Вроде бы до конца дособрал и обрабатываю подборку фото 210 ббап/шап, гулявшую по аукционам лет шесть. Дело было длинным и муторным, что-то так и прошло мимо и бесследно растворилось, но большую, хочется верить, часть удалось перехватить. Особенно хотелось бы отметить помощь коллеги из Украины Саши Шифрина, скончавшегося, к всеобщему прискорбию сообщества коллекционеров, в этом году после полутора лет борьбы с болезнью. Надеюсь, что эта маленькая фотоистория будет и напоминанием о нём.
История 210 полка, до открытия документов на Памяти Народа, в основном исчерпывалась мемуарной литературой и рядом очерков в прессе, в т.ч. и специализированной вроде АиК , КР, Авиамастера и пр. Наиболее часто цитируемым источником конечно являются мемуары 2 ГСС Г.Ф. Сивкова, прошедшего в этой части путь от рядового летчика до штурмана полка. Однако, после появления архивных документов по полку и личному составу в открытом доступе, оказалось, что в них некоторые эпизоды и события трактуются иначе, либо отличаются в деталях, о чем и будет сказано при случае такого расхождения.
Начав боевой путь в июне 1941го в Одесском ВО в составе 45й сад в октябрю 1941го он оказался на площадке рядом с совхозом им. Карла Либкнехта - это восток Запорожской области, практически на границе с Донецкой. Опознать удалось троих - газету читает комэск
Павличенко Александр Александрович, заканчивавший войну в 108 ГШАП, на переднем плане, в шинели, лежит его штурман
Пахомов Александр Сергеевич, ушедший в запас в 1971м в звании полковника, левее, в пилотке , сидит комиссар эскадрильи
Володин Семен Егорович, в будущем Герой Советского Союза, закончивший войну заместителем командира 8й ГШАД
будущий ГСС К
арабут Иван Лаврентьевич(03-09-1944, будучи штурманом 7 ГШАП, был подбит МЗА противника и совершил вынужденную посадку на его территории, пропал без вести) смотрит на получившего партбилет летчика
Крайнова Владимира Васильевича (погиб 21-02-1942 в авиакатастрофе при перебазировании вместе со штурманом и перевозимыми в кабине двумя техниками)
штурман
Качура Василий Иванович (НБЗ 29.08.1942 будучи уже в составе 366 БАП на Пе-2). Фото, к сожалению, сильно выцвело и практически не подлежит восстановлению
Часть фотосессии, сделанной в 1942м на аэродроме Буденовка
В центре Ерошкин И.Г. вроде.
Там же
Буденовка, второй ряд второй слева - комиссар полка
Порт Савва Соломонович
Буденовка первый слева -
Морозов Василий Павлович (призван из ГВФ, ушел в запас в 1960м), второй -
Гуржий Тихон Митрофанович (ушел в запас в 1961м), третий - Качура
Там же 1 слева - Гуржий, 2й -
Раубе Иван Иосифович (НБЗ 28.05.1942)
Справа Сурай И.В.
Ранее упоминавшиеся Павличенко и Пахомов - фото есть в мемуарах Сивкова, но качество полиграфии 70х....
И снова они
Этих летчиков опознать не получилось, но правый чертовски знаком - может получится когда...
Логаткин/Лопаткин/Локаткин С.И. и Золотов М.Я.
Неизвестный, весна 1942го. Петлицы цветные с черным кантом - технический, административный или политсостав(но звезд на рукавах вроде нет).
Копылов Г.В. - старший инженер полка
Комэск
Токарь Маер(Майор/Майер) Моисеевич - в должности штурмана полка погиб 27.06.1943 при аварийной посадке со стрелком Масленниковым А.Т.. Самолет выкатился за границы ВПП, попал в болото и скапотировал - по мемуарам Сивкова из-за ошибки летчика при расчете захода на посадку на исправном самолете, по донесению о потерях -при возвращении с полигона садился с ходу с обрезавшим мотором.
старший техник эскадрильи воентехник 1 ранга
Бабенко Александр Григорьевич, закончил войну в должности старшего инженера 210 шап, в запасе с 1956 года. В петлицах видны не часто встречающиеся на фото предвоенные эмблемы ИАС.
лето 1942го, район Грозного слева -
Кубай Александр Васильевич, сбит ЗА 23.11.1942, справа - будущий 2 ГСС
Сивков Григорий Флегонтович
Огромное спасибо Виталию Тимошенко за дополнительное опознание