Продолжение

Feb 11, 2013 00:40

Надо все-таки закончить "песню" про буракуминов. А то она висит надо мной укоризненно и мешает предаваться радостям жизни и прочим глупостям.

Стало быть, продолжаем дозволенные речи. Начало, если кто пропустил, было тут.

Для особого драматизЬму (да, я люблю дешевые эффекты) повешу тут все ту же фотку.


Ужасные трущобы буракуминов, 2009й год.
Трущобы, кстати, на самом деле ужасные. Я хорошо помню свое первое впечатление от этого места. И вопрос мужу "почему такой кошмар почти в центре города?". Муж тогда от ответа ушел. Типа, дома для самых бедных. Хотя мог бы и догадаться, что кое-кого ушастого боги наградили неумеренным любопытством. И этот кое-кто рано или поздно все равно докопается.


Сам район Суджин-чику 崇仁地区 я знаю давно. Как уже упоминалось, бывала там неоднократно и проездом, и чисто погулять.
Но я не знала, что там есть небольшой музей: первый банк, открытый в 1899 году буракуминами для своих надобностей (другие банки не хотели иметь дело с бураку и не давали кредитов ни для бизнеса, ни для образовательных целей, ни для чего), банк "Янагихара". Здание банка было построено в 1907 году.
Банк прекратил свою деятельность в 1927 году во время кризиса. А здание использовалось под магазины разной направленности и прочее.
В 1989 году правительство Киото расширяло и спрямляло улицу Каварамачи-дори, у которой этот банк стоит. И собиралось снести старое, изрядно обветшавшее здание. На защиту бывшего банка "Янагихара" встала вся община Суджин.
В 1994 году здание банка было признано памятником деревянной архитектуры эпохи Мэйджи, а в 1997 году там был открыт музей истории общины буракуминов и самого банка. Музей работает на безвозмездно-просветительской основе, т.е. попросту - бесплатно.


Так это здание выглядит сейчас.



Деревянный особняк, тщательно отреставрированный снаружи и внутри.

Внутри там, как уже упоминалось, собраны всякие материалы по истории самой общины и банка. Не очень много, но познавательно.
Снимать внутри разрешают. Правда, за качество фото прошу извинить: стекла витрин бликуют и отражают, извращалась как могла.

Начнем, думаю, как и положено - с начала
Самое раннее упоминание о месте поселения изгоев в Киото относится к первой половине 16го века. Хотя само по себе Рокуджёгавара 六条河原 было известно еще со времен Хэйана как место казни преступников, в том числе и политических. В частности, тут были казнены потерпевшие поражение в смутах Хогэн и Хэйджи в конце периода Хэйан (12 век).
Рокуджёгавара - это кусок реки Камо-гавы между мостами Годжё-охаши и Шичиджё-охаши. Внизу, прямо на берегу реки, казни и происходили.

 

Вот, скажем, всякие мутные картинки, изображающие процесс казни на берегу Камо-гавы. Отрубленные головы потом выставлялись на мостах Санджё-охаши и Годжё-охаши.

В начале 16го века вдоль реки на месте постоянных казней и тюрем самообразовался небольшой поселок, где жили тюремщики-палачи и бывшие преступники, которым некуда было больше податься. Точная дата образования поселка неизвестна, но уже к концу 16го века все эти темные личности кучковались там постоянно. Численность поселка составляла от нескольких сотен до тысячи человек. Место это очень небезопасное для жизни: во время сильных дождей Камо-гава разливалась и бурный поток сносил начисто все жалкие лачуги, иногда - и вместе с обитателями.

В 1591 году Тойтоми Хидэйоши возвел вокруг Киото оборонительный земляной вал. Поселение на месте Рокуджёгавара было оставлено за пределеми этой вала. Защищать бывших преступников и тюремщиков никто не собирался.
В 1663 году в Рокуджёгавару переселили эта из района Матсубараинари-мачи 松原稲荷町, потом были выделены земли на окраине Киото (за пределами городской черты), куда перебрались наконец на постоянное место жительства все обитатели поселка на Рокуджёгавара. Новую деревню так и назвали - Рокуджё-мура.


