Ответ за вчерашнюю загадку.
Большинство догадалось совершенно правильно: девушка чистит зубки.
Две гравюры 1880г. авторства Йошитоши Тсукиоки из серии "24 часа Шимбаши" (新柳二十四時).
Слева уже знакомая вам гравюра "8 часов утра", а справа - "1 час пополудни", на которой гейша чернит зубки перед вечерним выходом. Чисто для сравнения.
Надо вам сказать, что с гигиеной у древних японцев дело обстояло сурово. Про местные бани я уже
как-то писала. С зубами тоже было все исключительно строго.
Несложно догадаться, что традицию ухаживать за полостью рта завезли в Японию из Китая вместе с буддизмом. Будда, судя по всему, вообще человек был исключительно чистоплотный во всех отношениях. И завещал всем своим последователям хранить тушку в чистоте. Как и следить за зубами. А что здоровье зубов зависит от их чистоты, древние индийцы знали хорошо.
Портреты Будды с веточками для чистки зубов.
По завету великого Будды, отламываете с ближайшего куста веточку подходящего размера, обдираете с нее кору, расплющиваете кончик либо зубами, либо камнем, либо еще как. И получаете простейшее устройство для удаления остатков чего-либо с зубов и между ними.
Вот такие. А с другого конца можно заточить и получится конкретная зубочистка.
Это тайное знание приплыло на Японские острова в 6м веке. И немедленно было принято на вооружение местными последователями буддизма. Понятное дело, поначалу только из знати и священства.
В древнейшем сохранившемся японском трактате о медицине "Ишинбо" (医心方), написанном в 984 г. Танба Ясуёри (丹波康頼) и состоящем аж из трех десятков свитков (в настоящее время - национальное сокровище Японии), написано: "Негнилые зубы надлежит чистить дважды в день, утром и вечером".
Слева - свитки "Ишинбо", справа - кусочек рукописи. К сожалению, конкретно про зубы кусок не нашелся, но можно представить себе стиль оформления.
Чем же рекомендовалось чистить зубки до появления "Колгейта", "Бленд-а-меда" и пластиковых зубных щеток?
Местные жители по заветам Будды пользовали ивовые веточки в качестве щеток.
А в качестве чистящего средства - специальным образом приготовленный порошок из смеси пережженных раковин, угля, соли и всяких травок, для аромата и тонуса. Зубо-чистящие средства каждый делал для себя из того, что ближе под рукой.
В 1625г. купец из Эдо Чёджия Кизаэмон (丁字屋喜左衛門) начал продавать зубной порошок из смеси белого тонкодисперсного песка "Бошю-суна" (房州砂) с добавкой порошка гвоздики (не цветочков, а пряности) для ароматизации. Первое массовое производство средства ухода за полостью рта.
Продавец зубного порошка с гравюры Утагавы Тойокуни.
"Бошю-суна" - тонкий белый песок из растертых морем и временем раковин разных моллюсков, который можно найти только в одном месте Японии - на полуострове Босо, около города Татэяма (префектура Чиба). Песок этот традиционно использовался всякими мастерами по ювелирно-железячному делу как прекрасный и мягкий полировочный материал. И для красок в качестве белого пигмента. А вот кое-кто догадался этим же порошком и зубки полировать.
Как ни странно, но во время Эдо красивым мог считаться только мужчина с белыми зубами. Здоровая белозубая улыбка - красавчег что надо. Почему это же не относилось к женщинам, сложно сказать. Видимо, у древнеяпонских дам с зубами дело обстояло совсем плохо, сказывался острый недостаток кальция в организме. Потому женщины зубки сначала чистили, а потом их красили в радикально черный цвет. Для защиты и маскировки.
Коллаж из гравюр разных времен с зубо-чистящими девушками. Тут есть и уже знакомая вам картина Йошитоши.
Утамаро, конец 18го века:
Девушка держит в правой руке пакетик зубного порошка.
И еще одна, Утагава Тойокуни, начало 19го века.
К началу периода Мейджи в крупных городах продавался уже изрядный ассортимент зубных порошков на любой вкус и размер кошелька. Некоторые, говорят, включали до 100 компонентов.
Ну, а с открытием страны и западная продукция потекла на местный рынок.