Click to view
На масленичной неделе со старшим сыном, Матвеем, заглянули в
Переславский железнодорожный музей, прокатились на ручной дрезине.
Первый раз я был там еще весной 1999 года, застал пассажирский узкоколейный поезд, который отправлялся от старой переславской автостанции до Купанского. Эрзац-билетики храню до сих пор.
Помимо пассажирского тепловоза с вагончиками (один из вагончиков превращён ныне в лавку железнодорожных сувениров), тогда еще изредка осуществлялись экскурсионные паровозные рейсы, прямо от святынь Переславля - Залесского можно было попасть под сень вековых сосен, в старое депо, где базируется музей.
Но все меняется к худшему. Линия вдоль Плещеева озера давно разрушена, стараниями городских властей. Участки земли вдоль берега были лакомыми кусочками, и узкоколейка уничтожалась в угоду коттеджной застройке.
Музею удалось сохранить лишь 2,5 км путей.
До недавнего времени пути и подвижной состав активно использовался кинематографистами, но как сказали мне сотрудники музея, с этого года коллектив принял решение прекратить всяческое сотрудничество с киношниками.
Как сообщается в интернете,
"Фильм «Край» довел паровозы до капремонта":
"«Снимали много дублей, и Овечка здорово поизносилась», - говорит Алексей Грук, слесарь по ремонту старых паровозов. Овечкой он называет старожил «ОВ» 324, выпущенный еще в 1905 году на Невском заводе. О нем самом впору снимать кино: был захвачен финнами в 1939-м году, а возвращен Октябрьской железной дороге только в 1944-м. С 2000 года паровоз на постоянном ремонте, потому что часто снимается в кино. «Во время зимних съемок «Края» был момент - сломалась паровая машина, на ходу отвалилась важная деталь, погнулись другие» - вспоминает Алексей. Их бригада сразу выехала, ремонт делали на месте - и сразу новые съемки. Почти во всех исторических фильмах, где использовались паровозы, есть наш ОВ. Из последних, кроме фильма «Край», - «Гибель империи», «Идиот», «Сонька - золотая ручка», «Статский советник»".
Но на самом деле, все обстоит гораздо печальнее, нежели изложено в этой заметке.
Паровоз "Овечка" ремонту не подлежит, и испорчен окончательно.
Я не силен в технических нюансах, но вкратце, суть такова. Режиссёр Алексей Учитель во время съёмок отдал распоряжение срочно перегонять паровоз с места на место прицепом, не выполнив каких-то необходимых элементарных технических требований, о чём его неоднократно и настоятельно просили специалисты. Где-то в узлах была замерзшая вода, во время перегона произошел гидроудар, и, как сказал мне сотрудник музея, "трубы завязались узлами".
Мерзкий фильмец, который не то что смотреть, а и упоминать-то не стоит, вышел в прокат, а паровоз, уникальный памятник техники, фактически перестал существовать.
Не лучше поступил и Михалков, разбивший во время съемок "Предстояния" мотоцикл, из автомобильного раздела Переславского железнодорожного музея, и отказавшийся оплачивать ремонт.
И хотя у музея есть и положительный опыт сотрудничества с кинорежиссёрами, так напрмер, ребята тепло отзывались о создателях сериала "Диверсант", тем не менее, от греха подальше, и в целях сохранения экспозиции, на дальнейшие киносъемки наложен запрет.