Схема образования поселений изгоев в районе современной общины Суджин. Бледно-голубые области представляют исторические поселения, которые расположили на современной карте этого района.
Большая синяя линия у правого края схемы - река Камо-гава, синия извилистая полоска ближе к центру - река Такасэ-гава, синий пунктир обозначает старое течение Такасэ-гавы и несуществующие сейчас мелкие речушки. Самая верхняя горизонтальная желтая линия - современная Шичиджё-дори, центральная самая широкая желтая полоса по вертикали - современная же Каварамачи-дори. Снизу черным пунктиром обозначена железная дорога. Левее за кадром на этой линии располагается Центральная станция Киото. Ну, кто Киото знает - примерно представляет место.

В 1714 году около моста Шичиджё на Камо-гаве была построена водяная мельница и рядом - поселок хининов, которые на мельнице и работали. Поселок обозначен областью 2 на схеме.
Еще чуть позже образовалась деревня Зэнзаато-мура 銭座跡村 (область 3).
И уже в первой половине 19го века к Рокуджё-муре присоединили земли с западной стороны, которые так и назвали Рокуджё-ониши-гуми 六条大西組 (область 4 схемы).



Большая гравюра 1808 года, представляющая юго-восточную часть Киото. Наложенными стрелочками обозначены поселения изгоев.



Правая часть гравюры поближе. Камо-гаву в центре хорошо видно. Слева ближе к верху комплекс красных зданий - Ясака-джинджя и мост Шиджё-охаши. Следующий большой мост - Годжё-охаши. Комплекс красных зданий справа над рекой - храм Санджюсангэн-до, самый правый мостик через реку - Шичиджё-охаши.
Самая левая белая наложенная стрелка - бывшее поселение эта Матсубараинари-мачи, откуда всех переселили в конечном итоге в Рокуджё-муру (вторая стрелка). И самая правая стрелка показывает расположение деревни Зэнзаато-мура. Поселок хининов около самого моста Шичиджё тоже можно разглядеть, хоть он и не отмечен отдельно.

Заметьте, что деревни изгоев, хотя и располагались очень близко друг к другу и в одном районе, где не было "чистой публики", при этом почти не контактировали между собой. Типа, эта и хинины - это две большие разницы. И, вероятно, существовало разделение по видам основной деятельности. Жители Рокуджё-мура занимались выделкой кожи, для них были отведены земли, где можно было обрабатывать шкуры.

За кадром тут осталось поселение этнических корейцев. Оно было еще южнее, ниже по течению Такасэ-гавы. Эти были изгоями даже среди изгоев. Потому что иностранцы.
Корейское поселение появилось в начале 17го века, когда вояки Тойтоми Хидэйоши привезли в столицу захваченных корейцев после вторжения в Корею. Это были мастера-ремесленники в разных областях. Гончары, ткачи, гравировщики... Их знаниями и умениями охотно пользовались, но жить рядом с ними никто не захотел. И корейцев поселили на самом отшибе.

И так они все жили своим довольно замкнутым миром две сотни лет. Сложились свои традиции и даже свои праздники и фестивали, которые отмечаются и сейчас.

В середине 19го века жизнь начала стремительно меняться. Япония открылась после почти трехсотлетней изоляции и в страну потекло всякое новое.
В 1871 году были отменены все сословные привилегии и дискриминация отдельных внесословных групп.

Тут хочу специально отметить, что хотя эта за людей и не считали, но при этом к их умениям и мастерству в определенных областях относились и относятся с уважением. В частности, выделка кожи и пошив из этой кожи отдельных предметов одежды у эта были доведены до совершенства. Как и везде в Японии, умение отрабатывалось поколениями и передавалось внутри одной семьи от старших к младшим.

Потому когда в Японии стала набирать популярность западная одежда, эта очень быстро просекли конъюнктуру рынка и начали изготовление ботинок и сапог.


Картинка, представляющая эта, который делает обувь.



Всяческий обувной инструментарий и прочие кожевенные вытребеньки.



Ножная швейная машинка для кожи фирмы "Зингер", начало 20го века.

Вот, скажем, занятный эпизод, представленный в музее.


Это паспорт японского гражданина Савамуры Кумакичи, 43 лет от роду, с отметками российского консульства во Владивостоке.
Оный господин Савамура, происходящий из сапожников общины Янагихара города Киото, в 1918 году приехал в Россию на заработки, обувь делать.



Облигация (?) на 1000 рублей, выданная Савамуре российским государственным банком во Владивостоке. Судя по тому, что Савамура эту бумажку привез на родину, получить по ней деньги он не успел. Ему вместе с остальными японцам пришлось спешно покинуть российский Дальний Восток.

