Шикинэн сэнгу - это такая синтоистская традиция регулярного перемещения и обновления места жительства какого-либо божества. Боги - они ж как люди. "Если бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же" (с) Им, богам, так же надо кушать, одеваться и периодически производить ремонт жилища. Для психологического комфорта. Тогда и зависимым от них людям будет хорошо.
Потому в Японии в некоторых особо важных храмах и по сию пору проводятся регулярные обновления, от божественных одежек и утвари до самих зданий храмов.
Самый известный пример шикинэн сэнгу - храм Исэ-джингу, где перемещения божества Аматэрасу Омиками в полностью обновленый храм происходят каждые 20 лет на протяжении уже 1300 лет.
В Киото такими храмами являются парные Камигамо-джинджя и Шимогамо-джинджя. По традиции, шикинэн сэнгу в этих храмах должны происходить каждые 21 год. Но поскольку храмы были внесены в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, любые перестройки и модернизации зданий храмов если и не запрещены, то сильно ограничены. И последнее обновление происходило 35 лет назад. Однако, в апреле 2015 года таки состоится очередная церемония. И до конца этого года жители Киото и его гости имеют редкий (следующий - как минимум через 21 год) шанс принять участие в некоторых церемониях и обрядах, проводимых только в этот период подготовки к "переезду".
Это божественная лошадка храма Камигамо. Лошадка вполне настоящая, живая. Скучает в своем загончике, работая символом храма. Утверждается, что традиция японских лошадиных бегов появилась именно в храме Камигамо лет примерно тысячу назад. Да так и продолжается в этом же храме и по сию пору. Лошадку можно покормить и попросить божество, которое она представляет, о всяких милостях. На фоне лошадки любят фотографироваться все приходящие в храм и особенно - молодожены.
Под катом - около девяти десятков фото двух храмов, Камигамо и Шимогамо, и церемоний, там проходящих сейчас.
Оба храма - и Камигамо, и Шимогамо - очень популярны среди желающих получить благословение богов на свое бракосочетание. Потому в храмах постоянно толкутся свадебные процессии. Вместе с красотами храмов можно полюбоваться и нарядами женихов, невест и гостей.
1.
В храме Камигамо три "уровня доступа", разграниченные ториями. Чтобы приходящий к богу мог успокоить свою душу и подойти к божеству не в суете и на бегу, а в душевном равновесии. Это площадка второго "уровня". Тут проходят всякие общественные храмовые мероприятия, включая фестивали и свадьбы.
2.
Две конические кучки песка перед одним из церемониальных зданий храма. Представляют собой две копии священной горы Коу-яма, находящейся за храмом. По легенде, на эту гору спустился сначала бог Камо-вакэ-иказучи-но-ками, которому и посвящен храм Камигамо.
3.
Две копии горы представляют собой "онмё-до" (японская версия инь-ян, если грубо). В верхушку одной из них воткнуты три сосновых иглы (нечетные числа представляют ян), а в верхушку другой - две (четные, соответственно, - инь). Песочные горы обладают силой изгонять нечистых духов и болезни.
4.
Свадьба фотографируется. Довольно бюджетная и немногочисленная.
5.
А это другая свадьба только идет церемониться. В зеленом - один из священиков, которые будут проводить церемонию.
6.
Тут побогаче и народу сильно больше.
7.
Замужние дамы в куро-томэсодэ, незамужние - в фурисодэ. Мужики все в черном. Единственное отличие этого мужского парадно-свадебного костюма от парадно-похоронного - цвет галстука. На свадьбах галстук белый, на похоронах - черный. Ну, еще на свадьбу можно в кармашек на груди запихнуть белый платочек.
8.
На заднем плане видны еще одни ворота - это уже третий уровень доступа к божеству, его алтарь и "дом" находятся внутри. На переднем плане - дерево с персональными пожеланиями к божествам.
9.
Место для омовения рук перед входом в самую священную часть храма.
10.
Мелкие потоки, проходящие через всю территорию храма, также обладают очистительной силой.
11.
Вид на заднюю часть зданий второго уровня доступа.
12.
Крыша.
13.
Вид на ограду третьего уровня доступа. Веревочки украшены завязанными бумажными предсказаниями.
14.
Храм популярен не только среди молодоженов, но и среди родителей младенцев. Это не совсем наши крестины, но где-то близко.
