Владимир Владимирович Солопов, потомок игумении Таисии, представитель Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь» в СЗФО, 24 сентября 2020 года посетил Леушинское подворье в Санкт-Петербурге и поделился своими впечатлениями:
https://vk.com/zaharov1946?w=wall487325512_2355%2Fall "Часто вспоминаю Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, где я бывал в период его духовного расцвета в нулевые и в начале 2010-х гг. при отце Геннадии Беловолове. Горжусь тем, что в это время я был помощником отца Геннадия в проведении ставших широко известными Таисиинских вечеров в БДТ с участием Кирилла Лаврова. Будучи профессионально связан с организацией концертов, я приглашал на Таисиинские вечера многих известных актеров из Москвы.
После изгнания отца Геннадия с Леушинского подворья практически все его духовно-просветительские инициативы были прекращены. Подворье превратилось в унылую вотчину бизнес-монахини Евфросиньи Олюшиной, которое в народе получило точное название - «олюшинское подворье».
За эти прошедшие 4 года я всего лишь один раз пару лет назад заглянул на Леушинское подворье, но и этого оказалось достаточно. Я тогда наткнулся на закрытый храм, а бегать и просить: "Тётенька, пустите," - я не стал.
19 сентября этого года я был в деловой поездке в Санкт-Петербурге. Решил сделать еще одну попытку посетить близкий мне духовно храм. Более того, возникла мысль: встретиться с самой монахиней Евфросиньей, которая старательно скрывается от глаз общественности. Захотелось поговорить с ней лицом к лицу, посмотреть ей в глаза, задать ей волнующие многих вопросы. Например, зачем монахиня Евфросинья, не имея ни монашеского опыта, ни соответствующего духовного образования, согласились занять должность старшей сестры и руководить сестрами-монахинями, у которых более 20-ти лет монашеской жизни (как у схимонахини Рафаилы)? Как она могла предать своего духовного отца, который крестил ее и всю ее семью 20 лет назад и все это время окормлял ее? Как она могла разогнать дружную семью леушинских сестер (более 40 сестер), многие из которых отдали возрождению подворья по 10-15 лет своей жизни? За что она так коварно изгнала свою же постриженицу инокиню Аркадию, за что так бессердечно выгнала известную и уважаемую схимонахиню Рафаилу, за что так безжалостно выставила с подворья сломавшую ногу инокиню Саломию? Как она тотально уничтожает историческую память о Леушино, все, что связано с о.Геннадием: прекратила издание газеты «Леушино», уничтожила деятельность издательства при храме, закрыла сайт подворья, оборвала духовно-просветительские инициативы? За четыре года ее власти на подворье скопилось множество вопросов, которые волнуют сестер и прихожан.
Не скрою, моё отношение к монахине Евфросиньи , скажем так, оставляет желать лучшего ( и её действия на подворье меня в обратном пока не убедили). Поэтому я и решил, всё таки, зайти в храм, познакомиться лично и попробовать поговорить с Евфросинией. Не поверите, для знакомства я даже подготовил небольшой подарок для мон. Евфросинии.
Что ж, в путь! Но как застать Евфросинью на месте? У меня нет ее личного телефона, чтобы договориться о встрече. По общему телефону на вопрос, когда она будет в храме, ответили, что не знают. Приходить наугад - жалко время тратить. Но где же и когда наверняка можно найти старшую сестру сестричества, председателя приходского совета монахиню Евфросинию? Ну, конечно же, в храме на службе. Посмотрел в интернете расписания служб: в субботу вечерняя служба начинается в 16.45. Решил придти на подворье к началу службы, минут на сорок раньше. Хотелось немного побыть в храме, поклониться иконам, помянуть матушку Таисию - и, наверняка, встретить и поговорить с монахиней Евфросиньей.
С волнением переступил порог знакомого храма, но тут же, в вестибюле, наткнулся на торговые ряды. От обилия товаров зарябило в глазах: от юбок и вина до разных целебных мазей и кондитерских изделий. Таким широким ассортиментом не каждый минимаркет может похвастать.
