Носорог для Папы Римского

Apr 02, 2011 13:06

Когда-то давно я уже пытался читать Норфолка. Но безуспешно. Помню, что одолел пару глав "Словаря Ламприера", который меня просто взбесил, уже точно не помню, из-за чего. Из-за чего-то содержательного. Я тогда только начинал свой тернистый путь по дороге магического реализма и вообще всей этой современной литературы,и, наверное, ни хрена не понимал. Но ведь "Эгипет" сразу вошел в мой моск как отлично наточенный наконечник стрелы (для справки, из моих близких знакомых он не понравился почти никому)...

И вот, спустя много лет, я отважился на Норфолка снова. Дорогущий как чугунный мост "Носорог для Папы Римского" вселял надежду своей монументальностью [М., Эксмо, Домино, 2010. - 800 с.].

Книга произвела на меня странное впечатление. Это добротный историчекий роман со всякими там постмодерническими шутками (вот, например, в конце, на фантасмагорическом по босховски пиру, где галлюцинирующие после отравления спорыньей Папа, его друзья и враги колбасятся под мистический струнный психоделик "Царя Каспара и мавританцев"), который рассказывает об историческом эпизоде соперничества испанцев и португальцев за раздел мира, когда добрые католики идут на все возможные ухищрения, лишь бы заполучить благословение и расположение Папы в суровом деле освоения географии. А Папа просто приколист... Слоны и носороги для него - лишь забава. Тем более он все равно знает, кто победит в гонке. А кроме того, понятно, что сами участники регаты тоже сговорились между собой.

Но тут вступают в дело факторы случайности и непредсказуемых переменных. У нас же тут что? У нас - спонтанная самоорганизация. Закоренелый язычник, слабоумный, упертый фанатик и рабыня-ведьма - коктейль, изменяющий благостную реальность дворцовых интриг. Гнилой корабль и зубная щетка - вот и все, что нам понадобится! У всех - свои цели, свои скелеты в шкафу, свои тараканы машут развесистыми усами из ушей и пускают фейерверки в искрящихся энтузиазмом глазах.

Религия, политические убийства, заговоры, колдовство и магия... И при этом все - раздражающе многословно и удручающе неспешно. Издевательство какое-то. Селедки проявляют любознательность, леса говорят, люди лгут. Темп повествования нарастает по мере приближения героев к Риму, потом роман становится просто клевым (это когда "мы плывем по Африке, все по той же Африке"), а потом, вдруг, заканчивается. Ружья на стене стреляют, и... ничего не происходит. Исполнившие долг уходят в туман над затонувшей Винетой. И остается один вопрос: а была ли девочка?

ЗЫ. МОжет быть когда-нибудь в будущем перечитаю. Роман озадачил.


Индия, Норфолк, история, книги, Африка, литература, магический реализм

Previous post Next post
Up