15.
Доисторические леса и камни вокруг храма.
16.
Крыша одного из минорных храмов на территории большого, Катаока-шя.
17.
Еще один микро-храм на склоне.
18.
Катаока-шя "в полный рост". Храм посвящен матери основного божества храма Камигамо, которая покровительствует любви, браку и рождению детей. К этому храму обязательно подходят молодожены после завершения церемонии.
19.
Эма храма Катаока-шя сделаны в форме сердечек.
20.
А бубенчик такой вот заковыристый.
21.
Священный ручей через территорию храма.
22.
И мостики через ручей.
23.
А это уже внутри третьего уровня доступа. Основное здание храма, где и обитает бог Камо-вакэ-иказучи-но-ками.
24.
Вид на парадные ворота третьего уровня доступа изнутри.
25.
Собственно святилище.
26.
В ящике для пожертвований поперечины стерты бросаемыми монетками. Представьте, сколько туда кидали, чтоб так истерлось дерево.
27.
Сую любопытный нос внутрь. Обычно фотографирование внутренностей святилища не поощрятся. Считается, что божество может обидеться на такую бесцеремонность. Но тут мне никто ничего не сказал и табличек запрещающих не висело.
28.
Мы решили пройти специальную церемонию очищения духа (нашего), которая в период подготовки к шикинэн сэнгу имеет свои особенности. Участникам церемонии выдают такие вот нагрудные украшения из особой бумаги с символикой храма.
29.
Фонари и вид на соседнюю постройку.
30.
Комната, где будет проходить духоочищение.
31.
Около будочки, где продают обереги и прочее, стоят пока или уже ненужные символы года.
32.
Вид на ворота с веранды основного святилища.
33.
Заросшая мхом крыша.
На самой церемонии очищения фотографировать не разрешили. В конце нас провели совсем внутрь храма, куда только в таких случаях и можно попасть. Там нам немного рассказали о том, как будет проходить церемония шикинэн сэнгу и показали строящееся рядом со старым святилищем новое. Точнее сказать, его нельзя назвать совсем новым. Оно скорее дублер с равными правами именно на случай перемещения божества в обновленное место жительства. Вот крыша этого нового святилища по традиции для такого ранга синто-храмов покрывается дранкой священного дерева хиноки. Старую крышу сняли и разобрали, а сейчас настилают новую. И на кусках дранки для крыши святилища можно написать свое заветное желание, исполнения которого тебе бы хотелось. Дранку эту прикрепят на крышу и божество будет видеть твое желание все 21 год (по крайней мере) до следующего обновления. Типа, особо мощное колдунство.
34.
Папа с младшей красоткой пишут.
35.
Кусок дранки, подготовленный для крепления на крышу и бамбуковый "гвоздик", которыми дранка и крепится.
36.
Утверждается, что богам без разницы на каком языке написано пожелание. Они по-любому поймут. Ну, я написала.
37.
Сувениры-обереги после церемонии очищения. Бамбуковый "гвоздик" и маленький кусочек дранки (в белой бумажке) от старой крыши храма.
38,
Тылы храма.
39.
Одно из маленьких святилищ вдоль священного ручья.
40.
В качестве приношения божеству кто-то оставил бутылек саке.
41.
Спуск к воде.
42.
Храм Катаока-шя сбоку.
43.
Символ текущего года. На заднем плане - символ и герб храмов Камо (и Камигамо, и Шимогамо) - футаба аой.
44.
Вот и заросли этого футаба аой. Листики этого растения по поверьям защищают от несчастий и болезней. Один из древнейших и самых известных фестивалей Киото - Айо Матсури - использует эти листья в качестве символа и оберега.
Обычно "аой" переводят на русский как "мальва". Потому и праздник часто называют Фестиваль Мальв. Реально же "аой футоба" по-русски - "копытень".
45.
Боковой мостик через ручей. Из цельного плоского камня.
46.
Ручей.
47.
Особые пожелания божествам храма.
48.
Трехногая ворона Ятагарасу, посланница богов и охранительный символ синто. По легенде, сопровождала первого императора Джимму в его походе по объединению племен ямато в единое государство. Здесь фигурки ворон работают предсказаниями. Бумажка с собственно предсказанием запрятана внутрь фигурки.
