О демократии в современной европейской критической философии

Oct 19, 2006 21:52

Говоря о демократии, Сейла Бенхабиб предлагает следующее нормативное определение: «…демократию лучше всего понять как модель организации коллективного и публичного применения власти в основных институтах общества на основе следующего принципа: решения, затрагивающие благосостояние всех, рассматриваются как результат процедур свободного и разумного обсуждения между людьми, считающимися равными в нравственном и политическом отношениях…» По мнению С.Бенхабиб, «…предпочтение отдается совещательной модели по сравнению с другими видами нормативного подхода. Речь идет не о том, что при оценке адекватности нормативного понимания демократии не важны материальное благосостояние, институциональная эффективность и культурная стабильность. Чтобы демократия устойчиво функционировала, необходимо удовлетворять запросы людей на материальное благосостояние и коллективную идентичность. Однако достижение материального благосостояния и реализация чувства коллективной идентичности сами по себе не составляют нормативного базиса демократии как формы организации нашей коллективной жизни. Дело в том, что достижение определенного уровня материального благосостояния может сочетаться с авторитарным политическим строем, а антидемократические режимы могут более успешно, чем демократические, обеспечить чувство коллективной идентичности. Основу легитимности в условиях демократии следует усматривать в следующей посылке: институты, претендующие на законную власть, могут осуществлять ее постольку, поскольку принимают решения на основе беспристрастности, то есть в интересах всех. Эту посылку можно реализовать на практике только тогда, когда решения в принципе открыты для должным образом организованных процессов публичного обсуждения свободными и равными гражданами» [Бенхабиб, "Притязания культуры", 2003, с.xxxvii - xxxviii].

политическая философия, социальная философия, демократия, философия, открытое общество

Previous post Next post
Up