Однако, развитие капитализма в Японии и появление первых заводов и фабрик, в том числе и по изготовлению обуви, обесценило ручной труд сапожников-эта. Выдержать конкуренцию с массовым производством было сложно, мастера разорялись и нищали. Сменить же род деятельности было практически невозможно: образование по-прежнему было недоступно, несмотря даже на наличие денег.

В 1889 году все поселки эта и хининов на юго-востоке Киото были объединены в один городок под общим названием Янагихара. Первым мэром был выбран Сакурада Гихээ 桜田儀兵衛 (1832-1893), уроженец этого города. Судя по тому, что о нем написано, был достойным человеком. Пытался помогать бедноте своего района, как мог боролся с потерей работы мастерами. Во время эпидемии холеры предпринимал усилия по ограничению распространения заразы

Следующим мэром Янагихары стал Акаши Тамизо 明石民蔵 (1856-1920), которому на тот момент было 37 лет. Родился он тоже в Янагихаре, бывшей деревне Зэнзаато-мура.

Именно он и стоял за организацией и созданием банка "Янагихара" для поддержки бизнеса жителей своего района.
В 1899 году 11 человек из Янагихары сложили имевшиеся у них деньги (22 000 йен, по современному курсу это около четырех миллиардов йен) и организовали банк. Его первым президентом стал Акаши Тамизо.


Банкиры в 1909 году. Акаши Тамизо тут стоит во втором ряду, второй справа. Про остальных сведений сохранилось очень мало, даже не все имена известны.

Тот же Акаши Тамизо взялся и за организацию образования для детей своего города. Нельзя сказать, что детей там совсем не учили до реформ правительства Мэйджи. Но, как уже упоминалось, среди жителей поселков уровень образования был намного ниже среднего, а многие были и просто неграмотны.
Первая школа в Янагихаре была организована в 1873 году по распоряжению правительства. А постоянное здание у этой школы появилось в 1876м.
Хуже всего было с учителями. Преподаватели из "чистой" публики шли в эту школу неохотно и отношения с учениками у них часто не ладились. Выход был готовить учителей из своей среды, но на это нужно было время и выстраивание отношений с университетами Киото, куда жителей Янагихары принимали без большого желания. Акаши Тамизо организовал поддержку высшего образования для жителей своего города со стороны банка "Янагихара".

В 1911 году под прямым руководством Акаши Томизо было построено новое здание для школы.


Фото учеников и учениц с учителями во дворе новой школы . Акаши Томизо стоит в центре самого верхнего ряда (между двумя усатыми здоровяками).
Акаши был женат на уроженке Янагихары и у него было 8 детей, из которых двое умерли в младенчестве. Шестеро детей Акаши учились в школе "Янагихара". На фото выше присутствуют трое из них.

Помимо банка, школы и остальных дел города, Акаши Томизо был активным участником движения за права изгоев. И одним из тех, кто пытался собрать разрозненные общины по всей стране в единую организацию. Для чего пользовался и лично-семейными связями. В частности, старшая дочь вышла замуж за главу общины эта в Осаке (на школьном фото она стоит слева от мужика в центре, стало быть, через него от своего отца).
И активно пытался внушить мысль властям города Киото, что сохранение Янагихары в том виде, в каком она оставалась со времен Эдо, портит репутацию города и, вообще говоря, противозаконно: ведь дискриминацию отменили!

В 1912 году состоялось большое собрание всех заинтересованных лиц по проблеме буракуминов. Правительство императора Тайшё, представители университетов и крупных компаний, религиозных организаций - всего около 150 человек. Были также и представители от буракуминов, включая Акаши Томизо. Хотя и было принято постановление о ряде мер по улучшению ситуации в поселениях буракуминов и даже выделены некоторые средства на реализацию этого решения, представители бураку остались не очень довольны. "Недостаток искренности со стороны других групп населения и нежелание кардинального решения проблемы дикриминации" - были отмечены лично Акаши.

В апреле 1918 года Янагихара была включена в состав города Киото. А в августе того же года в городе вспыхнул бунт бедноты, недовольной сильным подорожанием продуктов питания. Бунт подавили быстро и без церемоний, но большая часть арестованных была из буракуминов.

