Один мой бывший студент-юрист с Родины, очень интересный человек, возьми, да и напиши такую вот статью, которую выложил вконтакте в заметках.
КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ СИСТЕМУ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Варюшин М.С., 3 курс юридическогофакультета УлГУ.
Современные гуманитарные науки переживают посткризисное состояние, вызванное неимоверным развитием технических возможностей человечества. Крушение старых теорий общественного развития и использование системного подхода к массообразованию и массоуправлению детерминируют многочисленные проявления псевдонаучных концепций, имеющих в своей основе некую философию, во многих случаях - метафизику.
Тысячелетияистории развития общественной мысли были озарены философским методом познания,поиском истины сквозь призму критики и скептицизма, теологический напор могбыть сдержан и преодолен лишь усилием свободных идей. Наследие прошлого какбазис общественного сознания, неисчерпаемый источник мудрости, служил внекоторой степени, во-первых, той отправной точкой, которая позволяла датьначало передовому, более совершенному в аспекте мысли, а во-вторых, тем идейнымтопливом, позволявшим приводит в движение механизм выработки новых категорий,концепций, теорий. Общество потребления постепенно уходит из сферы политики,публичной жизни, отрицая таким образом, оброненную Аристотелем фразу о человекекак о «политическом животном». Более не тревожат умы миллионовидеократическиевеяния, уходят в прошлоетоталитарные режимы - на смену им приходит либеральное индифферентное ко всемуиз сферы инобытия «не-частного» аморфное, выражаясь терминологией ЖанаБодрийара, «молчаливое большинство».И вданный момент, казалось, остается лишь изучать данное нам, унаследованное нами,писать о ком-то, но не что-то, следить за тенями прошлого и спокойно созерцатьбылое величие предков, уподобиться «последнему человеку», песчаномучеловеку.
Системаобразования высшей школыпрезюмируетусвоение базиса истории общественной и философской мысли, прививаниеэлементарных навыков мышления, умение оперировать уже заданными категориями,данными кем-то. С первых лет обучения человек ощущает довлеющее воздействиефилософии как истории мысли, чего-то мертвого, прошлого, ушедшего.Диалектический подход заменяет начетничество и поверхностность в изучении лишьвыжимок из целых трактатов, трудов, концепций. Конечно, невозможнопреподатьдоходчиво каждомустуденту-гуманитарию философию Платона, Канта, Гегеля, Маркса, однако усреднятьв данном процессе - значит выхолащивать ум, совесть, стремление к знаниям. Кризисвысшей школы начинается с того момента, когда усредняется программа, причем запланку нормы берется отнюдь не высшие результаты. Не студенчество поднимаетсядо уровня философии, а философия спускается к студенчеству, посредственно вмассе своей образованному.
Примернаяметодика изложения курса философии, например, на юридическом факультетезаключается в следующем:
Логика в качестве полусамостоятельной области философии;
История философии - период с древнегреческого до философии 19 века.
История философии конца 19-20 столетий.
Философия науки - курс почти не читается.
Отсутствие кура «философия права».Касательносроков, то обычно чтение курса философии, абстрагируясь отлогики, укладывается в 2 семестра, что крайнемало. Относительно логики, то данная прикладная наука в ее усредненном вариантенамного сложнее, нежели в полном по причине следующего: выжимки и общие моментыне могут быть поняты без объяснительных комментариев, выходящих за пределысреднего уровня знания.
Историяфилософии читается в урезанном, неполном варианте, хотя затрагивает основныеэтапы развития философского знания в ретроспективе.
Основныенедостатки:
Читается краткий курс без углубленного изучения отдельных представителей и философских направлений.
Слишком обобщенно преподается курс русской философии, не вычленяются направления и школы. Абсурдно смешивать различные философские концепции в одно «русская философия», игнорировать хронологический критерий определения этапов развития русской философии как специфического явления общемировой мысли. Недопустимо смешивать философствование и философию, как справедливо замечал М. Рац, утверждая нефилософский характер русской литературы на примере Толстого Л.Н.
Отсутствует система научного анализа философских текстов с позиции студента, что позволило бы развить в нем способность критически мыслить, вырабатывать собственное видение проблемы, глубже проникнуться атмосферой идейных столкновений, тех сфер, где мысль есть знамя, под которымсбираются, за которое бьются. Именно на свободных измышлениях, знакомстве с дополнительной критической, биографической, исследовательской литературой была построена гимназическая система обучения в сопряжении с классическими языками и естественными науками, логикой. Логика может дать разуму лишь методы, приемы обработки информации, тактику оформления теорий, способна устроить сам процесс мышления, тогда как философия призвана обогатить содержание, наполнить интеллектуальную природу данного процесса выработки мысли в глобальном масштабе. Мыслить значит не просто творить мысль, нематериальный объект, результат рождения из себя, но и сотворчество. Изначально в славянских азбуках буква «М» писалась антропоморфно с использованием фигур двух мужчин, несущих невод с рыбой. Данная аллегория означала: когда я мыслю, я ничего пока не значу, но стоит мне поделиться осмысленным с другим субъектом познания и восприять его результаты, как мы получим нечто новое - результат сотворчества, мысль как независимое явление. С того момента, как идея высказана, она начинает жить собственной жизнью. Научить мыслить свободно нельзя, но дать свободно мыслить - единственно возможный путь возрождения интеллектуального потенциала русской ментальности. Пресечение самостоятельного мышления, построения собственных философских систем чревато, карается публичным осуждением.
Незаслуженно был забыт марксизм, незаслуженно обходят экзистенциализм - наиболее актуальные направления развития детерминантного материализма и интуитивного идеализма в понимании проблем бытия, сознания, общественного развития.
Отсутствует практическое применение философских теорий, использование их в написании самостоятельных научных работ. Как таковое начетничество, разбор, даже самый скрупулезный, того, «что» считал автор, не дат необходимого эффекта. Исправитьподобное возможно следующим образом: обсуждение проблем познания, онтологии, материи, сознания, массообразования, кризиса западной идеологии либеральной свободы и т.д., то есть современных коллизий мысли сквозь призму концепций прошлого, естественно, модифицированных новым поколением.
Неиспользование сократического метода рождения истины - спора. Философия рождалась в спорах, в отсутствие спора она умирает. Философия не есть наука в точном смысле этого термина: она не имеет четко определенного предмета изучения (он слишком широк), базовых принципов познания (гносеологическое противоречия разрешаются различно), унифицированной методологии. С учетом того, что философия постоянно развивается, модифицируется, но не отметает старое, отжившее, она лишена возможности построить унифицированную систему знаний. Направлений в философии множество, потому ею нужно жить, но не учить ее. Подходить творчески, импровизировать. Любить мудрость возможно лишь в том случае, если данная любовь свободна, одухотворена, наполнена смыслом.
Философию часто путают с философствованием, то есть с простыми рассуждениями на «вечные темы» обывательского характера, либо с претензией на философскость. Отсутствие построения системы, либо простого подхода в философии равносильно ее отрицанию. Мысль имеет определенную направленность, форму, содержание и цель. Философствование отрицает последнее - цель как таковая застревает в попытках дать характеристику тому, что намного сложнее, мудрее,нежели банальность и жизненный опыт. Общее требование- больше свободы мысли, больше материала, пресечение начетничества.
Жалко, что любой спор на эту тему будет бесплодным, пока мы остаемся в рамках, заданных учебными программами и стандартами третьего поколения. А так - внушает надежду и почтение.
Он выложил в своем жж, кстати:
http://perikolus.livejournal.com/1751.html