Национальная академия наук Украины переизбрала своим президентом 96-летнего Бориса Патона. Как сообщает пресс-служба НАНУ, в четверг состоялось общее собрание. Академики выбирали президента путем тайного голосования сроком на пять лет.
Борис Патон с 1962 по 1991 год был президентом Академии наук УССР, а с 1991 - является президентом НАНУ. По состоянию на январь 2014 года, общее количество работающих в НАН Украины составляла 40211 человек, в том числе 19292 научных работников.
Вторая половина 80-х годов… В Москву к М.С. Горбачёву приезжает директор одного из институтов Киева, академик, и говорит Генсеку, что Патон старый, его пора менять (имея в виду свою персону, ясное дело). Горбачёв же сказал, что пока Патон возглавляет украинскую академию, он (Горбачёв) спокоен. Когда же академик вернулся обратно в Киев, он уже был отстранён от руководства институтом, Президиум академии сработал быстро! Эту историю лет 5 назад мне рассказал зам.директора моего НИИ, и я поинтересовался: «А где же теперь тот опальный директор, который считал Патона устаревшим?» - «Он давно умер»…
Конечно, 96 лет - более чем почтенный возраст, и вряд ли кто-нибудь из последующих президентов академии сможет побить рекорд пребывания Бориса Патона на этой должности (53 года на данный момент!). Может, кто-то считает, что Патон давно выжил из ума, ничего не соображает, и его держат «для виду». Отчасти это правда, отчасти - нет. Борис Евгеньевич полностью в своём уме, более чем адекватен, с острым умом, огромным опытом, связями, титулами и регалиями, и в Украине он - самый известный учёный, с мировым именем. Академия наук пока что располагает большим количеством институтов и «сопутствующими» полезностями: природоохранные парки, ботанические сады (которые, кстати, фактически являются научно-исследовательскими институтами), опытными производствами, мастерскими, общежитиями и прочее - это большие лакомые куски в Киеве, Харькове, Донецке (без комментариев…), Львове, Николаеве, АРК…
С 1991 года никто из власти так и не рискнул «оптимизировать», «преобразовать», «объединить с ВУЗами» или вовсе распустить Национальную академию наук Украины, потому что президент академии - это учёный с мировым именем, с которым вынуждены считаться власти. Это тоже одна из причин, на мой взгляд, почему Патона регулярно переизбирает Президиум НАНУ на новый президентский срок. Увы, за годы независимости у нас пока не появился учёный, который бы имел и мировую известность, и был бы организатором науки. Так что Патон - это в определённой степени «наш флаг».
Да, в свои 96 лет Борис Евгеньевич уже не катается на водных лыжах, поскольку в 78 лет на таком катании получил перелом лодыжки, но пока лежал в больнице, начал раздумывать о применении технологий электросварки в медицине, и теперь это одно из самых новых и перспективных направлений его Института электросварки им. Е.О. Патона. Евгений Оскарович Патон - отец нынешнего президента НАН Украины, это в его честь назван один из мостов Киева, «мост Патона».
Последний год был очень тяжёлым для всей Украины, и для академии наук - тоже. Институты академии наук, находящиеся в Автономной республики Крым, сейчас работают в рамках российской академии наук, а институты Донецкого научного центра фактически прекратили своё существование, хотя формально «перенесены» на не оккупированную территорию Украины, однако многие учёные, в основном пенсионеры, не смогли или не захотели покинуть Донецк, некоторые продолжают ходить в свои лаборатории, что-то делать, но они не могут ни опубликовать результаты своих работ, ни получить зарплату.
Я искренне желаю Борису Евгеньевичу Патону успехов в его деятельности на посту президента НАН Украины, и такого здоровья, чтоб он смог пережить эту войну и наблюдал бы возрождение научных центров и в Крыму, и в Донецке!