Конечно, мы все слышали или читали про эту выставку, событие было грандиозное. Но я как-то не осознавала масштаба этого события.
А напомнили мне об этом совершенно случайно мои студенты. Один текст как упражнение, но там были такие интересные факты, что я пошла копать дальше. И наткнулась на бездну интереснейшых вещей, которыми и спешу с вами поделиться.
Выставка 1900 года, как вы понимаете, ознаменовала собой переход в новое столетие и готовились к ней с размахом.
Она проходила с 15 апреля по 12 ноября 1900 года и за это время её посетило.... внимание! -50 миллионов человек. Только вдумайтесь в эту цифру! в 1900 году!
Париж полностью преобразился. К открытию выставки построили Лионский вокзал и вокзал Орсэ (ага, тот самый знаменитый музей), новый мост Александра Третьего, Большой и Малый дворцы. Во время работы выставки запустили первую ветку парижского метро, Эйфелева башня впервые была подсвечена электричеством, а по городу начали ездить не только троллейбусы, но и, только представьте, двигающиеся тротуары! Не говоря уж о том, что в это время Париж умудрился провести и Олимпийские игры!
Каждое из этих событий заслуживает того, чтобы написать о нем подробно, но меня больше всего потрясли двигающиеся тротуары. Они шли вдоль павильонов, над дорогами, через Сену, две ленты, более быстрая и более медленная, и на них можно было входить или выходить в любое время перед интересным павильоном. Даже сейчас, в 21 веке эта картинка взрывает мозг. Я вам очень советую посмотреть на ю-тьюбе документальный фильм про выставку и эти движущиеся тротуары. Дамы, в платьях и мужчины в цилиндрах, вскакивающие на бегущую ленту!
Click to view
катаемся на двигающихся тротуарах
Главный вход на выставку был на площади Согласия, в виде необычной огромной арки в с стиле ар-нуво.
Вдоль набережной размещались павильоны стран участниц. Бельгия построила павильон в виде готической Ратуши Брюсселя, Англия-рыцарского замка, Швеция-буровой вышки, Испания-замка в Толедо и так далее.
Малый дворец
вид на выставку
павильон Италии
Павильоны Бельгии, Норвегии, Монако
А рядом с Эйфелевой башней стояли дворцы, посвященные различным видам промышленности. Главным был павильон электричества- Дворец света, на огромном куполе которого возвышалась 9- метровая фея электричества, светящаяся ночью. Мы не можем даже представить себе впечатление от этой святящейся в небе девы, ведь электричество тогда еще было диковинкой.
Дворец Света
Кантату «Небесный огонь» тогда написал и исполнил на открытии дворца сам Сен-Санс.
Представили себе вот такой Париж? Добавьте сюда еще район Колоний, где выступали в национальных костюмах с национальными танцами представители далёких стран, цирковые труппы из разных уголков Земли, оркестры с самой разной музыкой, костюмированные парады, балы, и всё это на нескольких гектарах не совсем в центре большого города.
А что же павильон России? О, дорогие друзья, это особая песня.
Дело в том, что в это время Россия и Франция дружили очень сильно. В отличие от, скажем, 1855 года, когда в Париже тоже проходила выставка, но Россия воевала с Францией и приехать не могла.
А тут-сердечный союз, франко-русский политический и военный договор, который уже скоро станет Entente. Россия получила самый большой участок под свой павильон, и постаралась на славу. Русских павильонов было много, но центральным стал Павильон русских окраин, который, по проекту архитектора Роберта Мельтцера, был стилизован под Московский и Казанский Кремль. На одной из башен даже били колокола! А сам дворец был построен из кирпича, украшен черепицей, витражами. (павильоны других стран были из дерева и оштукатурены под камень). Смешная деталь, но такая родная: в сроки русские не уложились и свой павильон открыли на два дня позже официального открытия выставки.
Павильон потрясал не только внешне: внутри его расписывали Константин Коровин и Александр Головин, 28 панно пейзажей разных районов России. (они сейчас хранятся в Русском музее).
Было и много других павильонов, в том числе и по проектам Шехтеля. Мне запомнился Алкогольный павильон, где подавали сувенирные бутылочки русской водки.
