В Москву привезли "Кузькину мать"
Текст:
Игорь Елков
Корреспонденты "РГ" приняли участие в перевозке исторической термоядерной авиабомбы. В ночь на воскресенье в центре Москвы, на пересечении Моховой и Воздвиженки, припарковался МАЗ с прицепом. Под брезентом угадывалась какая-то исполинская конструкция, которая, впрочем, не привлекла особого внимания ночных прохожих. Да и в три часа ночи зевак было немного - у стен Кремля спецгруз встречали только журналисты, заранее оповещенные "Росатомом".
Таким образом, без лишней помпы в "Манеж" на выставку по случаю юбилея атомной отрасли был доставлен самый интригующий экспонат: макет термоядерной бомбы, взорванной 30 октября 1961 году на Новой Земле. Это был самый мощный взрыв за всю историю ядерных испытаний на Земле.
"Мы покажем всем "Кузькину мать"!" - задорно объявил "Росатом" на своей страничке в Facebook: В этом году атомная отрасль России отмечает свое 70-летие, и лучшего повода рассказать стране об ее истории не придумаешь".
Анонс получился настолько убедительным, что реакция народа в соцсетях не заставила себя ждать.
Показательный пост: "Обеспокоенные друзья спрашивают, саму бомбу привезут или макет?"
ROSATOM: "Пусть не беспокоятся: это макет, конечно)…
Доверяй, но проверяй: по ночной Москве еду на встречу с бомбой.
4.00 - площадь у Кутафьей башни Кремля. МАЗ с многоосной платформой Specpricer становится под разгрузку. У машины - нижегородские номера. Бомба преодолела 550 км по маршруту: музей ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ (Нижегородская область, город Саров) - московский "Манеж". Ехали неспешно, со скоростью 20-25 км/ч, поэтому на дорогу ушло почти двое суток. Учитывая специфичность груза, график и маршрут движения засекретили.
А жаль. В противном случае жители Мурома, Ногинска, Балашихи и других городов по маршруту следования "Царь-бомбы" могли прикоснуться к истории. Согласитесь, уникальное сэлфи: ты на фоне самой знаменитой в мире бомбы. Потомкам на память.
К сведению: "Кузькина мать" впервые покидает пределы ядерного Сарова.
… 4.40 - начинается разгрузка. Автокран на базе КамАЗа опускает на хвостовую часть бомбы загадочную конструкцию, самое точное определение которой: "черный шатер". Представители "Росатома" поясняют: нужно провести кое-какие работы, а они не для всеобщего обозрения.
После того, как "черный квадрат" поднимают - бомба предстает во всей красе. Это не просто точная копия "Царь-бомбы". Звезда предстоящей выставки и есть история в металле. Бомбу, взорванную на Новой Земле, хоть и создали в единственном экземпляре, но за семь лет было сделано немало корпусов для прототипов, проверок и испытаний. Соответственно, в запасниках ядерного центра в Сарове остались "лишние". Один из них и стал экспонатом музея.
5.22 - бомба в воздухе. Это не шутка, она действительно висит на стреле автокрана перед огромным дверьми в "Манеж". Впрочем, эти двери на ее фоне не кажутся огромными. С разложенными стабилизаторами "Царь-бомба" едва помещается в 3,5-метровый проем.
Оригинал весил 26 тонн. Наша бомба лишена термоядерного заряда и начинки, поэтому на фоне исторического прототипа почти пушинка - всего шесть тонн веса. Но когда кран опускает эту "пушинку" на деревянную платформу, сдвинуть ее сразу не удается. Требуется грубая физическая сила: все свободные рабочие "Манежа" облепляют бомбу.
5.45 - "Эх, дубинушка, ухнем" - бомбу вкатывают в проем "Манежа". В компанию "ядерных бурлаков" затесался и ваш покорный слуга. Чисто символически подставил плечо, чтобы немного прикоснуться к истории. Народа много, поэтому моя выходка остается незамеченной. Атмосфера в целом спокойная, лишь периодически люди в форме требуют от журналистов не снимать бомбу с левой стороны. Это чтобы в кадр не попал Кремль.
Кстати, совершенно напрасно. Выгрузка происходит в районе Кутафьей башни, сразу за кремлевскими зубцами красуются пятиконечные звезды, серп и молот - орнамент верхних этажей Государственного Кремлевского дворца. А ведь более удачного фона для этой бомбы и не придумаешь.
