Уджи и Бёдо-ин

Sep 04, 2014 13:10

Всю весну в новостях показывали фрагменты открывшегося после двухлетней реставрации храма Бёдо-ин в Уджи. Открыт не весь пока, но самая основная и красивая часть, включая и внутренний зал Будды Амида.

Ну, вы понимаете: мне приспичило. Уджи я вообще люблю (и за тамошний зеленый чай, и за красивые пейзажи, и за последнюю часть "Повести о принце Гэнджи"), а Бёдо-ин первый и последний раз видела лет десять назад и тогда он выглядел сильно потрепанным временем.
В прошедшее воскресенье мы собрались и поехали.


На подъезде к городу. Река - Уджи-гава, бурная и буйная.

Под катом - около восьми десятков фоток храма, немного города Уджи вокруг храма и даже еды.

Делить фотки на две отдельные кучки (город и храм), мне лениво. Пусть будет классическая пьеса с прологом, действием и эпилогом.

Стало быть, Пролог. Из одной фотки:
1.


Это опять Уджи-гава и рыбаки, сидящие в реке. Рыба там есть и рыба даже съедобная (в том смысле, что вода относительно чистая, никакую дрянь туда не сливают).

А теперь приступаем к основному Действию.
2.


А это уже ворота на территорию храма. Справа виден фрагмент современного здания - это музей Бёдо-ина. Там рассказывается про историю храма, реставрации, хранятся всякие храмовые сокровища и воспроизведены фрагменты интерьера зала Будды Амида как они выглядели тысячу лет назад.

3.


Ворота тоже явно отреставрировали, яркие они и чистенькие.

4.


Подходы к самому "Павильону Феникс" обстроены вспомогательными и второстепенными зданиями комплекса. Но тут мало что интересного, поскольку это довольно "стандартные" постройки и все они относительно недавние. Храм (кроме центрального павильона) выгорел во время войн 14го века и был восстановлен только пару сотен лет спустя.

5.


Крыши.

6.


Зелень и лотосы в горшках. Правда, уже отцвели все.

7.


Фрагмент основного здания, отданного секте "Чистой земли". Храм находится в совместном владении двух сект - Джёдо ("Чистой земли") и Тэндай ("Лотосовая сутра").

8.



9.


"Индийская сирень" цветет.

10.


А вот и "Павильон Феникса", ради которого мы и поехали в Уджи.

11.


*надевает очки и собирается бубнить по написанному*:
История храма начинается в 998 году. Вас ведь не удивит, что сначала это была вилла для отдыха некоего Минамото-но Шигэмото, Левого министра тогдашнего хэйанского двора? Изрядная часть хэйанских храмов начиналась примерно также: с вилл богатых и знатных придворных.
Так вот, после смерти вышеозначенного Минамото-но Шигэмото вилла была выкуплена у его вдовы самим Фудживара-но Мичинага (один из влиятельнейших людей эпохи Хэйан). Его сын, Фудживара-но Йоримичи, преобразовал виллу в храм в 1052 году.

12.


Тут надобно сделать лирическое отступление номер раз.
Времена тогда (в середине 11го века) были смутные и непонятные. Культурные люди жаловались на общее падение нравов и морали, отсутствие перспектив и полную безнадегу (ничего не напоминает?). Единственная надежда оставалась на тихую мирную смерть и перевоплощение в райском саду. Потому и выбран был в качестве центрального божества храма Будда Амида, помогающий умершим найти путь в рай.

13.


"Павильон Феникса" 鳳凰堂 был завершен в 1053 году. Это единственное здание храма, сохранившееся в первозданном виде (не горело, не перестраивалось).

14.


Сама форма здания напоминает птицу феникса, расправившую крылья над прудом. И на крыше сидят два позолоченных феникса, охраняя покой Будды Амида.

15.


В центральном зале "Павильона Феникса" установлена трехметровая статуя Будды Амида - одна из немногих сохранившихся работ гениального скульптора-новатора времен Хэйана, Джёчё.
К величайшему моему сожалению, внутри снимать нельзя и служители тщательно бдят за этим.

16.


А обновленный храм отражается в пруду. И кажется, птица феникс рассматривает себя в воде, готовясь взлететь в небо.

17.


Храм тщательно обновили и покрасили только снаружи. Внутренний холл Будды Амида только консервируют. Тут видна внутренняя сторона центральных ворот холла с облезшей росписью и потемневшим от времени деревом.

18.


Лирическое отступление номер два.
Сотню с лишним лет спустя после строительства "Павильона Феникса" на территории храма совершил первое в истории сэппуку Минамото-но Йоримаса, проигравший битву клану Тайра на реке Уджи-гава. Достойный выбор места, ничего не скажешь: прямо у ног Будды Амида, видимо, лично проводившего героя в рай.

