Сегодня мы принимали участие в очень официальном мероприятии. Которое у местных детишек бывает только раз в жизни.
Готовиться к этому событию наша японская бабушка начала еще полгода назад. А у дедушки просто не было никаких шансов уклониться. Потому что официально он - глава всего суматошного семейства, раскиданного обстоятельствами жизни по трем городам. И к тому же именно старшее поколение является хранителем всех многовековых местных традиций. Молодым некогда, они сильно заняты работой, детьми и самими собой. Поэтому бабушки и дедушки добровольно взваливают на себя обязанность пинать своих бестолковых детишек на предмет того, что вот в этом году не мешало бы посетить родовой буддийский храм по такому-то или еще какому случаю.
На предмет того, что за церемония нам предстояла сегодня, я долго (месяца два) и безуспешно (ну, то есть абсолютно) пинала мужа, чтоб он объяснил мне что к чему, почему и зачем. А он брыкался. Не знаю, говорит, зачем это. Положено так и все. Все так делают уже хрен знает сколько сотен лет. И никто дурацких вопросов не задает. И это называется "объяснил"?!
Короче, сегодня я его таки приперла к стенке. Даже если что-то положено, мне интересно знать кем, когда и для чего это было положено.
Сегодня совместными усилиями всей семьи (муж, его брат с женой, родители мужа и мать жены брата) кое-что прояснили в этой темной истории. Кто и когда это начал - исходной информации не найдено. Интернет тоже не дал ответа, даже японский, в котором долго и безуспешно рылся супруг. Одно стало ясно: это очень давний обычай, похоже, что со времен Хейана. Когда буддизм в этих краях только-только установился. Таким образом, ему (обычаю) не меньше 1000 лет, а то и больше. Если проводить аналогии с христианством, то эта церемония будет примерно аналогична Введению во Храм. Как бы представление ребенка Будде.
Причем, церемония привязана к родовому буддийскому храму. Ребенок должен быть представлен Будде в храме, в котором ту же церемонию проходил его отец, дед и остальные предки по мужской линии. В общем, преемственность поколений в полной красе.
Каждый буддийский храм имеет собственное расписание этой церемонии. Которое зависит от целой кучи обстоятельств, в том числе и исторически сложившихся. Как правило, это происходит раз в год в конце марта - начале апреля. Дети от года до 10 лет (точный возраст не имеет особого значения, главное - уложиться до 10 лет) в этот день надевают парадные одежды в стиле эпохи Хейан (даже макияж) и парадным маршем проходят по улицам своего города или деревни, направляясь в храм. Это единственный раз в жизни обычного человека, когда он допускается в алтарную часть храма. Для знакомства со своим родовым Буддой.
В родовом храме нашей семьи ситуация несколько более сложная. Потому что церемония представления Будде проходит только раз в 8 лет. То есть, реально каждый ребенок имеет только один шанс до своих 10 лет быть представленным родовому небесному покровителю.
Связано это с очень древней историей.
Как удалось выяснить мужу после длительных поисков в Интернете, когда-то лет 500 назад в деревне Кишивада была очень мощная обитель буддиских монахов. Головной храм которой больше напоминал крепость, чем собственно храм. А мирные монахи сильно смахивали на воинов. По самой деревне в нескольких местах имелось еще 8 храмов поменьше, вполне обычных и по облику, и по характеру занятий священнослужителей.
И вот однажды в 16-ом веке настоятель головного храма что-то не поделил с владетельным лордом тех земель. Причина конфликта сокрыта мраком столетий. Однако, гордый самурай не на шутку рассвирепел и приказал стереть обитель непокорного монаха с лица своей земли. Храм был сожжен. Но статую Будды из этого храма удалось спасти. С того дня 8 минорных храмов делят между собой право приютить спасенную статую. Каждый храм - один год. И для того, чтобы каждый ребенок мог быть представлен наиболее уважаемому и почитаемому божеству, приходится дожидаться своей очереди.
В этом году наконец пришла очередь родового храма семьи моего мужа взять на себя почетную обязанность хранения высоко почитаемой статуи Будды. Понятное дело, что окрестные родители всех детей в возрате до 10 лет немедленно принялись за организацию представления своих наследников и наследниц родовому божеству.
Наш японский дедушка имеет двух сыновей. И трех внучек: две мои красотки и наша племянница, которой сейчас 2,5 года. Вот эти три красотки и должны были быть представлены Будде как продолжательницы рода. Увы, мальчиков в младшем поколении нашей семьи нет.
Дальше представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как это у нас происходило.
Первое - макияж "по Хейану"
Короны дожидаются своих королев
В процессе одевания очень специального кимоно
Три хейанских королевы
Они же с мамами и бабушкой нашей племянницы
На марше при полном параде. С флагом впереди и оркестром.
Заключительное фото на ступенях родового храма.
Слева - Заяца с детями, справа - брат мужа с женой и дочкой.
Так что теперь все наши красавицы полноценные члены местной общины. Принимаем поздравления.
P.S. Да, все фотки кликабельны. Если хочется, можно посмотреть поближе.