Всю весну в новостях показывали фрагменты открывшегося после двухлетней реставрации храма Бёдо-ин в Уджи. Открыт не весь пока, но самая основная и красивая часть, включая и внутренний зал Будды Амида.
Ну, вы понимаете: мне приспичило. Уджи я вообще люблю (и за тамошний зеленый чай, и за красивые пейзажи, и за последнюю часть "Повести о принце Гэнджи"), а Бёдо-ин первый и последний раз видела лет десять назад и тогда он выглядел сильно потрепанным временем.
В прошедшее воскресенье мы собрались и поехали.
На подъезде к городу. Река - Уджи-гава, бурная и буйная.
Под катом - около восьми десятков фоток храма, немного города Уджи вокруг храма и даже еды.
Делить фотки на две отдельные кучки (город и храм), мне лениво. Пусть будет классическая пьеса с прологом, действием и эпилогом.
Стало быть, Пролог. Из одной фотки:
1.
Это опять Уджи-гава и рыбаки, сидящие в реке. Рыба там есть и рыба даже съедобная (в том смысле, что вода относительно чистая, никакую дрянь туда не сливают).
А теперь приступаем к основному Действию.
2.
А это уже ворота на территорию храма. Справа виден фрагмент современного здания - это музей Бёдо-ина. Там рассказывается про историю храма, реставрации, хранятся всякие храмовые сокровища и воспроизведены фрагменты интерьера зала Будды Амида как они выглядели тысячу лет назад.
3.
Ворота тоже явно отреставрировали, яркие они и чистенькие.
4.
Подходы к самому "Павильону Феникс" обстроены вспомогательными и второстепенными зданиями комплекса. Но тут мало что интересного, поскольку это довольно "стандартные" постройки и все они относительно недавние. Храм (кроме центрального павильона) выгорел во время войн 14го века и был восстановлен только пару сотен лет спустя.
5.
Крыши.
6.
Зелень и лотосы в горшках. Правда, уже отцвели все.
7.
Фрагмент основного здания, отданного секте "Чистой земли". Храм находится в совместном владении двух сект - Джёдо ("Чистой земли") и Тэндай ("Лотосовая сутра").
8.
9.
"Индийская сирень" цветет.
10.
А вот и "Павильон Феникса", ради которого мы и поехали в Уджи.
11.
*надевает очки и собирается бубнить по написанному*:
История храма начинается в 998 году. Вас ведь не удивит, что сначала это была вилла для отдыха некоего Минамото-но Шигэмото, Левого министра тогдашнего хэйанского двора? Изрядная часть хэйанских храмов начиналась примерно также: с вилл богатых и знатных придворных.
Так вот, после смерти вышеозначенного Минамото-но Шигэмото вилла была выкуплена у его вдовы самим Фудживара-но Мичинага (один из влиятельнейших людей эпохи Хэйан). Его сын, Фудживара-но Йоримичи, преобразовал виллу в храм в 1052 году.
12.
Тут надобно сделать лирическое отступление номер раз.
Времена тогда (в середине 11го века) были смутные и непонятные. Культурные люди жаловались на общее падение нравов и морали, отсутствие перспектив и полную безнадегу (ничего не напоминает?). Единственная надежда оставалась на тихую мирную смерть и перевоплощение в райском саду. Потому и выбран был в качестве центрального божества храма Будда Амида, помогающий умершим найти путь в рай.
13.
"Павильон Феникса" 鳳凰堂 был завершен в 1053 году. Это единственное здание храма, сохранившееся в первозданном виде (не горело, не перестраивалось).
14.
Сама форма здания напоминает птицу феникса, расправившую крылья над прудом. И на крыше сидят два позолоченных феникса, охраняя покой Будды Амида.
15.
В центральном зале "Павильона Феникса" установлена трехметровая статуя Будды Амида - одна из немногих сохранившихся работ гениального скульптора-новатора времен Хэйана, Джёчё.
К величайшему моему сожалению, внутри снимать нельзя и служители тщательно бдят за этим.
16.
А обновленный храм отражается в пруду. И кажется, птица феникс рассматривает себя в воде, готовясь взлететь в небо.
17.
Храм тщательно обновили и покрасили только снаружи. Внутренний холл Будды Амида только консервируют. Тут видна внутренняя сторона центральных ворот холла с облезшей росписью и потемневшим от времени деревом.
18.
Лирическое отступление номер два.
Сотню с лишним лет спустя после строительства "Павильона Феникса" на территории храма совершил первое в истории сэппуку Минамото-но Йоримаса, проигравший битву клану Тайра на реке Уджи-гава. Достойный выбор места, ничего не скажешь: прямо у ног Будды Амида, видимо, лично проводившего героя в рай.
