Интересная статья, советую прочитать полностью (ссылка под катом)

Oct 28, 2006 20:09

Сплетая новые нервы из стекла и радиоволн, наш вид соединил в гигантскую сеть все регионы, все процессы, все факты и понятия. Из этой зачаточной нейросети вырос колоссальный коллаборативный интерфейс, объединяющий всю цивилизацию, механизм, способный к познанию и чувствованию, более могущественный, чем все предыдущие изобретения.
Кевин Келли. 'Мы - это Сеть'
Что такое социальная сеть в ее сегодняшнем виде, вряд ли объяснит даже самый толковый социолог. В этом понятии давно смешались и социологические, и технологические черты. От социологии оно взяло идею социальной координации в системе связей между людьми. Так, в социальной сети, во-первых, присутствуют прямые и косвенные связи между ее элементами, а во-вторых, в явном виде отсутствует иерархия. Ученые дружно отмечают, что участники социальной сети равнозначны и объединены не только предметом общего интереса, но и самими связями между собой. Так, аудитория сериала 'Моя прекрасная няня' социальной сетью не является, ведь этих людей между собой ничего не связывает. Зато, как только возникает 'площадка', которая предоставляет им возможности объединиться на основе интереса к сериалу, - появляется социальная сеть. Кроме того, социальная сеть по большей части ограничена коммуникацией внутри себя и в реальной жизни результата коллективного приложения сил практически не дает, в отличие от сообщества. Так что социальная сеть есть некий промежуточный вариант между аудиторией, внутри которой нет связей между участниками, и сообществом, которое способно на регулярную реальную коллективную деятельность.С точки зрения интернет-технологий не всякий сервис может стать основой для социальной сети. Для этого в нем, во-первых, должна существовать возможность создания виртуальной личности участника сети и гибкого управления ею. Иными словами, образ в сети должен давать представление о цельной личности - с ее портретом, интересами, склонностями и привычками, а не состоять лишь из скупых анкетных данных - имя, возраст, адрес. Во-вторых, в социальной сети должны быть выстроены связи между участниками. К примеру, на привычном интернет-форуме между одним человеком и другим, даже если они друзья, нет никакой оформленной связи, они просто знают друг о друге, что они друзья, - но не более. В социальной сети существует возможность не только создать определенную связь с другим участником, но и придать ей необходимый характер: близкий друг, родственник, знакомый или кто-то еще. В результате в социальных сетях выстраиваются так называемые круги - круг друзей, круг коллег по цеху, круг фанатов Мадонны или круг исследователей Камасутры, а круги самым причудливым образом пересекаются между собой. Наконец, возможно, самой главной чертой современных социальных сетей в интернете следует признать крайнюю простоту их использования. Стать членом той или иной сети? Нет ничего проще! Два-три щелчка мыши - и вы в матрице.Летом 2005 года на конференции Supernova сотрудница компании Microsoft Research Линда Стоун собрала ключевые идеи современных психологов в короткий доклад. В 1997 году, как сообщила собравшимся г-жа Стоун, мировая наука выдвинула понятие 'перманентное частичное внимание'. Ученые назвали этим на первый взгляд бессмысленным термином образ жизни, при котором человек привыкает ни на чем подолгу не останавливаться, постоянно быть вовлеченным в десятки дел, 'сканируя' при этом окружающую среду в поиске новых возможностей. Медленное привыкание к этому образу жизни продолжается уже более двадцати лет. 'Постоянное частичное внимание было способом существования, выполнения своих обязанностей и поддержания отношений. Наш канал внимания расширился до крайних пределов', - резюмировала г-жа Стоун. Но это имело свои последствия - люди привыкли находиться в центре десятков информационных потоков. А необходимость постоянного сканирования среды и перманентного напряжения внимания привела к тому, что человек стал чувствовать себя живым, лишь будучи узлом некой сети. 'Быть всегда занятым и находиться на связи - значит жить', - отметила сотрудница Microsoft.

