Один из праздничных дней у нас получился почти целиком посвященным собирательству. Собирали "подножный корм": растения, которые традиционно не выращиваются на огородах, а собираются в местах естественного произрастания. Короче, вроде нашего российского "пойти в лес по грибы, по ягоды". С грибами и ягодами в местных лесах пока иметь дело не приходилось, а вот собирать так называемые "сансай" 山菜 (дословно "горные овощи") мы любим.
Несколько лет назад у меня был репортаж, как мы собирали такэноко (молодые побеги бамбука), а в этом году было решено развить тему.
Первым делом с утра пораньше мы поехали охотиться на диких такэноков. Благо и место привычное, и опыт уже большой накоплен (каждый год охотимся).
Это мы всей толпой прибыли на участок леса на склоне горы, который семья мужа арендует у владельцев последние лет пятьдесят. Арендует именно для охоты на такэноков и частично для выращивания кое-каких вполне культурных овощей, не требующих особой ежедневной заботы.
Да, склоны гор рядом с деревнями, как правило, "ничейными" не являются. У каждого клочка земли и кусочка леса есть хозяин. Потому если вам хочется иметь свои "охотничьи угодья", то либо покупать кусок леса, либо арендовать.
Бамбук в большинстве случаев - буйно растущий и плохо поддающийся контролю сорняк. Если не охотиться на его "детенышей" ежегодно ранней весной, когда они начинают лезть из земли, очень скоро бамбук заполонит все свободное пространство. А выковыривать и как-то пытаться ликвидировать взрослый бабмук - это занятие куда более трудоемкое и бессмысленное, чем борьба с ветряными мельницами.
Потому охота на такэноков - это не только набивание собственного живота ранневесенним дикорастущим овощем, но и чистка леса от сорняка.
Дедушка наш приехал чуть раньше и уже успел немного поохотиться, пока мы раскачивались. Бабушка вот проверяет добычу.
Зверя видите? Вот это и есть дикий такэноко. Поскольку сезон уже кончается, такэноков не очень много и они крупноватые (большей частью пропущенные и не увиденные в прошлые охотничьи заходы).
Дедушка - профессиональный и потомственный добытчик такэноков.
Обший, так сказать, вид места охоты. Где-то в опавшей листве и прячутся такэноки.
Еще один добыт. Тяпка для добывания только одна, ею профессионально орудует дедушка. Все остальные участники охоты заняты поисками добычи.
Вот, еще один!
Знатная зверюга!
Судя по ярко-зеленому цвету и неотвалившимся оберткам около основания, это бамбук текущего года. Т.е. ему около месяца. А уже метра три в высоту. Это о скорости роста.
Супруг решил вспомнить старые навыки.
Есть добыча!
Еще одна бамбучина месячного возраста. Шкурки-обертки валяются рядом, уже засохшие. Именно эти пестренькие "листики" используются, например, в кулинарии. Для заворачивания риса с овощами и мясом и варки. Сами листья не едят, но они придают легкий аромат готовому блюду. В бамбучьи же листья заворачивают некоторые виды суши и сладостей. И вообще такая натуральная непромокаемая упаковка для продуктов. А также, может кто помнит, в посте про шибори говорилось, что эти же шкурки использовались для защиты участков ткани от красителя.
Короче, со всех сторон полезный продукт.
Девушки хвастаются добытым гигантским такэноком. Правда, это есть уже нельзя.
Видите, оно внутри уже полое, пустое.
Но еще не задеревеневшее, потому хрупкое и легко ломается.
И свежие шкурки-обмотки.
Внутри вполне можно спрятать не очень крупную принцессу с Луны.
Старшей красотке тоже приспичило добыть такэноко. Продолжить, так сказать, семейную традицию.
Обрезки "труб" вокруг - пеньки от спиленных старых бамбучин. Стоять эти пеньки могут годами, бамбук плохо гниет даже при местной влажности и температуре.
Добыча-переросток. Где-то на грани: еще можно есть, но уже не такое вкусное.
Ну, а это - урожай за весь заход.
Наловленных такэноков нужно как можно быстрее разделать. Они крайне плохо хранятся и уже на следующий день начинают гнить. Потому с них снимают жесткие шкурки и обрезают остальное несъедобное.
Тушки такэноков. Но это еще не еда и даже не полуфабрикат. Сырые свеженаловленные-свежеразделанные такэноки содержат натуральный токсин и горчат. Чтобы что-то готовить из них, такэноки сначала варят (около часа-двух) вместе с рисовыми отрубями, которые и абсорбируют токсины.
Но это вечером. А пока нас ждет следующий выезд на охоту.
Мы едем в префектуру Вакаяма. У дедушки с бабушкой там есть секретное место охоты на вараби - молодые побеги папоротника-орляка.
Ехать довольно далеко, потому по дороге любуемся окрестностями. Вакаяма - очень красивая горная префектура.