Акаши Томизо принимал активнейшее участие в организации всеяпонского съезда представителей бураку. Банк "Янагихара" спонсировал подготовку этого съезда и сам съезд. Но Акаши не дожил до осуществления этого проекта.
Акаши Томизо умер в июне 1920 года.

Всеяпонский съезд представителей бураку состоялся в Киото в зале "Оказаки" 3 марта 1922 года. Присутствовало около 3000 представителей разных общин со всей страны. Была создана организация "Зэнкоку суйхэйшя" (全国水平社 - Всеяпонское общество равенства).


Лидеры организации равенства буракуминов 20х годов прошлого века. Во втором ряду крайний правый - Сайко Манкичи (тот самый, предложивший идею флага).

Интересно, что на начальном этапе общество решило бороться с дискриминацией буракуминов перевоспитанием "обычных" людей. Если было зафиксировано "неправильное поведение" обычного человека по отношению к буракумину, от виновника требовали официальных извинений, утверждая, что этот виновник "оскорбил императора", нарушив его закон 1871 года о равноправии всех японцев.
Подобная тактика привела к резкому ухудшему отношения "обычных" людей к буракуминам. Вплоть до открытых массовых конфликтов, в которые приходилось вмешиваться полиции (а в отдельных случаях - и армии). Вину за подобные конфликты возлагали практически полностью на буракуминов. Что, понятно, тоже не уменьшало напряжения.

Поняв ошибочность тактики "перевоспитания", общество "Суйхэйшя" переключилось на другие методы. В первую очередь, на экономическую поддержку буракуминов в условиях кризиса, материальную помощь беднейшим и правозащитную деятельность.
С началом Второй Мировой войны под давлением правительства общество было расформировано.

После поражения Японии делами буракуминов занялся в том числе и штаб американской оккупационной армии. В феврале 1946 года при активном участии бывших членов "Суйхэйшя" был организован "Национальный комитет по освобождению буракуминов". Создание комитета, провозгласившего среди прочего борьбу за полную ликвидацию пережитков феодализма в стране , поддержали социалистическая и коммунистическая партии Японии.
Главой нового комитета был выбран Матсумото Джиичиро 松本 治一郎, происходящий из общины буракуминов Фукуоки.

В начале своей карьеры Матсумото зарабатывал себе на жизнь уличными предсказаниями и продажей лекарственных трав в китайском Даляне, не имея даже малейшего медицинского образования или лицензии. В 1910 году японский консул отправил его домой, где молодой человек немедленно занялся бизнесом и политикой. В 1923 году Матсумото становится председателем фукуокского отделения "Суйхэйшя", а в 1925 - одним из лидеров общенациональной организации.
В 1936 году Матсумото Джиичиро стал членом палаты представителей. А в 1942 году вступил в Ассоциацию помощи трону.

Уже будучи главой комитета по освобождению буракуминов, Матсумото был избран в парламент. В 1947 году становится вице-председателем палаты советников. В 1948 году в этой самой должности вице-председателя отказался от аудиенции у императора. После чего ему была запрещена любая политическая деятельность. Запрет сняли в 1951 году.
Действуя согласно своему принципу "нет курению, алкоголю и азартным играм, не жениться и не покупать шлюх, не носить галстук", Матсумото Джиичиро вел "здоровый образ жизни" и никогда не женился, но в 1947 году формально усыновил своего племянника Матсумото Эйичи 松本 英一, который стал его преемником на посту председателя Лиги освобождения буракуминов в Фукуоке.
Старший сын Эйичи, Рю Матсумото, унаследовал бизнес отца и деда и их же политические "кресла", став главой организации буракуминов и членом Социал-демократической партии.
27 июня 2011 года Рю Матсумото был назначен Министром по Реконструкции правительства тогдашнего премьера Наото Кана. И неделю спустя, 5 июля, завершил свою карьеру грандиозым скандалом, который привел к отставке самого Кана и его правительства. После чего переключился на дела Фукуоки.

Впрочем, дела Лиги освобождения буракуминов все ее лидеры вели и ведут прямо и принципиально, тщательно подсчитывая все случаи дискриминации и требуя наказаний виновным и компенсаций пострадавшим, выбивая из правительства средства на реконструкцию общин буракуминов и отмену любых упоминаний о происхождении.
В 1968 году под давлением Лиги было запрещено использование книг семейных записей, где упоминалось происхождение граждан. В 1976 году после ряда скандалов с нелегальными копиями этих записей запретительные меры были усилены.

