14 ГИАП, 1943й...

Sep 16, 2024 22:48

Подборка из этих 4 фото пришла из Питера - обороты чистые, со следами вклейки в альбом, провенанса нет. Ещё на стадии покупки она вызывала интерес в части возможности дальнейшей атрибуции, благо внешних указателей хватало. И если белые кок и руль направления туманно говорили о Ленинграде и Карелии, то надпись «Защитникам Сталинградского фронта от ( Read more... )

ВВС, Як-1, авиация, 14 ГИАП, Ленинград, ВОВ

Leave a comment

gull September 16 2024, 23:03:53 UTC
Просто нет слов)

>После предшествующей работы с ЖБД атрибуция этого фото была самой быстрой - по журналу на этой машине летало управление, причём в основном это был комполка.

Борт 39 на фото, предположительно, Як-1 № 39142 - прибыл в состав 13 ВА с завода № 292 29 июня 1943, а 10 сентября 1943 на нем погиб гв. капитан Виктор Обиралов - сбит зенитным огнем при атаке аэростата наблюдения в районе Войтолово.

>Это не посадка на лес - бортовой «10», управляемый командиром 1 АЭ гв. капитаном Александром Андреевичем Барановым, был подбит истребителями противника 30 июля 1943 года во время сопровождения пары Пе-2 в район Тосно.

Як-1 № 10133.

Reply

zaika70 September 18 2024, 13:41:23 UTC
У меня ещё и подозрения появились, что вот этот кадавр не из 29го, а из 14 ГИАПа, т.к. учебно-боевой Як-7(без указания литеры модификации) бортовой "12" там по ЖБД проходит, а место и тип нанесения регалий у полков, как оказалось, совпадают.

... )

Reply

gull September 18 2024, 16:32:08 UTC
>У меня ещё и подозрения появились, что вот этот кадавр не из 29го, а из 14 ГИАПа,

В марте 1943 14 гиап получил Як-7В № 0215358, но сразу же потерял его (см. ЖБД полка за 19.03.1943). Других Як-7 в полку в январе-апреле 1943 не было. А за более поздний период у меня только общие данные по 13 ВА или с детализацией до уровня дивизии. Поэтому разделить Як-7 14 и 29 гиапов я не могу.

>т.к. учебно-боевой Як-7(без указания литеры модификации) бортовой "12" там по ЖБД проходит,

А подскажите, это в какой период времени?

Reply

zaika70 September 18 2024, 17:58:25 UTC
///В марте 1943 14 гиап получил Як-7В № 0215358, но сразу же потерял его (см. ЖБД полка за 19.03.1943).///
Угу - бортовой "58" потерян при вылете на разведку по техническим причинам.
///Других Як-7 в полку в январе-апреле 1943 не было. А за более поздний период у меня только общие данные по 13 ВА или с детализацией до уровня дивизии.///
20 мая появляется в ЖБД Як-7 без литеры и бортового.
Полеты, полеты...
14 июня запись о перегоне Як-7 бортовой "12" летчиком - инспектором Власовым из Углово в Янино.
потом пробел по Як-7 до августа.
12 августа комзвена Михайлов пригоняет Як-7Б с Комендантского в Углово.
полеты полеты
14 октября на Як-7 разбиваются Галицын с Железняковым.(может это и есть видимый нами "10", тем более, что они сорвались в штопор с высоты 80 метров и, естественно, не смогли вывести?),
следующий Як-7 появляется в ЖБД 3 ноября.
полеты, полеты

Reply

gull September 18 2024, 20:32:56 UTC
Интересно получается. Был такой Як-7Б № 3415312. На 1 мая 1943 он находится на 1 АРБ, требует восстановительного ремонта. Как известно, 1 АРБ всю войну размещалась на Комендантском аэродроме. 20 мая штурман 14 гиап к-н Мочалов перегоняет Як-7 с Комендантского аэродрома в Янино. Дальше все у вас написано, а 18 октября этот Як гибнет в катастрофе. У вас, кстати, опечатка - Галицын и Железняков погибли 18, а не 14 октября.

В общем, с большой долей вероятности, это и есть двухместный борт № 12 на вашем фото. Заодно подтверждается мое давнее утверждение о том, что на фото переделанный в двухместный Як-7Б)

Reply

zaika70 September 19 2024, 08:03:22 UTC
Хотелось бы уточнить, т.к. не сильно въехал в последовательность событий - правильно ли я понял, что Галицын и Железняков в октябре гибнут именно на Як-7Б № 3415312?

Reply

gull September 19 2024, 16:08:21 UTC

Да, они погибли именно на Як-7Б № 3415312.

Reply

zaika70 September 19 2024, 16:26:59 UTC
Понятно, тогда "10" либо не имеет отношения к 14 ГИАП(что вряд ли - похоже все фото печатали в одно время, даже последствия от плохой промывки отпечатков почти идентичны), либо это уже 1944й. Бум завтра смотреть журнал за 44й.
ПыСы И да - шрифт номера характерен для машин, прошедших ремонт на 1 АРБ, и 12й снят на Комендантском.

Reply

owl_99 September 19 2024, 18:56:23 UTC

Да, это не может быть июль 1943-го, т.к. на машине звезды уже с белым кантом.

Reply

zaika70 September 20 2024, 19:33:43 UTC
Нашлась "10" - её 7 марта 1944го пригнал в полк комэск-2 Зеленов Николай Андрианович и именно он первое время на ней летал.
Сильно поврежденный в бою самолет был разбит при попытке посадки на свой аэродром сержантом(1944й!!!) Гордеевым Сергеем Петровичем.

... )

Reply

gull September 21 2024, 15:50:44 UTC
>Нашлась "10" - её 7 марта 1944го пригнал в полк комэск-2 Зеленов Николай Андрианович и именно он первое время на ней летал.
>Сильно поврежденный в бою самолет был разбит при попытке посадки на свой аэродром сержантом(1944й!!!) Гордеевым Сергеем Петровичем.

Як-9Т № 1115310 прибыл в 13 ВА 29.02.1944 с завода № 153. Был передан в состав 275 иад. Боевая потеря 7.05.1944.

Reply

zaika70 October 16 2024, 18:10:40 UTC
Кстати, уже не первый раз встречаю в наградных на в/служащих 1 АРБ в качестве оснований для награждения заслуги по сборке Яков, поступивших в Ленинград в упаковочных ящиках - у одного 190 машин в наградном, у другого за 300

Reply

gull October 17 2024, 18:53:02 UTC

Это уже про 1944 год. Я смотрел приказы по 1 АРБ за 1943-й, там про сборку новых самолетов никаких упоминаний не было, а до 1944-1945 у меня еще руки не дошли.

Reply

mgolovanov_vk September 18 2024, 14:27:26 UTC
упавший БН 10 - не Як-1. Это Як-7/9

Reply

gull September 18 2024, 15:53:02 UTC

Действительно, судя по лючку на цифре 0, это должен быть Як-7/9. Тогда, получается, фото не имеет отношения к эпизоду с ранением Баранова, который 30.07.1943 был сбит на Як-1 № 10133.

Reply


Leave a comment

Up