Сплошные горы, покрытые лесом, и много-много горных речушек разного размера.
Здесь выращивают известные на всю Японию персики.
Но для персиков пока не сезон, они еще мелкие совсем.
Забрались на гору и смотрим на мир сверху вниз.
Посчитайте, сколько тут линий гор.
Супруг удалился в дикую пустошь.
Места там дивной красоты и какого-то не очень типичного для здешних краев вида.
Людей видите? Чисто для масштаба. Слева маленькая группка людей на камнях.
Обычно горы тут густо заросшие лесом. А эта почему-то лысая. Камни вот торчат и травой все заросло, пока еще засохшей, прошлогодней.
Но эта лысая гора дает редкое тут ощущение простора.
Но мы приехали сюда не только и не столько пейзажами любоваться, сколько на охоту. Вот это, по идее, тоже относится к сансай. "Зэнмай" называется. Однако, бабушка сказала, что это мы не собираем. Она это готовить не умеет. Наша добыча сегодня - вараби.
Вот оно! Собственно, и зэнмаи, и вараби - разновидности папоротника. И у того, и у другого едят молодые побеги ранней весной. Но вараби более "популярен". Вкуснее ли - не знаю, не пробовала.
А это я нашла. Вараби - тоже сорняк. Буйный и беспощадный, способный также заполонить все доступные места. Потому поедание молодых побегов - также благо для экологии.
Зверя видите? Хватать!
На лысой горе добычи оказалось немного, вот все, что наловили. Рановато еще. Потому поехали в другое место там же неподалеку.
Сразу видно, что ездят тут нечасто и только знающие место.
Приехали. Остатки разбитой каменной лестницы на гору. Раньше тут что-то было, то ли санаторий какой, то ли зона отдыха, то ли еще что. Но все давно разобрано (что можно было). Не сказать, чтоб заброшено. Кто-то тут бывает регулярно: вон, и сетку от кабанов натянули, и даже лестница не заросла еще окончательно.
Дедушка нашел добычу.
И понеслось. Место оказалось удивительно "рыбное".
Зверей видите? Два штуки.
Трухлявым пнем замаскировались.
Это полувзрослый вараби. Это уже есть нельзя: как только листики начали развертываться, уже жесткое.
Ну, а это совсем взрослый сорняк.
Старшая в азарте охоты.
А это я уже после нее пошла там же. Добычу видите?
Вокруг красиво...
Хотя гора и не такая лысая, как предыдущая.
Младшая устала по горам скакать, зовет всех домой.
Едем обратно. По этим дорогам лучше спуститься вниз засветло.
Весна, все зеленое.
Вот там тоже живут люди. Судя по столбам, электричество у них есть. И дорога к ним тоже наверняка идет. И до "цивилизации" в долине всего минут 20 на машине. А ощущение полного безлюдия.
Ближе к подножию горы дома встречаются уже группами. И огороды при них ступенчатые, в соответствии с рельефом горы.
Через речку натянута веревка с флагами-коинобори ко Дню Детей.
Дома опять добычу нужно разделать, пока не усохла. У вараби отламываются все жесткие части.
Сегодняшняя добыча. Тазик примерно пятилитровый.
Оказывается, пока некоторые любовались окрестностями, бабушка успела собрать немного еще одного "горного овоща" - итадори (японская фаллопия, разновидность гречишника). Сорняк, ага. Один из сотни самых опасных инвазивных видов. Поможем экологии, сожрем врага!
Сначала врага надо обшкурить. Шкурка снимается легко, достаточно ногтем подцепить.
И поломать в местах сочленений. Сырой итадори кислющий. Свекр и муж не любят кислое, потому итадори и набрали относительно немного. Чисто для разнообразия.
Очищенный и поломанный итадори еще немного щепят.
И замачивают в холодной воде на ночь или на сутки.
Вараби тоже надо замочить.
А такэноков поставить варить с рисовыми отрубями. Вот они тут булькают. Вода белая от отрубей.
Ну, а на следующий день уже можно всю эту добычу потихоньку готовить.
Вот, например, чираши-зуши с такэноками.
А это - тушеный с соевым соусом и кунжутным маслом итадори.
Тушеные такэноки с рыбками-нибоши.
Вараби и такэноко, тушеные вместе.
Всякая тэмпура. На переднем плане и справа - коричневатое полукруглое - тэмпура такэноко.
Тэмпура вараби.
Такэноко, тушеные с вакамэ.
Закатанные в банки вареные такэноки. Это, типа, запасы. Обычно хватает вплоть до следующего урожая, поскольку сезон охоты на такэноков можно считать законченным.
Вареных же такэноков можно купить в любом супермаркете круглый год. Вареные вараби и прочие сансай тоже попадаются.
В общем, если что - голодать не будем. Уйдем в горы.