«Не люби милок монету,
У монеты сердца нету.»
Для нищего и даже малоимущего - звучит, как недобрая, злая шутка.
Стоит ли без иронии рассуждать о тех, кто может принять эту фразу, как руководство к действию?
Да и к какому действию?
«Не люби» понятие нейтральное. Но только на первый взгляд.
В этом - от любви до ненависти «не» - угадывается один, единственный шаг к агрессии.
В самом понятийном ряду - легко уловить, едва ли не инстинктивное негативное отношение к обогащению.
Большой соблазн списать эту реакцию исключительно на национальную, историческую особенность носителя языка.
Такие ,вот, мы , привыкшие жить в нищете, не научившиеся, не желающие
любить богатых.
Как тут не попытаться списать всё на социальное, завистливо классовое.
Или ,вообще, на тупость народа, не понимающего своего счастья.
Между тем, агрессия - понятие далеко не поверхностное. Напротив ,глубинная, срабатывающая на уровне врожденного инстинкта реакция на угрозу, возникшую для существования своего вида опасность.
На этом месте - самого себя хочется обвинить в мракобесии и отнести к категории людей, которые мешают процветанию страны. Питают агрессивное предубеждение к столь любимой сильными мира сего теории всемогущей, обогащающей « невидимой руке рынка».
Но что же в этой теории побуждает людей инстинктивно защищаться и
даже нападать…
Рассмотрим по пунктам.
Триста лет назад появились три ее главных постулата. Первое. Все бизнесмены действуют абсолютно рационально, направляя усилия исключительно на максимизацию прибыли. Второе. В силу своих стяжательских приоритетов господа обладают новейшими знаниями о всех сверхсовременных технологических возможностях и проявляют максимальную заинтересованность в их применении для победы в конкурентной борьбе.
И третье - в этой (капиталистической ) формации царит свободная конкуренция и нет монополистов.
Переведя на язык не проявленных смыслов - читаем.
Отчужденно, бессердечно, рационально-бездушно наращивающая силу Система стремится (завладевая новейшими технологиями) к победе, снимая с себя любые ограничения к торможению агрессии.
К победе над чем стремится всё «предельно
рациональное»?
Над тем, что оживляет видовое строительство энергией особого рода. Над той энергией , которую Л.Н. Толстой назвал «энергией иррационального делания». Сакральной, бескорыстной и исключительно творческой. Художественной, если хотите.
Энергия эта питает и растит душу народа.
Одухотворяет смыслы, делает процесс существования живым.
Мотивирует граждан к самоактуализации через историю, вечность.
В то время , как максимализация прибыли озабочена выращиванием тела, некоего туловища . Потребляющего все без разбору "вау-фактора".
«Невидимая рука рынка» не кормит, скорее откармливает как скотину - исключительно на рациональную «пользу» работодателя.
И чем рациональнее работает система , тем агрессивней (что мы и наблюдаем) она становится. Угрожая уничтожением и самого одухотворённого вида. Духоборческий аспект поставлен во главу угла.
Душа - "психо" человека - "невидимой руке" не нужна, она ею же ампутирована и благополучно заменена новоиспеченным невидимым же протезом, именуемым "новой моралью". «Общечеловеческой» доктриной высших приоритетов Туловища.
Вот, на это повышение доли рационального - инстинктивно агрессивно реагирует человек.
Русский человек - во всяком случае.
Никто в истории не предпринял больше попыток иррационального бунта. Дерзновенных , яростных и даже безумных путей к свободе не проторил никто больше.
-Хотим жить как в Швейцарии! - вопят рыночники..
А в Швейцарии люди, что не страдают, не мучаются, не подвержены депрессии.
Нет? Там туловища сочней и энергичней?
Господа, иррациональные чаяния людей не нашли и там своего разрешения.
Порабощенное рациональным "психо" бунтует даже в самых зажравшихся странах.
И вывод один - не решенное иррациональное ,душевное во всех странах общее.
И именно оно рождает защитную реакцию, обостряя глобальное противоречие. Решить которое может только одна для всего человечества, реальная альтернатива - новый социальный институт - активной Незанятости.
Только признание права человека на Незанятость (вплоть до пожизненной) может высвободить безграничный потенциал иррациональной, творческой сущности человека. Уровнять шансы «рацио» (разума) и «психо» (души) в
исторической перспективе, не умоляя права на существование ни
того не другого.
Если мы признали ( увы, в большинстве своем) « чудодейственную» силу
«невидимой руки рынка» , то надо уровнять , дать такую возможность,
шанс - признать плодотворную , саморегулирующую силу «иррациональной
энергии Духа».
Аскетичекого , бескорыстного , внеконфессионального ,одухотворенного гражданского делания.
Весь ход исторического развития доказывает, что именно нестандартные,
иррациональные решения свободных духом людей из века в век спасали
человечество от гибели, не давали погрязнуть и сгинуть в братоубийственных
войнах, защитили от тотальной нищеты, голода и эпидемий.
Бесплатная медицина, пенсии, пособия, экологические ограничения, профсоюзы - продукт иррационального делания, иногда бунта, результат постоянной бескорыстной борьбы лучших представителей рода человеческого, живущих не хлебом и не телом единым.
Признание права человека на Незанятость - как альтернативы, как шанс тем,
кто хочет реализовать свой духовный потенциал и понимает, что никогда
не сможет этого сделать выполняя всю жизнь чужую, пусть трижды
полезную, рациональную волю - это признание права на существование
реальной свободы внутри общества и создание действенного механизма сдерживания агрессии внутри вида
Это же станет и механизмом регулирующим (путем увеличения и уменьшения квот на Незанятость) сферу производства материальных благ, обезопасит ее от кризисов новым (самым мощным) рычагом саморегуляции.