Nov 06, 2006 17:00
"Т.о., для японских писателей, появившихся в переходный период, на рубуже XXI века, создание образа Японии - высокоразвитой капиталистической страны - само по себе уже представлялось научной фантастикой. Закончился период, когда научной фантастикой была американская мечта. Теперь уже некоторые, подобно Гибсону, находят "научную фантастику" во всем, что связано с Японией, в самой знаковой системе - "Япония". Совершенно очевидно, что Япония как-то незаметно стала восприниматься как некая фаетастическая страна из крутого научно-фантастического произведения - своего рода Страна Фантазия. Возникшая на почве фанатичного увлечения Западом японская "научная фантастика" и "научно-фантастическая Япония", родившаяся из ориентализма, замешанного на киберпанке, столкнулись лбами. Но я никоим образом не отношу это явление к разряду отрицательных. Именно из глубины причудливых трещин, похожих на узор черепашьего панциря, что образовались при столкновении, в воображаемой Японии появляются ростки нового века - некая странная сущность, так называемый "японоид". ["Японоид" - термин, предложенный автором данной статьи. Он полагает, что после II Мировой войны в результате насильственного слияния японской и американской культур японцы утратили свою национальную сущность, превратившись в "химерических, кибергоподобных и иллюзорных гибридов". Термин носит транснациональный характер]. Как-то знасенитый культуролог, Донна Харауэй сказала: "Все мы - киберпанки". Ее мысль можно продолжить: "Все мы - японоиды". Возможно, существо под названием "японоид", осознав неповторимую индивидуальность японской научной фантастики, создаст новое явление - "постнаучную фантастику"" [Такаюки Тацуми, профессор кафедры литературы университета Кэйо, специалист по американской литературе, с.xx-xxi. Гордиев узел. Современная японская научная фантастика\пер. с яп. - М., Иностранска, 2004.]
аниме,
фантастика,
глобализация,
Япония,
киберпанк,
взаимовлияние культур