тренировок. Побегать вверх и вниз. Мне, однако, и одного раза более чем достаточно.
9.
Небольшой коридор из рыжих торий по аналогии с широко известными коридорами храма Фушими-Инари.
10.
Ворота тоже все именные, от конкретных людей или организаций.
11.
Коридор ведет к небольшому святилищу богини Бэнзайтэн (Бэнтэн). В данном случае в своем воплощении как божества синто-пантеона. В этом храме Бэнзантэн представляется в виде Белого Дракона, покровителя воды.
Святилище не очень древнее, поставлено в начале 18го века. А что рыжее - так это мох и плесень от сырости в горном лесу. В местных лесах все зарастает быстро.
12.
Купель с водой. По случаю очень сухой осени практически пересохшая. Но вода (когда есть) - очень специальная, прямо от Белого Дракона.
13.
А я прощаюсь с Бэнтэн и ползу дальше.
14.
Здесь все семь японских богов удачи.
15.
В сопровождении тануков.
16.
И Бэнтэн тоже тут в наиболее привычном японцам виде одной из семерки богов, покровительницы музыки.
17.
До верхушки - ровно 250 ступенек. Я пока прошла только 69... Вздохнув, ползу дальше.
18.
Тут стоит встречающий наставник, бродячий монах.
19.
Монах весь обвешен микро-вараджи (соломенные сандалии) - прошения о здоровье и благополучии.
20.
Это еще не очень много мне попалось, видимо, поснимали недавно. В интернете видела фото, где монах обвешан тапками гирляндами, чуть ли не с головы до ног.
21.
И лапоточки затесались...
22.
Пока я, пыхтя и отдуваясь, одолеваю лестницу, вы можете ознакомиться с историей храма.
Точная дата постройки неизвестна. Но примерно самое начало эпохи Хэйан, времена императора Канму, перенесшего столицу в Хэйан-кйо. Храм был постороен как еще один рубеж защиты новой столицы на самом неблагополучном северо-восточном направлении. Божество храма - Фудомйо - гневный буддийский защитник от всякой нечисти. Название храма изначально записывается как 咤怒鬼不動明王 - "Тануки Фудомйо". Где "тануки" - чтение первых трех иероглифов, которые вместе означают "очень злой демон". В общем, храм борца и защитника от очень злых демонов. И созвучно наименованию хорошо всем известного зверька тануки. Со временем "очень злой демон" несколько подзабылся, оставив только зверька.
Храм принадлежит секте Шингон. И всю свою историю пользовался уважением и почетом у местных жителей, прославившись излечением тяжелых болезней.
В самом начале 17го века в лесах возле храма тренировался вояка-самурай Миямото Мусаши. До водопада, где сей Миямото сидел под струей ледяной воды, закаляя дух, я не дошла, это немного в стороне.
23.
Примерно посередине лестницы. Короткий горизонтальный участок дороги, отдышаться.
24.
Одно из зданий храма, Комё-дэн.
25.
Черепица красивая.
26.
Тут можно совершить "паломничество" по 88 храмам Шикоку - хорошо известное реальное паломничество по храмам на Шикоку, заложенным Кобо Дайши - основателем секты Шингон. Не у всех есть возможность лично посетить Шикоку и пройти через 88 храмов. Потому в некоторых храмах секты Шингон имеется такой микро-аналог паломничества.
27.
И на плитах написано где именно на "Шикоку" вы сейчас идете.
28.
Вдоль дорожки стоят статуи самых почитаемых из божеств, которым нужно поклониться в этих 88 храмах.
29.
Судя по состоянию статуй, это относительно недавнее обзаведение храма.
30.
Даже не очень заросли мхом.
31.
Черепица вот хорошо заросла, основательно.
32.
А я ползу дальше по лестнице.
33.
И радуюсь, что хотя бы лестница есть. А то ведь могла бы и прямо по склону карабкаться.
34.
Долезла до центральной "площади" храма. По краю этого пятачка стоят храмовые здания и прочие постройки.
Это вот храм, посвященный трем божествам, ответственным за благополучие домашнего хозяйства. За еду, одежду и прочую бытовуху. И сюда же приносят старые керамически фигурки тануки, украшавшие когда-то конкретные домашние хозяйства. И здесь эти тануки заканчивают свою жизнь.
35.
Наверное, стоят до тех пор, пока просто развалятся.
36.
Вдоль всей ограды.
37.
Это задняя стена, буквально склон горы.
38.
Тануки-чайник.
39.
А тут, похоже, совсем старые.
40.
41.
