Тест на игру

Aug 14, 2018 01:02

Галковский как-то вскользь заметил, что европейский человек 16-го века был в интеллектуальном плане несколько иным, чем современный. Лоб поменьше и больше скошенный, надбровные дуги больше, челюсть мощнее, клыки крупнее - в ментальном смысле. Мысль интересная, что-то в этом есть, но как проверить? До нас дошло много сочинений того времени, музыка, живопись, архитектура. Но это все вещи постоянно развивающиеся, к тому же плотно завязанные на современные им технологии. В 16-м веке не могли построить небоскреб "Огурец", потому что еще не было технологий, которые позволяли его построить. С другой стороны, например, литература или театр - плод непрерывного культурного развития, в них возраст искусства, возраст и зрелость данной формы, играет огромную роль. Пьесы Шекспира в 16-м веке появится могли, а "Улисс" - нет, потому что "Улисс" может появится уже только после Шекспира. И вообще, гении могут появится в любое время. Важнее, не что они сочиняли, а как их сочинения воспринимались публикой. А тут мы мало что знаем. Может, "Гамлет" воспринимался современниками, как нами "Южный парк". Поэтому классическое искусство мало что может сказать об умственных способностях прошлых эпох.
А что может? Кое-что есть, что позволяет немного порассуждать. Настольные игры! Современных технологий для них не нужно. Они, в основном, состоят из игрового поля, фишек, игральных кубиков и карточек. Все могло быть сделано и в Средние Века, и в Античности, и в Каменном веке. А что было сделано?


Вплоть до начала 20-го века Европа знала: шахматы, карты, кости и примитивную ходилку "Змеи и лестницы". На Востоке играли в нарды, го, маджонг с небольшими вариациями. Казуальные развлечения для крестьян и детей типа "бирюлек" рассматривать не будем. На рубеже 19 и 20 века стало популярно лото.
Кстати, долго не мог понять, кого, вообще, могла увлечь такая игра. Не понимал, пока не поиграл в лото с маленькими детьми. Вот у них азарт и интеллектуальная борьба! И как-то встало на свои места. Так и представилось: темная мещанская гостиная, освещенная несколькими свечами или керосиновой лампой. Ведущий достает фишки из мешочка и называет номера. Старшее поколение щурит глаза, с натугой вспоминает числа после третьего десятка, молодые лихорадочно копаются в свежеполученных школьных знаниях. "Одиннадцать!" - все молчат, вороша карточки - там так много цифр! Они наплывают одна на другую и пляшут в неверном свете. "Барабанные палочки!" - кричит ведущий, и палочки тут же находятся, палочки-то все знают, так бы и говорил сразу : ) Вобщем, в то время людям в лото было играть тяжело, требовалось напряжение, смекалка и удача.
Так вот, все компоненты современных настольных игр были известны веками. Свободным временем для игр некоторые слои общества вполне располагали. Почему же не придумали MTG, "Монополию" или "Колонизаторов"? Огромное количество людей посвящали массу времени карточным играм. А, ведь, по сравнению с современными настолками все карточные игры тупы и примитивны. Тем более, что самыми популярными аж в просвещенном 18-м веке были игры даже не такие заумные, как "очко", а разные виды "метания банка", где надо было просто угадать карту, то есть карточный аналог рулетки. Потому и не придумали, что соображалки не хватало - "надбровные дуги" много места занимали.
Люди играли в солдатиков и кораблики веками, в музеях можно посмотреть на гигантские коллекции солдатиков с 17 века. Но правила для варгеймов появились только в 50-е годы прошлого века. Причем, я знаю людей, которые придумывали правила самостоятельно (в советское время о существовании Вархаммера никто не знал). Почему так? А потому что, наверное, эволюционное развитие произошло. Нет никаких причин не изобрести правила для честной игры в солдатики и не начать угарать по ним, кроме когнитивных ограничений.


Карты, кости или солдатики отдельно - процессор тянул. Фишки на расчерченном поле - стратегическая игра для самых умных. "Змеи и лестницы", где есть одновременно поле, фишки и кости - уже колдовство и мистика (Правила просты: все участники ставят свои символы на клетку 68, представляющую Космическое Сознание. Один за другим они бросают игральную кость, передавая её соседу справа (такое направление соответствует восходящему потоку энергии). Для того чтобы войти в игру, нужно выбросить шесть очков, тогда игрок переходит на клетку рождения и оттуда на шестую клетку (иллюзия). Пока игрок не выбросит шесть, он остается не рожденным на клетке Космического Сознания.). От мысли добавить туда еще и карточки, наверное, становилось страшно, и хотелось сходить на исповедь.
Так что, судя по взрывному развитию настольных игр с фантастически сложными (с точки зрения даже 19-го века правилами), которые, тем не менее, легко осваивают даже дети и подростки, в середине прошлого века умственное развитие европейцев преодолело некий трудный барьер, никогда до этого человечеством не бравшийся. И современные люди, вполне возможно, мыслят качественно иначе, чем схожие по уровню образования, информированности и опыта люди 16-го, или даже 19-го, веков.
Previous post Next post
Up