Весна, как известно, является именно тем временем года, когда у шизофреников сезонные обострения случаются наиболее часто и выразительно. Что касается украинских националистических шизофреников, так их истерики носят не сезонный, но круглогодичный характер. И одним из главных ньюзмейкеров для особо озабоченных не в меру патриотичных соседей является, разумеется, гордость инженерной мысли - Крымский мост.
Все россияне, хотя бы в пол-глаза следившие за эпопеей со строительством 19-тикилометровой «Дороги жизни» через Керченский пролив, наверняка помнят эту замечательную эпопею в украинских СМИ. Вкратце, к традиционному «Моста нет и не будет» - «Мост не постоят, потому что нет технологий/денег/боязнь санкций/подставить нужное по вкусу, а процесс монтажа снимается в павильонах Мосфильма» - «Мост все равно рухнет, потому что не позволит несущая способность грунта» в конце апреля добавилось два новых этапа самовнушения украинцев. Они звучат как «Мост все равно рухнет, потому что трещины в опорах» - «Если мост запустят, Украина заберет его как компенсацию за Крым».
И если второй бонус - исключительно игра воспаленного мозжечка отдельных радикальных депутатов Верховной Рады, некогда входивших в Меджилис крымско-татарского народа и до сих пор испытывающих по этому поводу фантомные боли по мягкому креслу и сытной должности, то трещины в опоре № 256 Крымского моста стала излюбленной темой рядовых украинских читателей.
«Доигрались: на Крымском мосту треснула одна из основных опор», «Крымский мост не выдержал нагрузки и треснул», «Оккупанты не пройдут!» - украинские СМИ дали волю своей фантазии, участвуя в необъявленном состязании на самый яркий и издевательский заголовок.
Давайте проанализируем, откуда растут ноги этой новости и насколько она соответствует истинному положению дел в возведении сооружения.
Из истории болезни
«256 опора опять в лесах, каркасы вяжут, бетон подают. Пишут о том, что треснула. Всё это жжжж неспроста» - сообщает пользователь Крымец в своем Твиттере. Ознакомиться
с постом и фотофактом
можно по ссылке. «Отмечается, что рабочие снова собрали каркас вокруг опоры, чтобы препятствовать дальнейшему разрушению и реставрировать ее» - пишет «Обозреватель».
Радостно поддерживает украинского патриота старший научный сотрудник Института водных проблем РАН, кандидат геолого-минералогических наук, горный инженер-гидрогеолог, член партии РОДП "Яблоко" Юрий Медовар. В комментарии «Обозревателю» «специалист» (позволю себе некую вольность заковычить эту характеристику) озвучил любимый тезис: "Карфаген должен быть разрушен! Этот мост надо разобрать и забыть как страшный сон".
Если кто не помнит эту любимую говорящую голову украинских пропагандонов, утверждавшую, что мост вообще невозможно построить, освежить память можно по ссылкам
1 и
2. Говоря про Медовара, особое внимание необходимо обратить на то, что «специалист» говорит про низкую несущую способность дна в месте строительства. К этому моменту мы еще вернемся.
Но давайте вернемся от слов заинтересованных лиц с нездоровым интересом непосредственно к объективным вещам. Рассмотрим технологию возникновения трещин в вертикально нагруженных жб-конструкциях.
Псс, парень, не хочешь чуток строительной теории?
Вертикальные трещины в бетонных конструкциях при снятии опалубки действительно возникают. Их возникновение вызвано пластической усадкой бетона, которая может происходить по различным причинам. Исходя из природы своего возникновения и масштабности, принято различать два типа вертикальных трещин вследствие пластической усадки бетона:
- Первые, наиболее распространенные, появляются в результате очень быстрого испарения влаги с открытой поверхности бетона, когда он находится еще в пластичном состоянии. Обычно они называются поверхностными трещинами при пластической усадке. Такие трещины на горизонтальной поверхности образуются вследствие быстрого испарения с нее влаги (высыхания) в жаркую сухую погоду или наиболее ветреные дни. Они обычно достаточно тонкие и длинные - толщиной в волос и длиной 50-750 мм (что не совпадает с представленным изображением).
- Второй тип трещин от пластической усадки возникает при оседании твердеющей бетонной смеси. На арматуре бетонная смесь застывает быстрее, и в ходе последующего твердения в структуре изделия образуются трещины - иногда достаточно глубокие. Они устраняются путем инъектирования в них раствора. Размер таких трещин также не сопоставим с представленным на фото.
Кроме перечисленных при высыхании бетона могут образовываться температурно-усадочные трещины и усадочные трещины, также являющиеся достаточно мелкими и неразличимыми с большой дистанции.
Итак, получается, опора № 256 Крымского моста действительно является проблемной? Возможно. Но насколько эта проблема критична и каким образом ее решать?
Включаем голову и выключаем свидомита
Судя по еще
апрельскому видео «Крымский(апрель 2018)мост! Армирование Ж/Д опор!» от Игоря Корсакова, решение уже есть! Смотрите внимательно с 17-той минуты. Между колоннами выполняется пояс армирования. За счет глухой перемычки от ростверка до ригеля две колонны будут увязаны между собой в единую конструкцию, цельно работающую на сжатие.
Первое, что бросается в глаза - такое решение, очевидно, утяжеляет элемент моста. Если бы несущие способности почв в месте прокладки моста были бы действительно такими, как заверяет Медовар и украинские патриоты, тяжелую конструкцию «сия пучина поглотила бы в один момент». Особенно тогда, когда в рамках испытаний готовой автодорожной части 26 апреля по мосту пустили 8 КАМАЗов весом в 35 тонн каждый. На секунду задумайтесь - эти испытания производились в момент, когда работы по усилению «проблемной опоры № 256» и формированию цельной конструкции на базе двух колонн еще не завершены исходя из технологических свойств бетона (в частности, времени застывания)!
Таким образом, все заявления о том, что опора № 256 обречена разрушиться и мост обязательно рухнет хотя бы на отдельном участке своей протяженности, абсолютно безосновательны.
Второй момент. Бетон даже без армирования отлично работает на сжатие - в 10-15 раз лучше, чем на растяжение. Железобетонная конструкция же даже с любыми незначительными внутренними пустотами и трещинами отлично воспринимает от ригеля статическую нагрузку при минимальной динамической нагрузке от проезжающего транспорта. Кроме того, исходя из проекта мост проектировался с учетом возможных землетрясений силой до 9 (!) баллов. Поэтому заложенного запаса прочности каждого элемента (особенно такого ответственного, как опора) с лихвой хватит для компенсации столь незначительных проблем, как трещины или иные дефекты вследствие технологических нарушений.
Ну и чтобы окончательно развеять Ваши сомнения относительно прочности и долговечности конструктивных элементов Крымского моста, обращу Ваше внимание еще на один факт. Запуск моста в эксплуатацию, намеченный на май этого года, еще не говорит, что дальнейшее его судьба бесконтрольна. После открытия движения по Крымскому мосту его конструкции останутся в режиме реального времени под контролем структурированной системы мониторинга инженерных систем и конструкций (СМИСиК). Она разработана для автоматизированного мониторинга критически важных параметров элементов сооружения, подверженных наибольшим нагрузкам и наибольшим изменениям состояния в процессе эксплуатации (опоры, пролетные строения и арка).
То есть, при возникновении проблем будут предприняты соответствующие решения. Поэтому - езжайте смело и не берите дурного в голову! А свидомым украинцам желаем и дальше сидеть у моря (оно общее с российским Крымом) и ждать «разрушения опоры № 256» как главного национального «свята» свидомита.