В айтишной среде принято считать, что идея публичных авторских дневников принадлежит англичанину Тиму Бернерсу-Ли, разработчику Всемирной паутины. Еще в туманном 1993 году он разместил на своем сайте info.cern.ch список ссылок на новые сайты и обновления программ. В 1999 году уже открылся первый портал portal.eatonweb.com, который объединил пионеров движения 'блогинга', ведущих авторские дневники. В том же году программисты компании Pitas предложили всем желающим свою бесплатную службу ведения дневников, а в недрах компании Pyra был рожден движок для блогов под названием Blogger.com. Тогда же программист Брэд Фитцпатрик, студент-третьекурсник, закончил писать свою программу для ведения дневников - с целью поддерживать связь со своими одноклассниками. Программа называлась Livejournal и отличалась от других чрезвычайной примитивностью и простотой в использовании. Наконец, известный сетевой деятель и популярный блогер Петер Мерхольц переделал термин web log (запись в вебе) на we blog, в результате чего и появилось современное понятие 'блог'.

Но сегодня блоги - далеко уже не высоколобые размышления и не сборники полезных ссылок от нескольких гуру айти-индустрии. Средний возраст современного блогера едва ли переваливает за 25 лет (в США - за 18), а заметки юных блогеров скорее напоминают душевный стриптиз. Особенно это волнует американцев. Так, в сенат США уже направлено на рассмотрение постановление DOPA (Deleting Online Predators Act), в котором предлагается блокировать социальные сети и другие массовые социальные онлайн-ресурсы в школах и библиотеках. В Америке гремит война с педофилией в интернете: дети уж слишком много личной информации выдают о себе в сетях, а изворотливые извращенцы не прочь воспользоваться их наивностью. Излишняя общительность аукнулась недавно и студентке одного из вузов Санкт-Петербурга, которую исключили за нелестные высказывания в сети о своем факультете.

Социологи отмечают, что желание поделиться с сетью как можно большим объемом информации имеет под собой серьезные основания и давние корни. Известный деятель рунета Павел Протасов, ссылаясь на работу американского социолога Эрика Реймонда 'Заселяя ноосферу', проводит параллель между племенами североамериканских индейцев и современными блогерами. Реймонд пишет в своем эссе о культе даров, процветавшем в примитивных племенах, не испытывающих дефицита в необходимых для выживания ресурсах. Если в обществах, где существовал острый недостаток в чем-либо, наибольшее уважение получал владелец наиболее дефицитного ресурса, то в культурах даров наивысшей репутацией обладал тот, кто мог больше раздать, а не накопить. Так, в ходе обряда потлача - раздачи вождями своего имущества окружающим - в американском племени квакиутль почет и уважение доставались тому человеку, который сумел больше раздать. То же самое, уверяет Протасов, происходит и в блогах, а если смотреть шире - в социальных сетях. 'Большинство блогеров не получают никаких материальных выгод от ведения дневника, так зачем же все это? Очень просто: для укрепления репутации', - пишет он. Репутация в сети - понятие условное, а потому труднооцениваемое, но самый банальный способ ее измерить - оценить число тех участников сети, которые читают ваш дневник или имеют прямую связь с автором. А ведь есть еще и ссылки на дневник того или иного автора в чужих блогах, их число и частота - еще один индикатор репутации. Число прямых и косвенных связей дает автору еще одну важную ценность - возможность быть услышанным не одним человеком, а сразу сотнями и тысячами людей. 'Любое слово в своем блоге идет в зачет, растит капитализацию, в чем бы она ни заключалась. Поэтому те, кто понял, что свой блог - это интеллектуальная собственность, имеющая постоянно растущую капитализацию, уходят в блоги', - соглашается Игорь Ашманов, руководитель компании 'Ашманов и партнеры', один и ветеранов российского интернет-бизнеса.

Репутацию владельцы дневников наращивают двояко, сочетая в ней признаки и накопительских обществ, и культуры даров. 'Отношение к блогу как к домашней страничке заставляет обустраивать и наполнять его, при этом накопление записей в блоге является еще и их раздачей, - пишет Протасов. - Если видимость накопления заставляет выкладывать больше информации в сеть, то видимость потлача вынуждает добиваться одобрения окружающих'.

Полная версия статьи:http://www.expert.ru/printissues/expert/2006/39/socialnye_seti_v_internete/print

электронная коммерция, социальные сети, экономика

Previous post Next post
Up