И не только тануки. Можно принести и другие фигурки, когда-то хранившие ваше домохозяйство.
42.
Относительно свежая купель для омовения рук.
43.
А вот храм трех божеств украшен очень интересной резьбой.
44.
45.
По-моему, это слоны. Во всяком случае, у них есть хоботы и бивни. Это здание построено в начале 18го века.
46.
А вот и основное здание храма. Один из двух имеющихся в Киото террасных храмов. Кйомизу-дэра знают все, а вот про Танукидани известно не очень многим. Это здание много моложе чем терраса Кйомизу-дэра.
47.
На центральной "площади" следы недавно прошедшего осеннего фестиваля, во время которого на большом костре сжигались послания богам.
48.
"Место силы".
49.
Но до самого верха я еще не доползла.
50.
Иду к очередной лестнице.
51.
Небольшое святилище в натуральной нише в скале, где стоит изваяние Фудомйо, на которое падает вода с нависающего каменного козырька. Микро-водопад, копия того, под которым испытывал свой дух Миямото Мусаши. Так и называется "Мусаши-но таки".
52.
Шимэнава не из рисовой соломы, а из камня. Видимо, солома слишком быстро гниет в такой сырости.
53.
"Склон женских несчастий". Куда деваться, иду.
54.
Здесь находится святилище "Мизуко-но Джизо". Мизуко - в данном случае неродившийся ребенок. Или родившийся мертвым, или умерший в раннем детстве. По традиционным буддийским поверьям, ребенок, умерший раньше своих родителей, считается грешником. Поскольку не отдал свой долг родителям. Ботхисаттва Джизо почитается как покровитель таких невольных грешников и защитник их от демонов ада. Именно потому статуи Джизо на местных кладбищах всегда украшены передничками, шапками и прочими подношениями.
Здесь вот Джизо дарят вертушки в память об нерожденных или умерших детях.
55.
56.
57.
Святилище босатсу Джинбэн (он же - Эн-но Озуно, основоположник японского шаманизма Шюгэндо).
58.
Еще статуи Джизо, эти уже именные, пожертвованные храму.
59.
60.
Сверху смотрят еще какие-то божества, но к ним не подберешься.
61.
Фффух! Я таки доползла до самого верха.
62.
Терраса основного здания.
63.
Вид с террасы на соседний склон, который я только что прошла.
64.
Колонны обвешаны табличками эма, персональными просьбами к богам.
65.
Только просьбы здесь конкретные и специфические: об излечении рака. На фигурке, нарисованной на табличке, надо отметить заболевшую часть организма. И, как обычно, написать личные данные заболевшего (имя и возраст). Иногда добавляют конкретные пожелания.
66.
Предсказания.
67.
Тут виден написанный возраст тех, о чьем здоровье молятся.
68.
Вид с террасы на Киото. Видно, прямо скажем, не очень много.
69.
Моя тень на стене здания. Это, кажется, жилое.
70.
Киото.
71.
Если поменять объектив на дальнобойный, то даже что-то видно.
72.
73.
Люблю рассматривать города сверху.
74.
"Лысина" на горе справа - один из знаков Даймонджи Окуриби. Огней, которые зажигают в Киото поздно вечером 16 августа - в день, когда духи умерших, навещавшие своих живых родичей во время Обона, поднимаются обратно на небо.
75.
Эти двое принесли табличку и сразу пошли к гонгу.
76.
Вид сверху. Очень похоже на Кйомизу-дэра, только сильно меньше.
77.
Предсказания висят и тут, прямо на ветках кустов и травинках покрепче.
78.
Это, оказывается, был склон мужских несчастий. В отличие от женских, просто лестница, без отдельных святилищ.
79.
Вид снизу.
80.
Стилизованные лук и стрела, защищающие основание храма от нечисти.
81.
Официальное название храма на стелле.
82.
Дорога вниз. Это, конечно, куда веселее, чем вверх.
83.
Еще тануки.
84.
85.
Все столбы в ограде вдоль лестницы - именные. Храм явно уважаемый.
86.
Иду вниз по дороге.
87.
Какое-то мелкое святилище на обочине.
88.
Тут тоже тануки.
89.
Ограда вся из именных столбиков. А дорога там довольно длинная, минут 5 идти.
90.
Это нижняя часть храма, относительно новая и свежая.
91.
Здесь можно помолиться за безопасность дорожного движения. Собственного, конечно.
92.
И приобрести обереги от авто-катастроф.
93.
Кто-то заказал персональный молебен.
94.
95.
96.
А здесь уже обычный город.