Пробки и внутрисистемная коммуникация

Mar 12, 2007 13:48

Машин на улицах наших городов становится все больше, а улицы и перекрестки остаются почти неизменными. Постепенно транспортая система городов стала критически перегруженной. Что можно, в принципе, делать с такими системами?

Первое, что приходит в голову - усилить контроль и управляемость системы. Действующие правила дорожного движения рассчитаны на трафик 50-60-х годов 20-го века. Важная особенность правил - их нестрогость. Вы всегда имеете возможность нарушить правила, махнув рукой на последующее наказание.

Из ПДД явно проступает картина городского движения 50-летней давности: небольшие городки, нерегулируемые перекрестки. Движение в 90% случаем вообще не управляется, а в остальных достаточно светофоров. В современных ПДД все еще присутствуют правила для гужевого транспорта и движения пеших колонн. Водители сами решают, соблюдать им правило или нет. Это документ эпохи модерна, индустриализации и гражданского общества. Он не подходит для развитого киберпанка.

Резервы для усиления контроля этой системы были велики. На каждый перекресток - по светофору, каждую дорогу - поделить на полосы и регламентировать движение по ним, где светофоры уже есть - поставить светофоры со стрелками, добавить гаишников с палками, регулирующих движение в сложных случаях. Наконец, ввести системы, управляющие светофорами в зависимости от плотности трафика (как на Дмитровском шоссе).

Тем не менее, способность системы ведерживать регулирование имеет предел. Довольно быстро наступает кризис управления - управляющие структуры не справляются с потоками информации. Борются с этим тем, что отлаживают до автоматизма рутинное функционирование системы и героически борятся с пиковыми перегрузками и спонтанными системными сбоями (в перегруженной системе взмах крыла бабочки может вызвать ураган).

Предельный способ контроля - вообще минимизировать возможность действовать не по правилам, ограничивая водителей. В результате появляются многоуровневые трассы и развязки, похожие на туннели. Машины движутся по ним, как поезда в метро. Это очень дорогой и специфичный выход из ситуации. Подходит не всегда и не везде, так как дорожное движение - все-таки не метро.

Но есть и другой способ снизить нагрузку на систему. Можно не усиливать внешний контроль, а увеличивать внутреннюю связность. Пешеходы движутся по улицам плотными толпами, тем не менее, никто не падает, не калечится и не сталкивается. Хотя встречная скорость при столкновении двух пешеходов может достигать 10 км/ч (достаточно, чтобы получить травму ). Это потому что пешеходы постоянно обмениваются информацией, как осознанно, так и непроизвольно.

Имея внутреннюю коммуникацию, система получает возможность саморегулироваться. До определенного момента внешний контроль эффективнее. Но с того момента, когда управляющие структуры начинают захлебыватся, не справляясь с потоками информации, саморегулирование становится эффективнее.

Какие средства обмена информацией имеют в начале 21-го века автомобили на дороге? Они могут издать однотонный звуковой сигнал, сигнализировать фарами, эволюциями машины на дороге, сигналами повората, стоп-сигналами и аварийной сигнализацией. Три последних способа регулируются правилами, остальные запрещены.

Между тем, водители упорно пользуются всеми запрещенными способами обмена информацией, вплоть до рискованных "эволюций". Для того, чтобы выразить своей недовольство водители подрезают и затрудняют движение друг-другу, рискуя жизнью и здоровьем. Значит, для современной городской улицы обмен информацией между водителями - вопрос жизни и смерти.

Что могло бы создать нормальную коммуникационную среду на дороге? Несложное устройство беспроводного обмена данными да расстоянии 40-50 м. Машины должны быть оснащены сенсорным терминалом, который показывал бы список ближайших машин, с их марками, цветом, номерами и никами владельцев. Подключенная гарнитура для голосовой связи. Этого достаточно.

Даже простая возможность поругаться или попросить пропустить по важной причние (жена рожает, самолет улетает) резко снизит напряжение на дорогах. Водитель в машине одинок, и все остальные машины для него - обезличенные железные коробки. Дайте им голоса и имена, и ситуация на дороге преобразится.

Естественно, что такие устройства позволят намного больше, чем просто разговор в эфире. Они откроют дорогам двери в цифровой мир. Правила "общения" на дорогах смогут приблизится к правилам общения в интернете. Появятся, кланы, сообщества и модераторы. персональные рейтинги и троллеры. Но интернет прекрасно управляется сам собой вообще без всяких правил. Подобное возможно и на дорогах. Вы сможете вступить в сообщество любителей "честной езды". А отморозков - стрит-рейсеров можно будет привлекать к коллективной ответственности, объявляя дорожный бойкот лично ему или его клану через интернет.

Почему же коммуникационные технологии до сих пор так и не проникли в эту жизненно важную сферу жизни человека? Потому что современный автопром - устаревший консервативный монстр. И не только в нашей стране, но и во всем мире. Однако я верю, что технология победит. Информация должна быть свободной!
Previous post Next post
Up