Эту бомбу нельзя вырывать из исторического контекста. Ее взорвали во времена, когда наличие такого оружия не провоцировало войну, а, скорее, сдерживало горячие головы. Мы серьезно поссорились с США весной 1960 года, когда под Свердловском был сбит самолет-разведчик У-2. США врали, что это был сбившийся с курса метеоразведчик. Выживший пилот Френсис Пауэрс честно рассказал: он шпионил. Разгорались страсти вокруг Кубы, где к власти пришел Фидель Кастро. В апреле 1961 года кубинские эмигранты из США высадились в районе Плайя-Хирон, завязались бои. В августе того же года за одну ночь построили берлинскую стену. Третья мировая была на пороге.
Самую мощную авиабомбу всех времен и народов взорвали в последний день работы XXII съезд КПСС: 31 октября 1961 года. Из испытаний не стали делать секрета.
Никита Хрущев, выступая с трибуны Кремлевского дворца съездов (так назывался нынешний ГКД до 1992 года), как вспоминают очевидцы, оторвался от бумаг, и начал импровизировать. Рассказал, что идут испытания нового ядерного оружия, уточнил: "Вероятно, мы взорвем водородную бомбу мощностью в 50 миллионов тонн тротила. (Аплодисменты в зале) Мы говорили, что имеем бомбу в 100 миллионов тонн тротила. И это верно. Но взрывать такую бомбу мы не будем, потому что если взорвем ее даже в самых отдаленных местах, то и тогда можем окна у себя выбить. (Бурные аплодисменты.). Однако, как говорили прежде, дай Бог, чтобы эти бомбы нам никогда не пришлось взрывать ни над какой территорией! (Бурные аплодисменты, переходящие в овацию)".
С легкой руки Хрущева эта бомба, у которой было несколько скучных названий ("изделие-602", АН-602 и т.д.), вошла в историю как "Кузькина мать". Также ее называют "Царь-бомбой" и "Большим Иваном".
6.00 - бомба в "Манеже". Миссия выполнена, площадь пустеет.
По иронии судьбы, мы относительно точно воспроизвели события 1961-го года. Как писал в воспоминаниях академик Андрей Сахаров, сборка изделия велась в походных условиях, платформу с бомбой ночью прицепили к литерному поезду, и под зеленый свет отправили к аэродрому на Кольском полуострове.
Поскольку бомбу изготовили в единственном "боевом" экземпляре, то для нее создали и один-единственный самолет-носитель: бомбардировщик Ту-95В "Медведь".
Серийные "Медведи" в те годы могли долететь до США, отбомбиться и вернуться назад. Но их боевая нагрузка не превышала 12 тонн. "Кузькина мать" весила 26 тонн, поэтому пришлось жертвовать топливом и характеристиками. В Америку с такой бомбой бомбардировщик бы просто не долетел.
"Эксклюзивный" Ту-95В перебросили на аэродром "Оленья" (Ваенга) на Кольском полуостров - поближе к месту испытания. Всю ночь бомбу готовили к применению.
Ранним утром "Медведь" был готов к взлету.
Время испытания определяли, кстати, не партия и правительство, а метеорологи. Когда погода позволила - самолет поднялся в воздух. Зрелище было необычным: бомба по своим габаритам не помещалась в бомбоотсек. "Медведь" выглядел как беременная медведица.
А дальше - все как описано в хрестоматиях истории ядерного противостояния. Самолет вырулил на старт, через два часа полета, в 11 часов 32 минуты по Москве, командир экипажа дал команду на сброс. За людей все решала автоматика, которая разблокировала три замка бомбодержателей и бомба с высоты 10500 метров понеслась к земле. Сработала гигантская парашютная система, позволившая самолету уйти на 40 км от эпицентра.
Подрыв зафиксирован через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над условной целью на ядерном полигоне "Сухой Нос". Ядерный гриб достиг высоты 67 км, взрывная волна трижды обошла Землю…
Ученые подсчитали: из 2053 ядерных взрывов на планете этот был самым мощным. "Кузькина мать" никого не убила, но стала самым очевидным аргументом того, что воевать такими бомбами нельзя. После боя ничего не останется.
Самое мощное оружие в истории человечества можно увидеть своими глазами в "Манеже" с 1 по 29 сентября. После чего некоторые экспонаты этой выставки "Росатом" переместит на ВДНХ. "Кузькину мать" вернут в Саров.
И в обозримом будущем, как мне рассказали в "Росатоме", эта бомба больше не покинет пределы федерального ядерного центра.
Источник
http://www.rg.ru/2015/08/23/kuzkinamat-site.html Опубликовано на сайте "Российской Газеты" 23 августа 2015 г.