Чиго гёретсу или парад детей

Apr 04, 2008 22:25

Сегодня мы принимали участие в очень официальном мероприятии. Которое у местных детишек бывает только раз в жизни.

Готовиться к этому событию наша японская бабушка начала еще полгода назад. А у дедушки просто не было никаких шансов уклониться. Потому что официально он - глава всего суматошного семейства, раскиданного обстоятельствами жизни по трем городам. И к тому же именно старшее поколение является хранителем всех многовековых местных традиций. Молодым некогда, они сильно заняты работой, детьми и самими собой. Поэтому бабушки и дедушки добровольно взваливают на себя обязанность пинать своих бестолковых детишек на предмет того, что вот в этом году не мешало бы посетить родовой буддийский храм по такому-то или еще какому случаю. 
На предмет того, что за церемония нам предстояла сегодня, я долго (месяца два) и безуспешно (ну, то есть абсолютно) пинала мужа, чтоб он объяснил мне что к чему, почему и зачем. А он брыкался. Не знаю, говорит, зачем это. Положено так и все. Все так делают уже хрен знает сколько сотен лет. И никто дурацких вопросов не задает. И это называется "объяснил"?!
Короче, сегодня я его таки приперла к стенке. Даже если что-то положено, мне интересно знать кем, когда и для чего это было положено.
Сегодня совместными усилиями всей семьи (муж, его брат с женой, родители мужа и мать жены брата) кое-что прояснили в этой темной истории. Кто и когда это начал - исходной информации не найдено. Интернет тоже не дал ответа, даже японский, в котором долго и безуспешно рылся супруг. Одно стало ясно: это очень давний обычай, похоже, что со времен Хейана. Когда буддизм в этих краях только-только установился. Таким образом, ему (обычаю) не меньше 1000 лет, а то и больше. Если проводить аналогии с христианством, то эта церемония будет примерно аналогична Введению во Храм. Как бы представление ребенка Будде.
Причем, церемония привязана к родовому буддийскому храму. Ребенок должен быть представлен Будде в храме, в котором ту же церемонию проходил его отец, дед и остальные предки по мужской линии.  В общем, преемственность поколений в полной красе.
Каждый буддийский храм имеет собственное расписание этой церемонии. Которое зависит от целой кучи обстоятельств, в том числе и исторически сложившихся. Как правило, это происходит раз в год в конце марта - начале апреля. Дети от года до 10 лет (точный возраст не имеет особого значения, главное - уложиться до 10 лет) в этот день надевают парадные одежды в стиле эпохи Хейан (даже макияж) и парадным маршем проходят по улицам своего города или деревни, направляясь в храм. Это единственный раз в жизни обычного человека, когда он допускается в алтарную часть храма. Для знакомства со своим родовым Буддой.
В родовом храме нашей семьи ситуация несколько более сложная. Потому что церемония представления Будде проходит только раз в 8 лет. То есть, реально каждый ребенок имеет только один шанс до своих 10 лет быть представленным родовому небесному покровителю. 
Связано это с очень древней историей.
Как удалось выяснить мужу после длительных поисков в Интернете, когда-то лет 500 назад в деревне Кишивада была очень мощная обитель буддиских монахов. Головной храм которой больше напоминал крепость, чем собственно храм. А мирные монахи сильно смахивали на воинов. По самой деревне в нескольких местах имелось еще 8 храмов поменьше, вполне обычных и по облику, и по характеру занятий священнослужителей. 
И вот однажды в 16-ом веке настоятель головного храма что-то не поделил с владетельным лордом тех земель. Причина конфликта сокрыта мраком столетий. Однако, гордый самурай не на шутку рассвирепел и приказал стереть обитель непокорного монаха с лица своей земли. Храм был сожжен. Но статую Будды из этого храма удалось спасти. С того дня 8 минорных храмов делят между собой право приютить спасенную статую. Каждый храм - один год. И для того, чтобы каждый ребенок мог быть представлен наиболее уважаемому и почитаемому божеству, приходится дожидаться своей очереди.
В этом году наконец пришла очередь родового храма семьи моего мужа взять на себя почетную обязанность хранения высоко почитаемой статуи Будды. Понятное дело, что окрестные родители всех детей в возрате до 10 лет немедленно принялись за организацию представления своих наследников и наследниц родовому божеству.
Наш японский дедушка имеет двух сыновей. И трех внучек: две мои красотки и наша племянница, которой сейчас 2,5 года. Вот эти три красотки и должны были быть представлены Будде как продолжательницы рода. Увы, мальчиков в младшем поколении нашей семьи нет.
Дальше представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как это у нас происходило.


  Первое - макияж "по Хейану"


  Короны дожидаются своих королев


  В процессе одевания очень специального кимоно


   Три хейанских королевы


  Они же с мамами и бабушкой нашей племянницы





На марше при полном параде. С флагом впереди и оркестром.


  

Заключительное фото на ступенях родового храма.
Слева - Заяца с детями, справа - брат мужа с женой и дочкой.

Так что теперь все наши красавицы полноценные члены местной общины. Принимаем поздравления.

P.S. Да, все фотки кликабельны. Если хочется, можно посмотреть поближе.

Дела семейные, Детские истории, Традиции, Праздники, Этнографическое

Previous post Next post
Up