Небольшой пост по мотивам беседы в комментах с хорошим другом.
О мелких деталях одежды и их символизме на одном конкретном примере.
В качестве эпиграфа возьмем слова великого Матсуо Басё, написанные в 1689 году:
ももひきの破れをつづり、傘の緒つけかへて、三里に灸すうるより、松島の月まづ心にかかりて.
Очень приблизительный перевод:
"Штаны починены, зонтик натянут, в точке "санри" дымится мокса - мое сердце снова хочет увидеть луну над Матсушимой"
Великий японский поэт собирался путешествовать в очередной раз. И для того, чтобы дольше не чувствовать усталости, использовал древнее средство китайской медицины, популярное и в средневековой Японии - моксибустион.
Страшненькая куколка - наглядное пособие для средневековых японских врачей. На ней нарисованы особые "меридианы", по которым, согласно древней тибетско-китайской теории, проходят энергетические потоки человека. Если воздействовать особым образом на отдельные точки вдоль этих "меридианов", можно менять направление энергии, стимулируя те участки тела человека и отдельные органы, которые в данный момент в этом собенно нуждаются.
Воздействовать можно двумя способами: иглоукалыванием или прижиганием. Или комбинацией этих двух методов.
Иглоукалывание - всем хорошо известная акупунктура, а прижигание - более редкий и экзотический способ, моксибустион.
Моксибустион был придуман около трех тысяч лет назад хитроумными мудрецами Индии и Тибета. Прижился в Китае, а в веке 6м вместе со всеми прочими около-буддийскими наворотами был привезен и в Японию.
Понятно, поначалу был доступен только причастным и посвященным. Но уже к началу Эдо периода получил практически повсеместное распространение. Чего там делов-то?
Берем траву под названием "могуса" (оттуда и название, только несколько искаженное белыми варварами).
Ничего не напоминает? В местных краях эта же трава называется также "йомоги" и добавляют ее во всякие сладости. Зелененькое такое... Куса-мочи, скажем.
А нам эта трава больше известна в своей Средне-Европейской ипостаси - полынь.
Листья моксы собираются в начале-середине лета (май-август). Специальным образом высушиваются и перемалываются в порошок.
А потом из полученной травяной трухи формируются конические свечки. Размеры свечек зависят от массы условий, но обычно не слишком здоровые. Самые мелкие - половина рисового зернышка. Такие можно ставить даже на лицо. Самые крупные - с кулак ребенка. Есть способы как прямого воздействия на кожу, так и безконтактного, в подвешенном на игле виде или установленном на подложку или тонкую трубочку.
Свечки расставляются на теле пациента в необходимых местах и поджигаются.
Тепловое воздействие на особые точки снимает боль, облегчает симптомы многих хронических заболеваний, придает силы, способно снижать или повышать температуру тела...
Даже европейцы, познакомившиеся с моксибустионом в средние века, были изумлены действенностью метода.
Европейская гравюра 1714 года, изображающая процедуру моксибустиона.
В Японии прижигание входило в набор услуг, который должен был предоставлять любой аптекарь и, по совместительству, врач. Кроме того, основам моксибустиона учили знать обоих полов. Снять боль или стимулировать трудоспособность должна была уметь каждая грамотная самурайская девушка.
А для простонародья были и специальные салоны, где желающим прижигали все необходимое симпатичные девушки.
Утамаро. Девушка, прижигающая себе пальцы на ногах.
Йошитоши. Моксибустион.
Не знаю кто. Салон моксибустиона. Прижигать собираются, похоже, какого-то якудзу.
Гравюра Хирошигэ из серии "Станции Токайдо". Станция Кашихара. На заднем плане в центре - лавка, торгующая моксой. Зеленую кучу видите? Это оно и есть. Что интересно, эта лавка существует в Кашихаре и по сию пору. И все торгует моксой.
А это более современный вариант. Впрочем, моксибустион цветет и пахнет, распространившись ноне и на страны западной культуры.
Так вернемся к нашему Басё и его точке "санри".
Точка "санри" (точнее, две симметричных точки на обеих ногах, называемые "аши-но санри тсубо") находятся на внешней стороне голени немного ниже коленей, как показано на этой картиночке. Собственно точка "санри" выделена ярко-красным.
Воздействие на эту точку стимулирует работу желудочно-кишечного тракта, у женщин - регулирует менструальный цикл. А самое интересное для нас сегодня - снимает мышечную усталость ног, придавая новые силы любителям пеших прогулок. Точку санри иногда называют "точкой путешественников".
Точку санри стимулируют некоему самураю. Судя по выражению лица, мужик нереально тащится.
Короче, вы поняли: прижигание этой самой точки активно пользовали те, кому предстояла долгая дорога. Путешествовали японцы преимущественно пешком, за редким исключением особо знатных личностей, которым разрешалось пользоваться лошадьми или паланкинами.
Однако, непосредственное прижигание оставляло на коже пациента-путешественника весьма заметные ожоги.
Жуткая картинка, стащенная из одной очень научной статьи. Как заживает ожог от моксибустиона.
Вот чтобы не пугать окружающих подобными следами активной стимуляции, те, кто вынужден был прибегать к помощи моксы регулярно по долгу службы, прятали эти следы под особыми повязками - "санри-атэ" (или "санри-ками", потому что делали и из бумаги).
Санри-атэ. Парные кусочки ткани с завязочками, которые повязывались под коленями. Могли иметь полукруглую, треугольную и (реже) прямоугольную форму.
Фрагмент гравюры с неким героем. Треугольники под коленями видите? Герой долго шел пешком.
Хокусай. Иллюстрация к 3й сцене "Чюшингуры". За заднем плане виден караван, часть которого представляют два бойца на переднем плане. Бойцы мочат разбойников. Что интересно, повязки "санри-атэ" имеются и у тех, и у других.
В общем, повязка "санри-атэ" стала фактически профессиональным символом тех, кому приходится много и долго ходить пешком.
Вплоть до того, что перекочевала в костюмы театра Кабуки.
Слуга. Повязки видите?
Танцоры.
У актеров Кабуки, говорят, есть разделение по форме повязок. Если полукруглые - это плохой человек, отрицательный герой. А треугольные обозначают положительного персонажа.
В общем, увидите где на картинке повязки под коленями персонажа - знайте: это большой любитель погулять.