Тут, если честно, я не понимаю. Что касается Киото, то достаточно спросить у человека какую начальную школу он закончил. Благо начальные школы привязаны к месту проживания ребенка. Всем в Киото известно, где находится начальная школа "Янагихара" и кто туда ходит. Полагаю, это известно не только в Киото.

Так или иначе, но официально дискриминация буракуминов запрещена и наказуема. Но реально, как несложно догадаться, пока еще существует. Особенно в Западной Японии, где исторически общин было больше и они древнее. Если в Центральной и Восточной Японии многие из молодого поколения даже не всегда знают, кто такие буракумины, то в Кансае память длиннее.

И немного статистки (извините, она не очень свежая, полагаю, современное состояние еще более "сглаженное", потому и нет новых данных).
В настоящее время по разным данным в Японии насчитывают около 5000 общин буракуминов и общая численность самих буракуминов от миллиона до трех в зависимости от источника информации. Размеры общин колеблются от пяти семей до тысячи. Скажем, община Суджин-чику в Киото (Янагихара была переименована в 1956 году) насчитывает сейчас около двух тысяч человек.

Данные по занятости:


Вроде тут понятно, хоть и по-английски? Желтые графы относятся к бураку с интервалом в 8 лет, чтоб была видна динамика.
Видно, что данные за 1993 год близки к средним по стране, хотя безработных среди буракуминов немного больше, а имеющих постоянную работу - меньше.

Данные по доходам:


Тут даже не знаю, что особо комментировать. Людей с высоким доходом среди бураку меньше.

Данные по уровню образования:


Здесь хуже: тех, кто никогда не посещал школу (читай - неграмотных) существенно больше среди бураку, а с высшим образованием - меньше.
Что тоже непонятно лично мне, потому что начальные государственные школы бесплатные. И не ходить туда можно только по собственному очень сильному желанию (точнее, НЕжеланию). И вряд ли это связано с дискриминацией. Хотя, конечно, насчет высшего образования этого не скажешь.

Про браки между буракуминами и "обычными" людьми:


Данные опроса, как несложно догадаться. Почти половина опрошенных утверждает, что не будет возражать против такого брака своих детей. Около 13% не одобряет этого (из них 5% собираются активно противодействовать).

И общие данные по дискриминации:


Где у буракумина больше всего шансов быть дискриминированным. Брак явно лидирует.

Все данные взяты с сайта Института Прав человека и Освобождения буракуминов.

Ну, и чтобы не заканчивать этот треп слишком официально, вернусь к тому, с чего начала.


Так сейчас выглядит дом с самого верхнего фото. Да, его сносят. Кажется, это последний многоквартирный дом из "старого фонда", который еще стоит в Суджин-чику.



А так выглядит район около старого банка "Янагихара", самый центр общины Суджин.
Видите на заднем плане голубенькое пятнышко? Это здание банка.

Поскольку в этих домах открытые подъезды и лестничные клетки, я залезла на последний этаж и поснимала немного с балкона лестничной клетки.


Вид сверху в сторону Центральной станции Киото. Башню видите? Это как раз около станции.
На незастроенных пятачках земли внизу еще недавно были частные дома буракуминов. Их выкупило правительство города, дав взамен возможность жить в новых многоэтажках.



Вид на банк "Янагихара".



Один из немногих сохранившихся пока старых частных домов бураку.



Вид на парковку дома и более дорогой дом.



Дома уже нежилые, но пока еще не снесенные. Есть и частные бараки (конкретно бараки!), и многоквартирные, и какие-то явно производственные помещения, тоже уже заброшенные. Ночью я тут не рискнула бы ходить.



"Клуб" корейской общины. Она совсем маленькая, около сотни человек, но тем не менее. Пожалуй, это самая старо выглядящая часть Суджин-чику.



Но рядом там стоят такие машины. С вероятностью 99% эта машина принадлежит кому-то из обитателей района, посторонних или случайных машин там поставить некому и незачем.



Очень свеженький микрорайон и детская площадка при нем. Три года назад тут были трущобы.



Встретившийся мне детский сад на прогулке. Маленькие жители общины. Ничем не отличаются от детей в других районах города. Шумные, болтливые, смешливые.
Надеюсь, они уже не будут знать, кто такие "буракумины".

Отдельные японские личности, Этнографическое, Псевдо-научные трактаты

Previous post Next post
Up