Кит на сухопутье

Mar 12, 2023 18:03

Авария До Валь СССР-Н9
///27-го сентября 1934 г. СССР-Н9 вылетел из Дудинки в Красноярск. Экипаж самолета был следующим: командир М.И.Козлов, 2-й пилот Г.Власов, летнаб А.А.Ритслянд, 1-й бортмеханик К.Н.Сугробов, 2-й бортмеханик Блохин.
На маршруте следования самолет попал в зону плохой погоды, шли через снегопады на высоте 200 м, Игарку прошли на высоте 70 м. Сразу за пунктом Карасино машина попала в мощный снежный заряд, закрывший русло Енисея, поэтому летчики попытались обойти его стороной и ушли от реки. Неожиданно встали сразу два мотора. Козлов немедленно развернул Н9 с целью спланировать на реку. Механики отчаянно качали ручным насосом бензин, в надежде запустить двигатели. Наконец передний М-17 заработал. Однако было уже поздно, не долетая 400 м до воды самолет начал цеплять верхушки деревьев. Затем его развернуло на 120°, ударило боком, в результате чего оторвало хвостовую часть до переборки заднего отсека. Запустившийся мотор продолжал работать до последнего момента, Козлов его выключил уже после того, как летающая лодка оказалась на земле.В результате аварии помимо оторванного хвоста была разрушена левая плоскость, правая смята, фюзеляж деформирован. Все были живы, летнаб Ритслянд сломал руку.///
Из авиапериодики




///Низкая облачность все еще прижимала самолет к тайге. Курс был проложен на Туруханск. Козлов увидел мчащийся навстречу заряд пурги и показал Власову знаками: «отжимай влево, обходи снегопад». Власов взял курс в сторону от Енисея. И когда реки не стало видно, вдруг одновременно тревожно замолкли оба мотора. Высота, набранная самолетом, едва равнялась двумстам метрам. Козлов резко повернул к реке и попросил Власова подкачать бензин ручной помпой. Лес приближался к летчикам с необычайной быстротой. Вот днище лодки царапнуло по верхушкам наиболее высоких деревьев. Козлов поставил машину в положение парашютирующей. Послышался оглушительный треск ломающихся верхушек деревьев, будто множество дровосеков по команде одновременно занялись своим делом.
Через несколько мгновений экипаж высадился да болотистый грунт лесотундры.
- Ну как? Живы? - спросил Козлов.
- Живы, - ответил штурман Ритслянд. - Но, похоже, у меня рука сломана, повернуть ее не могу.
Штурман поддерживал правую руку, лицо его исказилось от боли.
От места посадки до Енисея оставалось около ста метров. Если бы машина дотянула до воды, летчики исправили бы подачу бензина и продолжали полет домой, на юг. Но самолет сел на возвышенном месте. Выяснилось, что бензиновый фильтр забило льдом: из бензина при низкой температуре выкристаллизовалась влага///
Макс Зингер "Летчик Козлов" И-во ГЛАВСЕВМОРПУТИ, М-Лд, 1941, глава 5 "Авария"

Дорнье Валь, Дорнье, Козлов, Игарка, авиация, иностранцы, Север, УПА ГУСМП

Previous post Next post
Up