Теперь уже почти два месяца тому назад я
начинала рассказ про художника Каванабэ Кёсая. Вот, решила наконец закончить.
Стало быть, у нас примерно вторая половина 19го столетия.
А это портрет нашего героя авторства французского художника Феликса Регаме, года эдак 1876.
После того первого поста некоторые решили, что Кёсай был в вечном загоне, нелюбим и обижаем властями, влачил полуголодное существование неизвестно где.
Это, однако, не совсем верное впечатление.
Несмотря на несахарный характер, алкоголизм и независимость суждений, Кёсай был весьма востребован и популярен в Эдо (чуть позже - Токио). В конце концов, кто еще из современных ему японских художников мог одновременно и попеременно работать в практически любой известной на тот момент японцам технике и стилях?
Хотите в стиле Тоба Соджё? Пожалуйста!
Лягушки с зайцами сумо устроили, а мартышки судят. 1879 год.
Хотите классических биджин-га? Да нивапрос!
Ойран при параде,1884 год (слева) и красавица, читающая письмо, 1888 год (справа) .
Или чего в формально-парадном стиле? Тоже можно.
Милосердная Каннон. !885 год.
Может, вам монстриков хочется? По мотивам старых легенд и рассказок? Так и это сделаем.
Привидение женщины с отрубленной головой. 1871 год.
Китайской туши захотелось? Да пожалуйста!
Карпы. 1886 год.
Ширмочку расписать традиционно? Вот!
Двустворчатая ширма "Дракон и Тигр". 1885 год.
Про гравюры на любые темы можно и не упоминать, хотя там тоже немало интересного.
Смотрите, какие зайки! Была целая серия гравюр с разными животными, птицами и насекомыми, выпущенная в 1881 году.
Кёсай берется за любую работу и ни от чего не отказывается. Такое ощущение, что изнутри его грызет демон и единственное спасение - это писать, потому что алкоголь помогает слабо.
Рассказывают байку, что однажды Кёсай сотоварищи, как обычно, бухал где-то вечерком. Туда же пришел расстроенный и опечаленный хозяин театра Кабуки "Шинтоми". На вопросы собутыльников ответил, что завтрашняя премьера в театре под угрозой срыва, потому что забыли заказать парадную занавесь-афишу к спектаклю. И времени уже нет.
Кёсай хмыкнул и послал подмастерье домой со списком нужного. Расстелив ткань прямо на полу пивнушки, за четыре часа расписал занавесь, продолжая прихлебывать саке и травить байки.
Размер "занавесочки" - 17 метров длиной и 4 метра шириной. Четыре часа. Под саке.
В ролях демонов Кёсай выписал (хоть и карикатурно) ведущих артистов театра, с большинством из которых был знаком лично.
Представили, да?
Свои "наброски" в стиле современных манга Кёсай рисовал по 200 листов за день.
Вот таких, 200 листов за один день.
Без демона точно не обходилось.
Работы Кёсая представляли Японию на Всемирных выставках дважды: в 1873 году в Вене и в 1876 году в Филадельфии. И еще на паре выставок чуть поменьше значением.
За эту ворону в 1881 году Кёсаю было заплачено 100 йен (в пересчете на современные деньги - около миллиона йен, совершенно безумные деньги за живопись в то время).
Работа выставлялась на международной выставке и сыграла свою роль в популяризации японской культуры.
При этом характер Кёсая, хоть и "ублаготворенного", поменялся мало.
Вот, скажем, официально-парадная картина, представляющая японскую делегацию в Европе (посещение парижской Оперы, 1879 год).
Посмотрите, какое патриотичное платье на даме!
А вот неофициально-карикатурный вариант того же (большая пьянка в Лондоне, 1876 год):
Ну, и кто он после этого?!
Или хорошо известная карикатура 1874 года на образовательную реформу правительства Мэйджи:
Всякие традиционные японские бакэмоно (которых Кёсай очень уважал, кстати говоря) пытаются учиться и учить в школе, реформированной на западный стиль. Учителя одеты в европейский костюм и учат своих учеников романджи.
В 1874 году английский издатель японского "Панча" пригласил Кёсая принять участие в работе журнала. Надо полагать, Кёсай согласился сразу.
Выпуск "Джапан Панч" 1874 года, оформленный Кёсаем.
Сотрудничество Кёсая с "Панчем" было не очень продолжительным (не знаю, почему, возможно, художника не устраивал формат обязательности и быстрого реагирования), но вполне себе успешным.
Это тоже для "Панча", что-то на острозлободневную тему текущей политики.
Официальные лица на эти забавы Кёсая смотрели сквозь пальцы. Видимо, полагая, что великому художнику можно позволить некоторые слабости и вольности. Во всяком случае, в кутузку Кёсай больше не попадал.