В свечной лавке одиноко сидела пожилая женщина в мирской одежде, как мне показалось, она дремала. На вопрос: можно ли увидеть монахиню Евфросинью, она ответила, что «матушки» сейчас нет. На вопрос, когда же будет монахиня Евфросинья, она ответила, что «матушка» не сказала.
Ладно, думаю, ничего, подожду до начало службы в храме, на ней монахиня Евфросиния обязательно должна быть.
Но тут меня ждало еще одно большое разочарование. Как и в прошлый раз храм был закрыт. На лестнице в храм я наткнулся на заградительный кордон. Храм в субботний день был закрыт для посетителей. Свечница пояснила, что в храм пускают только на службу или по благословению «матушки». Не скрою: меня это даже обидело. Это что же такое получается: храм в центре Санкт-Петербурга практически в течение всей недели просто банально закрыт? А впускают в него всего на несколько часов и только на службу. В остальное время храм функционирует только как торговая точка. Полусонный базар какой-то! С таким подходом скоро будем пропуска получать, чтобы в храм попасть. Не дай Бог!
Я вышел подышать на улицу Некрасова. И вот в 16.40 наконец-то открыли доступ православным в храм. Поднимаемся на верх - я и ещё три человека, также ждавших его открытия. В пустом храме какая-то монахиня колокольным звоном призывала на службу. Кого - не понятно. Она это делала так формально и уныло , что из алтаря показался о. Феоктист и активными жестами показал "звонарю" , мол, давай звони веселей , призывней.
Наконец ,началась служба. И каково было моё удивление , и непонимание , и огорчение - я даже слово не могу подобрать, чтобы описать своё состояние: в храме на воскресной службе, кроме меня, стояло всего четыре человека, еще певчих трое-четверо и при этом - ни одной монахини!!! Не было ни Евфросиньи, ни других сестер. На клиросе стояла какая-то женщина в мирской одежде и читала вместо монахинь. Такого я не ожидал.
Я был уверен , что "место встречи изменить нельзя ", что я точно встречу в храме на субботней всенощной монахиню Евфросинью. Но ее не было на службе. Не знаю, может быть, она на "торжественную часть " не ходит , а является сразу на "банкет"...
В это время мне в двух метрах от меня стояли две женщины и шептались между собой. В пустом храме я без труда услышал их краткий диалог: " А где матушка Евфросинья ?" - спросила одна. Ответ другой был убойный: "Матушка отдыхает!!!" Я не понял, где я оказался: на монастырском подворье или на базе отдыха?!
Накануне на сайте патриархии нашел такие слова священника Сергия Бегияна: «Я думаю, мы все, и священники, и «верные» миряне, просто должны жить истово, истово служить Богу, истово причащаться, стремиться в храм на литургию, как елень на источники водные (Пс. 41, 2). Если «захожане» будут видеть в нас такой огонь, им, наверное, захочется прийти в храм не только за святой водой или освященным яйцом». Вот я тоже надеялся увидеть истовую молитву и «огонь» у монахини Евфросинью. Но увы и ах! Все мои многочисленные вопросы остались при мне.
Служба шла своим чередом в пустом храме. Я простоял еще около 10 минут, но в храме так ничего и не изменилось. Он так и остался пуст. Монахини так и не появились на службе. К сожалению, у меня не было больше времени ждать, и я , перекрестившись, вышел. На улице встретил знакомую старую прихожанку. Поделился с ней своими впечатлениями. Она подтвердила, что на Леушинском подворье теперь всегда так бывает. М. Евфросинья , в лучшем случае, приходит только на полиелей. Помажется и опять уходит.
Я был обескуражен всем этим. М.Евфросинья создала какой то виртуальный монастырь. Вроде, он, как бы, есть, а, вроде бы, и нет. Впрочем, чему удивляться: какая «матушка», такой и «монастырь».
Знают ли в Епархии, что м.Евфросинья создала настоящую « потемкинскую деревню» на улице Некрасова ? А вопросы к м.Евфросинии, видимо, надо адресовать в Епархию."
Владимир Солопов