49.
Лошадки тоже работают предсказателями.
50.
Очередная свадебная церемония.
51.
Песочные горы с сосновыми иглами.
52.
Предыдущая свадьба фотографируется.
53.
Попрощались с лошадкой.
54.
На парковке храма стоят свадебные машины, украшенные веерами с иероглифом "котобуки"- пожелание долголетия и счастья.
55.
Бумажные нагрудники от Камигамо-джинджя остаются у нас в качестве талисмана. В бумагу, из которой они сделаны, включена перемолотая дранка старого святилища. Видите крапинки на бумаге?
Следующим пунктом был, понятно, храм Шимогамо.
56.
Здесь церемония шикинэн сэнгу включает и перенос белых камней, сложенных у ворот храма. Камни эти являются символом Шимогамо и в обычное время их не трогают. А вот при перезде все эти кучи перекладывают заново, но не просто так...
57.
Древнее священное дерево в лесу, окружающем храм.
58.
Белые камни, как вы вероятно догадались уже, тоже обладают силой исполнять желания. Только тут желания пишутся на специальных бланках.
59.
Добровольцы от храма объясняют всем желающим суть и правила церемонии и выдают бланки.
60.
А потом принимают и заполненные бланки с пожеланиями божествам храма Шимогамо.
61.
В отличие от храма Камигамо, тут не положено писать что угодно и на любом языке. Предлагается выбрать из списка узаконенных пожеланий и переписать в свой бланк.
62.
Бланк принимают и выдают остальное необходимое.
63.
Из кучи старых камней выбираешь какой приглянулся - он и будет твоим пожеланием божеству согласно бланку. И несешь камень внутрь храма. Камешки пыльные (как-никак, 35 лет лежали под открытым небом), их заворачивают в выданное полотенчико-тэнугуи.
64.
Тут тоже свадьбы.
65.
Очень милая парочка.
66.
67.
Далее свой камень надо собственноручно обмыть от накопившейся за 35 лет пыли в священном пруду Митараши.
68.
Помыть надо аккуратно и тщательно. Дно пруда выложено такими же камнями.
69.
Отмытый камень завернуть обратно в тэнугуи.
70.
Не сказать, чтоб толпы желающих, но пруд не пустовал.
71.
Та же свадьба продолжает фотосессию.
72.
А тут перед входом в собственно святилище стоят бадейки, где "новые" отмытые камни и собирают.
73.
Свой камушек нужно положить туда же.
74.
Положили.
75.
Судя по этим бадейкам, процесс переноса камней идет вполне успешно.
76.
Внутри есть микро-святилища, посвященные всем 12 знакам восточного зодиака. Где-то одно святилище делят пара знакоя, а кто-то обитает в персональном. Крайний справа делят кролик и петух.
77.
Храм лошади, символа текущего года.
78.
И остальные.
79.
А это будет на следующий год (слева) - овца.
80.
Дамы в не очень характерных синих хакама. Это не обычные мико (у них красно-рыжие).
81.
В Шимогамо мы были две недели назад. Осень начинается...
82.
Фонари рядком.
83.
Священный колодец.
84.
Свадебная церемония явно закончилась и парочка идет к машинам.
85.
Расписание свадеб на тот день, когда мы там были. Каждые полчаса новая пара. С 12 до 16 часов.
86.
Гриб, выросший на древнем дереве.
87.
В качестве сувениров-оберегов от прошедшей церемонии с белыми камнями нам остались пакетики с песком.
88.
Песок этот - крошка тех самых белых камней. И обладает защитной силой от всякой нечисти. Рекомендуется разложить дома в "опасных" (с точки зрения местной системы направлений) углах.
Кстати, оба храма Камо прикрывают Киото на самом опасном направлении - северо-восточном. За что особо почитаются жителями как хранители Старой Столицы.
89.
И пакетик с печеньками.
90.
Лес Тадасу-но мори. Говорят, лес этот древнее самих храмов и сам по себе божество.
91.
Ручей, вода которого вытекает из священного пруда Митараши.
92.
А это печеньки от храма на фоне полотенчиков.
В общем, мы успели побеспокоить богов своими пожеланиями на ближайшие 21 год. Кто тут будет до апреля следующего года - рекомендую, реально редкая возможность.