Тогда же мир узнал про Каслинское литьё: уникальный экспонат, участвовавший в Парижской выставке, - ажурный павильон, изготовленный из литых чугунных деталей. Он послужил выставочной витриной для «кабинетных вещей». Общая длина составляла примерно 10 м, а высота с ажурной решеткой - 5,8 м, занимаемая площадь - чуть больше 91 м. Европейская общественность была поражена изяществом барельефов, красотой экспонатов, расположенных внутри павильона, скульптурой «Россия», стоявшей на входе. Композиция «Россия» выполнена в виде девушки-воительницы, держащей в руках щит и меч, по модели известного скульптора Н. Лаверецкого. На ней надет старорусский воинский наряд, а рядом расположены атрибуты царской власти.
Страшно сказать, но павильон был в советское время отправлен на переплавку, и только благодаря самоотверженности некоторых рабочих были сохранены некоторые детали и украшения, которые дают нам возможность представить это чудо руских умельцев.
Удивительный экспонат, тоже связанный с металлом, это пальма Мерцалова. Слышали ли вы про такую? Это совершенно потрясающее изделие, пальма с 10 листьями, созданная без креплений или сварки из одного рельса. Сделал это чудо Алексей Иванович Мерцалов-на Юзофском металлургическом заводе.
«Пальма сделана из одного рельса. Её ствол несет на себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота подлинно художественного изделия - 3 м 53 см. Молот и зубило - вот единственные инструменты, которыми пользовались кузнецы.»
Пальма и Новороссийский завод выиграли Гран -при выставки, а сейчас это чудо хранится в Горном институте Петербурга.
А в подарок из Екатеринбурга для Франции привезли драгоценную карту: мраморную доску толщиной 8 см и площадью в 1 квадратный метр, на которой мозаикой набраны 86 департаментов Франции. Для их обозначения использовались уральские яшмы, агат, авантюрин, нефрит, сердолик и другие камни. Элементы пришлифовывались настолько плотно и тщательно, что границы между ними были практически незаметны. Отметками городов служили уникальные уральские самоцветы - красный турмалин, аквамарин, александрит, хризоберилл, топазы, изумруды, дымчатый горный хрусталь. Названия городов выполнялись золотом, а реки и озера обозначались платиной. Из золота были изготовлены штифты, предназначенные для крепления к основанию самоцветов и платиновых элементов.
Сейчас она хранится в Компьенском дворце.
Для меня вершиной восторга и восхищения фантазией организаторов стал аттракцион-поезд Транссибирской железной дороги. Три вагона были помещены в специальный павильон, особый механизм раскачивал вагоны, создавая иллюзию движения, а в окнах проплывали пейзажи Транссиба. Художник Павел Пясецкий нарисовал почти километр пейзажей (940 метров). Вы только представьте себе: Панорама состояла из нескольких движущихся лент, которые с определенной скоростью прокручивались с одного цилиндра на другой. Быстрее всего - 300 м/минуту - двигалась ближняя лента, на которой были нарисованы песок и камни. Далее располагалась полоса с кустами, которая перемещалась со скоростью 120 м/минуту. Медленнее всего - 5 м/минуту - двигалось акварельное полотно длиной 105 м, на котором были изображены станции и разъезды, города, сменяемые набольшими поселками, леса и горы, эпизоды стройки Транссиба.
И абсолютно гениально, я считаю-выход из поезда был в Китайский павильон!
Конечно, тут надо упомянуть, что Гран-при выставки и всеобщее восхищение вызвал и мост через Енисей-гениальное конструкторское инженерное решение того времени. Это было чудо света, но его почему-то разобрали в 2007 году. (преступление, как и железный павильон и многое другое).
На фоне таких грандиозных экспонатов не забудем и о маленькой Матрешке. Она впервые предстала перед публикой именно здесь, в Париже, и тоже завоевала награду, став самым узнаваемым русским сувениром.
экспонаты, представленные Россией, завоевали 1589 наград, из которых - 212 Гран-при, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и более двух сотен почетных отзывов.
Уфф, много написала. Но, согласитесь, невозможно не восхититься фантазией и идеями этой выставки. Какое время! Всего через несколько лет начнется Великая война и мир безвозвратно изменится.