Творчество и деньги

Apr 19, 2007 10:57

Два, активно обсуждаемых в ЖЖ события: статьи Дивова и Нестерова о новом поколении русских фантастов и конфликт Арефьевой c "Нашим радио" имеют очень близкую природу. В обоих случаях обсуждение свелось к анализу конфликта между людьми, занимающимися творчеством, и людьми, которые зарабатывают на этом творчестве деньги.Обе ситуации схожи в главном: на потребителя обрушивается поток однообразной, некачественной и бездарной продукции. Причем в том месте, где он привык находить что-то себе по вкусу. Сейчас же слушатель "Нашего радио" вынужден слушать то, что ему навязывают владельцы радиостанции - не интересное, и не творческое "мыло". И читатель с книжном магазине чувствует себя совершенно растерянным - найти хорошую книгу на полках, заваленных макулатурой, стало очень сложно.

При том, что в стране полно интереснейших музыкантов, в том числе, получивших международное признание, которых можно услышать только в клубе, с диска или скачав записи из интернета. С другой стороны, у фантастов это выглядит несколько иначе - те писатели, которые могли бы создавать хорошие книги, лепят дешевую штамповку, и в итоге так и не реализуют свой возможный талант.

Есть важные детали, в которых положение с рок-музыкой и фантастикой различно. У музыкантов ответственность за плохую музыку, звучащую в эфире, полностью лежит на владельцах канала распространения, а настоящие музыканты не могут пробиться в радиоэфир (а следовательно и привлекать зрителей на концерты). А у фантастов издатели полностью умывают руки, печатая все, что к ним приносят, при соблюдении некоторых условий, удобных для издательства, а то и вовсе без ограничений. В результате и музыканты, и слушатели справедливо направляют претензии радиостанции. А вот издатели остаются вне конфликта, переведя стрелки на самих писателей - мол, надо лучше писать. Хотя на самом деле, вина за мусор, заполонивший книжные полки, лежит именно на издателях. Издатели, подобно радиостанции, действуют так, как им удобно и выгодно, не думая ни о будущем, ни о потребителях.

Тем не менее, возмущения публики достигли того уровня, когда владельцы каналов распространения вынуждены оправдываться (радиостанция оправдывается сама, а за издателей это бесплатно делают дурачки-графоманы). Все оправдания сводятся к тому, что радио и издательства - это бизнес. И они действуют исходя из принципа максимизации прибыли. Что хорошая продвинутая музыка и интересные умные книги - не выгодны. Потому что публика - это быдло, ей подавай что попримитивнее, подешевле, чтобы мозг не напрягать. Не будем обсуждать, почему на словах радиостанций и книгопродавцев предпочтения публики точь-в-точь совпадают с желанием упростить работу распространителей, сделать ее легче, менее хлопотной, более тупой, менее затратной. А также, почему быдло массово высказывает недовольство этой политикой. Это все примитивное и не смешное плутовство.

Более серьезный вопрос заключается в том, с чем публика, как правило, безропотно соглашается. В том, что радио и книгопечатание - бизнес. Должно ли распространение культуры, музыки и книг, быть только бизнесом, и быть направленным только на прибыль? Вот, Калугин в выше приведенной ссылке с этим не согласен. И я тоже. В нашей жизни есть много разной деятельности, которая очень важна для нас, но направлять которую на извлечение прибыли - аморально. Обучение детей. Лечение. Борьба с преступностью. Государственное управление. Да, вся эта деятельность - тяжелая работа, которая должна быть вознаграждена. Но можно ли в ней ставить главной целью - прибыль?

Так вот, распространение на всю страну музыки и книг - это как раз такая деятельность, которая не может заключаться только в получении прибыли. В этом есть и моральная, и творческая стороны. Ответственность перед обществом, перед окружающими людьми. Эта ответственность лежит не на потребителях, и не на творцах. А именно на тех, кто строит мост между ними.

К тем людям, которые работают на радио и в издательствах, и оправдывают массовое распростанение культурного мусора необходимостью бизнеса у меня один большой вопрос. Если тебе так нужна прибыль, деньги, какого хрена ты пошел на радио или в издательство? Почему именно книги и музыка? Это не самый простой, и не самый доходный бизнес. С очевидной моральной стороной и социальной ответственностью. Если ты так хочешь денег - иди работать в банк, торгуй пивом или занимайся принудительным страхованием населения. Вот, где деньги! Зачем насиловать себя и культуру, натягивая презерватив своей жадности на глобус духовнусти и культуры? Зачем оскорблять миллионы людей, утверждая, что тот хлам, который ты выпускаешь на полки или в эфир - именно то, о чем все они страстно мечтают?

На мой взгляд, если ты решил стать врачом - то твоя главная цель не максимизация прибыли, а здоровье пациентов. Страшно подумать, что выйдет, если врачи вдруг начнут максимизировать прибыль (хотя их к этом и подталкивают изо всех сил, но пока они в массе скорее выполняют свой долг). Музыка и приключенческая литература - не медицина. Но они не менее важны. Просто их воздействие на наши души не так зримо и очевидно, как воздействие скальпеля хирурга на тело. Но могут влиять на нашу жизнь гораздо сильнее. Врач не может навредить миллиону человек разом. А радио - может. Отрицать моральную и общественную роль такого "бизнеса", как радио и книгоиздательство абсурдно. Эта роль есть у любого бизнеса. Отказ от любой вообще морали в бизнесе - это значить быть готовым торговать героином, рабами и человеческими органами. А что - вот, где прибыль максимальна! Не попробовать ли защитникам бизнеса на человеческих душах себя именно в этих сферах?

Итак, почему рок-музыка в стране существует отдельно от слушателей, а молодые писатели не желают себя утруждать качеством текстов? Потому, что люди, контролирующие каналы распространения информации, плохо делают свое дело. Если уж они выбрали своим делом именно музыкальное радио и книгопродажу, их ДОЛГ - стремиться к тому, чтобы публика услышала лучшую музыку и прочитала лучшие книги. Чтобы доступ публики к результатам работы музыкантов и писателей был прост и надежен. А что касается ДЕНЕГ, то заработать на хорошей музыке и хороших книгах можно невообразимо больше, чем на бездарном барахле. Это давно поняли на Западе, и именно поэтому ситуация в рок (и поп) музыке и в фантастике там качественно лучше. Есть у нас рокеры-миллионеры? А фантасты-миллионеры? А на Западе - есть, и будьте уверены - те люди, которые сумели донести их талант до публики заработали еще больше.
Previous post Next post
Up