19.
20.
21.
Тут плохо видно, придется поверить на слово. Верхняя часть входа в холл Будды закрыта деревянной решеткой. И только вверху, под самым потолком оставлено круглое отверстие, через которое можно увидеть лицо Будды Амида.
Мастер Джёчё отступил от старого канона, создавая своего Будду Амида. Статуя смотрит не в голубую райскую даль, а прямо на тех, кто стоит у ее ног. И нет равнодушной отрешенности во взгляде Будды, сочувствие и мягкость освещают его лицо.
22.
Мне, конечно, приспичило сравнить хорошо известное изображение с оригиналом. Похоже, чоуж.
23.
24.
Феникс сверкает свежей позолотой.
25.
Оба два.
26.
Отражения в пруду завораживают.
27.
28.
29.
Дальний "угол" пруда.
30.
В пруду цветут лилии и бултыхаются карпы.
31.
32.
33.
34.
Колокольня храма. Это явно не стали реставрировать вместе с центральным зданием.
35.
Колокол.
36.
Правое крыло "Павильона Феникса".
37.
Мы записались на экскурсию внутрь холла Будды Амида, но до начала оставалось еще довольно много времени. Потому я усадила свое семейство в тенечке на лавочке, а сама пошла по второму кругу.
38.
Карп изображает торпеду.
39.
Могила того самого Минамото-но Йоримаса, родоначальника традиции вспарывать брюхо в безвыходной ситуации.
40.
Крыша храма рядом.
41.
Источник для омовения рук.
42.
Одно из зданий храма.
43.
И резьба под крышей.
44.
А это то самое место, где (по слухам) Минамото-но Йоримаса и совершил свое самоубийство.
45.
И камень с высеченной предсмертной поэмой Йоримаса.
46.
Экскурсия отправляется внутрь "Павильона Феникса".
47.
А я опять иду вокруг пруда.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
Молодой человек то ли монах в "отпуске", то ли собирается стать монахом, но он стоял немного в стороне около одного из горшков с лотосами и молился, глядя в лицо Будды Амида.
54.
Жаль, что лотосы уже отцвели...
55.
56.
57.
58.
59.
60.
Карп сопровождает нас, идущих через мост к Будде Амида.
61.
Вид на пруд со ступеней холла.
62.
Все замазали и покрасили очень тщательно и аккуратно.
63.
В самом холле, как я уже упоминала, снимать нельзя. Из полумрака с высоты своих трех метров прямо на тебя смотрит Будда Амида. Ощущение, что смотрит именно на тебя, где бы ты там реально ни стояла. Смотрит спокойно, с сочувствием и пониманием. "Много вас тут таких было за тысячу лет..." И даже становится неловко за свою суету с фотиком и мелкое неудовольствие от невозможности разглядеть теряющиеся в полумраке изображения ботхисаттв с музыкальными инструментами, плывущих на облаках вокруг головы Будды.
64.
Изображение на створках центральных ворот рассмотреть невозможно совсем, время стерло практически все. Зато на боковых воротах еще что-то заметно. И сцена схождения Будды Амида на землю поразила меня. Стало понятно, откуда Исао Такахата срисовал финальную сцену своей "Кагуя-химэ". Если это действительно так, сказка (и так не очень-то детская) приобретает несколько неожиданный смысл.
65.
66.
Карпы провожают нас обратно.
На этом и переходим к эпилогу.
67.
Выйдя из храма, оказались на оживленной сувенирной улочке. Вот керамика всякая.
68.
А так, вся улица состоит из мелких лавочек, большинство из которых продают знаменитый зеленый чай Уджи в разных видах и всякие вкусняшки с этим чаем.
69.
И такие лавочки тоже есть.
70.
Улочка к храму.
71.
А это мы решили зайти пообедать после прогулки и массы впечатлений.
72.
Обед.
73.
Юба-дон: рис, на который выложена густая подливка с юбой (пенки соевого молока). Сверху для вкуса добавлен тертый имбирь и пара листиков японской "петрушки"-митсуба.
74.
Типа супчик с тонкой лапшой сомэн. Зеленое сверху - тонко тертая шкурка лимона-юзу.
75.
Натюрморт с осенними травами.
76.
Это тут мы кормились.
77.
Уджинский котик стережет рекламу уджинского чая.
78.
Последний взгляд на "Павильон Феникса", теряющийся в зелени.
79.
Люк украшен изображением моста через Уджи-гаву. Тот самый мост, разрушив который Йоримаса пытался спастись от врагов.
А мы домой едем.