Интересно, что такой штуки как "школа Кёсая" (в отличие от "школы Хокусая", или "школы Куниёши", или школы любого другого значительного японского художника) в природе не существовало. Да, у Кёсая были последователи и те, кто мог бы считать себя его учениками, но именно школы как установившегося заведения, куда можно было сдать подающего надежды ребенка в качестве ученика, художник не организовал. То ли времени не было, то ли просто не интересовало его это. С учениками надо же каждый день возится, учить их, мозги вправлять и авторитет демонстрировать...
И вот однажды к Кёсаю пожаловал молодой англичанин, недавно приехавший покорять дикую Японию. Англичанина звали Джозайя Кондер и в 1876 году ему было 27 лет. Заинтересованный известным в Европе японским художником, Джозайя решил стать учеником Кёсая.
Надо полагать, Кёсай долго веселился над этой идеей. И послал странного гайджина. То ли за саке, то ли в известном направлении.
Кёсай, однако, не учел, что англичане по части упертости мало уступают японцам. Джозайя ушел, чтобы вернуться в 1881 году уже профессором Токийского Императорского колледжа Инженерии, строителем многих известных в столице современных зданий, учителем тех, кто основал японскую школу архитектуры западного стиля. Отказать такому уважаему человеку Кёсай уже не смог и Джозайя Кондер таки стал его учеником.
В 1883 году Кёсай самолично выбрал имя своему ученику. Теперь англичанина звали Акихидэ 暁英 (первая канджи взята из имени самого Кёсая, а вторая - из японского названия Англии).
Наброски Акихидэ-Джозайя. Видимо, о тяжелой доле ученика художника.
А это одна из его законченных работ:
Вполне себе ученик своего учителя.
Джозайя-Акихидэ сделал довольно много для популяризации Кёсая за пределами Японии. Выпустив в 1911 году книгу "Paintings and Studies by Kawanabe Kyosai" с биографией художника и приемами работы, которым научился у него.
В общем, Каванабэ Кёсай был известен, уважаем и богат. При всей своей вредности и скверных привычках.
В августе 1872 года умерла мать Кёсая, Тоё Каванабэ, которая поддерживала его все время после смерти отца и явно вела дом, потому что с женами художнику не очень везло.
Говорят, что картины богов и святых Кёсай писал в память о своей матери.
Будда, 1888 год.
В июле 1885 года умерла третья жена художника, Чика. Он остался с двумя детьми, дочерью Тоё (16 лет) и сыном Шюзабуро (25 лет), которых пытался научить живописи. Дом Кёсая, однако, был полон приятелями, последователями и тех, кто считал себе учениками художника (вместе с Джозайя Кондером).
Дочь получила творческий псевдоним Каванабэ Кёсуи 河鍋 暁翠, а сын - Каванабэ Кёун 河鍋 暁雲. Оба работали в жанре гравюр, но особой известности не приобрели.
Кёсай работает по-прежнему много, хотя здоровье уже слабеет, но рука еще тверда, а глаз верен.
В 1887 году Кёсай публикует книгу "Кёсай Годан" (暁斎画談) - своего рода учебник живописи, где объясняет основы перспективы и анатомию человеческого тела, всячески призывая художников изучать это и следовать (в отличие от традиционной японской живописи, где анатомию не изучали вообще).
Один лист из "Кёсай Годан", показывающий расположение мышц на человеческом теле. Картина нарисована по мотивам древнегреческой легенды о Лаокооне и его сыновьях.
Каванабэ Кёсай умер 26 апреля 1889 года от рака желудка на руках своих детей и Джозайи Кондера. Ему было 59 лет.
Будда Шакянёраи, 1876 год.
Похоронен на кладбище храма Зуирин-джи в Токио.
На могиле установили камень в форме лягушки - первый рисунок Кёсая, когда ему было 3 года.
После него осталось гигантское наследство в тысячи рисунков, картин, гравюр всех стилей и жанров.
Но тут, похоже, государство решило отыграться на неудобном художнике. Про него просто забыли. Школы нет, из учеников только Джозайя, который больше архитектор, да дети, талант которых, к сожалению, до отцовского не дотягивал.
Не было ни выставок работ Кёсая, ни изданий репродукций, ни-че-го.
Музей Кёсая был открыт только в 1977 году в Саитаме силами и стараниями его правнучки Кусуми Каванабэ. В него вошли работы самого Кёсая, которые собирала и хранила дочь Кёсая и ее дети, работы детей Кёсая и тех, кто считал его своим учителем.
Первая выставка работ Каванабэ Кёсая, посвященная 120й годовщине его смерти, прошла только в 2008 году в Национальном Музее Киото.
Впрочем, мне почему-то кажется, что самого Кёсая, сумасшедшего или ублаготворенного, вся эта суета уже не очень заинтересовала бы. Он наконец остался один на один со своим демоном. Им есть о чем поговорить.
Череп и ящерка из серии картин 1869-70 годов.