19.



20.



21.


Тут плохо видно, придется поверить на слово. Верхняя часть входа в холл Будды закрыта деревянной решеткой. И только вверху, под самым потолком оставлено круглое отверстие, через которое можно увидеть лицо Будды Амида.
Мастер Джёчё отступил от старого канона, создавая своего Будду Амида. Статуя смотрит не в голубую райскую даль, а прямо на тех, кто стоит у ее ног. И нет равнодушной отрешенности во взгляде Будды, сочувствие и мягкость освещают его лицо.

22.


Мне, конечно, приспичило сравнить хорошо известное изображение с оригиналом. Похоже, чоуж.

23.



24.


Феникс сверкает свежей позолотой.

25.


Оба два.

26.


Отражения в пруду завораживают.

27.



28.



29.


Дальний "угол" пруда.

30.


В пруду цветут лилии и бултыхаются карпы.

31.



32.



33.



34.


Колокольня храма. Это явно не стали реставрировать вместе с центральным зданием.

35.


Колокол.

36.


Правое крыло "Павильона Феникса".

37.


Мы записались на экскурсию внутрь холла Будды Амида, но до начала оставалось еще довольно много времени. Потому я усадила свое семейство в тенечке на лавочке, а сама пошла по второму кругу.

38.


Карп изображает торпеду.

39.


Могила того самого Минамото-но Йоримаса, родоначальника традиции вспарывать брюхо в безвыходной ситуации.

40.


Крыша храма рядом.

41.


Источник для омовения рук.

42.


Одно из зданий храма.

43.


И резьба под крышей.

44.


А это то самое место, где (по слухам) Минамото-но Йоримаса и совершил свое самоубийство.

45.


И камень с высеченной предсмертной поэмой Йоримаса.

46.


Экскурсия отправляется внутрь "Павильона Феникса".

47.


А я опять иду вокруг пруда.

48.



49.



50.



51.



52.



53.


Молодой человек то ли монах в "отпуске", то ли собирается стать монахом, но он стоял немного в стороне около одного из горшков с лотосами и молился, глядя в лицо Будды Амида.

54.


Жаль, что лотосы уже отцвели...

55.



56.



57.



58.



59.



60.


Карп сопровождает нас, идущих через мост к Будде Амида.

61.


Вид на пруд со ступеней холла.

62.


Все замазали и покрасили очень тщательно и аккуратно.

63.


В самом холле, как я уже упоминала, снимать нельзя. Из полумрака с высоты своих трех метров прямо на тебя смотрит Будда Амида. Ощущение, что смотрит именно на тебя, где бы ты там реально ни стояла. Смотрит спокойно, с сочувствием и пониманием. "Много вас тут таких было за тысячу лет..." И даже становится неловко за свою суету с фотиком и мелкое неудовольствие от невозможности разглядеть теряющиеся в полумраке изображения ботхисаттв с музыкальными инструментами, плывущих на облаках вокруг головы Будды.

64.


Изображение на створках центральных ворот рассмотреть невозможно совсем, время стерло практически все. Зато на боковых воротах еще что-то заметно. И сцена схождения Будды Амида на землю поразила меня. Стало понятно, откуда Исао Такахата срисовал финальную сцену своей "Кагуя-химэ". Если это действительно так, сказка (и так не очень-то детская) приобретает несколько неожиданный смысл.

65.



66.


Карпы провожают нас обратно.

На этом и переходим к эпилогу.
67.


Выйдя из храма, оказались на оживленной сувенирной улочке. Вот керамика всякая.

68.


А так, вся улица состоит из мелких лавочек, большинство из которых продают знаменитый зеленый чай Уджи в разных видах и всякие вкусняшки с этим чаем.

69.


И такие лавочки тоже есть.

70.


Улочка к храму.

71.


А это мы решили зайти пообедать после прогулки и массы впечатлений.

72.


Обед.

73.


Юба-дон: рис, на который выложена густая подливка с юбой (пенки соевого молока). Сверху для вкуса добавлен тертый имбирь и пара листиков японской "петрушки"-митсуба.

74.


Типа супчик с тонкой лапшой сомэн. Зеленое сверху - тонко тертая шкурка лимона-юзу.

75.


Натюрморт с осенними травами.

76.


Это тут мы кормились.

77.


Уджинский котик стережет рекламу уджинского чая.

78.


Последний взгляд на "Павильон Феникса", теряющийся в зелени.

79.


Люк украшен изображением моста через Уджи-гаву. Тот самый мост, разрушив который Йоримаса пытался спастись от врагов.

А мы домой едем.

Храмы, Хэйня, Местные пейзажи

Previous post Next post
Up