Размер постамента под Александровскую колонну. Всё просто или нет?

Jan 30, 2016 17:02

Много копьев сломано в интернете по поводу установки самой колонны. Не мало и собак съедено. А с подставкой под колонну дела обстоят еще хуже, но, этому вопросу уделено мало внимания.
По ОВ (Официальной Версии) и в реальности в настоящее время длина стороны постамента колонны 6.3 метра, а высота 2.85 (http://logistic4you.ru/otkrytie-aleksandrovskoj-kolonny/).

Общая высота сооружения 47,5 м.
Нижний диаметр колонны 3,5 м, верхний - 3,15 м.
Высота ствола (монолитной части) колонны 25,6 м.
Размер постамента 6,3×6,3 м., высота 2,85 м,
Высота фигуры ангела 4,26 м,
Высота креста 6,4 м.
Общий вес сооружения 704 тонны.
Вес основания монумента 67 тонн.
Вес каменного ствола колонны около 600 тонн.
Общий вес навершия колонны около 37 тонн.

Какова его масса? 6.3 Х 6.3 Х 2.85 Х 2.6 (2,6 - плотность гранита) ≈ 291 тонна.
Основной Альбом Монферрана можно смотреть тут
На 76-й странице альбома изображен разрез подставки под колонну:


Самая крупная часть, назовем ее постамент, должна иметь размер по официальной версии 6.3 Х 6.3 Х 2.85. Соотношение ширины к высоте 6.3/2.85 = 2.21. Но, если померять пикселы по рисунку с помощью любой программы обработки изображений, то соотношение длины и высоты не такое, а 619/213 = 2.9 - почти 3:1. То есть, либо высоты не хватает, либо ширины слишком много.
Если взять за точку отсчета его реальную ширину, то есть, единственную величину, поддающуюся измерению в наше время, 6.3 метра, то его высота не 2.85 м, а 6,3 / 2,9 = 2,17 м. Тогда масса этой глыбы 6.3 Х 6.3 Х 2.17 Х 2,6 = всего 224 тонны.
Но, если взять за точку отсчета высоту этого кирпича 2.85 м, то ширина, в соответствии с рисунком, 2,85*2,9 = 8.3 метра, на 2 метра больше заявленной. Запомните эту цифру - 8.3 метра. В таком случае масса этого кирпича 8.3 Х 8.3 Х 2.85 Х 2,6 = 510 тонн.
Теперь начинается самое интересное. Мы имеем точную величину, которую можем померить не на рисунке, а в реальности - ширина постамента 6,3 метра. А по рисунку получается 8.3 метра. Может быть, Монферран ошибся один раз? С кем не бывает?!
Ничего подобного! В его альбоме эта глыба постамента встречается аж 5 раз и всегда имеет такую величину - более 8 метров.
Вот фрагмент рисунка с 52-й страницы альбома, где глыба еще находится в Выборге в каменоломне:


Чтобы примерно измерить длину стороны монолита, я вырезал фигуру человека и приложил ее вдоль стороны этого мегалита. Поместилось как минимум 5 человеческих ростов. Как минимум, потому что левый край кирпича не вошел в рисунок. Если взять средний рост 1.75 м, то мы получаем минимальную длину 1,75 Х 5 = 8,75 метра. Но и высота камня на этом рисунке 2 человеческих роста, то есть 3.5 метра. В таком случае масса камня 8.75 Х 8.75 Х 3.5 Х 2,6 = 700 тонн.
Но, может быть, от этого куска отрубят лишние 2 метра с каждой стороны, и отвезут в Питер уже монолит современного размера? Ничего подобного! Дудки! Накось выкусьте! Далее в альбоме еще 4 рисунка этого камня, 1 на барже и 3 уже в Питере - и везде он того же размера. А теперь читаем:

Одновременно Василий Яковлев занялся поисками другого монолита - для пьедестала колонны. Такой камень из красного гранита был обнаружен в районе Летсарма, также недалеко от Финского залива. 500 рабочих приступили к вырубке блока весом около 25 тысяч пудов (около 400 тонн).

Но, ведь мы насчитали 224 тонны если ширина такая как сейчас. Либо 510 тонн если ширина такая, которая соответствует чертежу Монферрана и высоте 2.85. Либо 700, если соответствует рисунку в каменоломне и еще 4 рисункам которые покажу позже. Как к монолиту прилипли еще 3 вагона гранита в первом случае или куда испарились 2 вагона при втором варианте и 5 вагонов при третьем - науке не известно. Как совместить ужа и ежа? Здесь также утверждается, что камень для основания колонны найден в Летсарме, отдельно от камня для самой колонны в Пютерлаксе.
Но, читаем в другом источнике тоже официальную версию:

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну... После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 000 пудов (более 400 тонн).

Как совместить ужа и ежа? Постамент вырубили в том же месте в Пютерлаксе или в другом, в Летсарме? Вот более полный вид рисунка из альбома:


Кто не слеп, тот видит, что камень для постамента (на левой границе рисунка) вырублен там же, где камень для колонны. Но, только что мы читали, что они добыты в разных каменоломнях в нескольких километрах друг от друга.
Интересно, если взять версию что и колонну и постамент вырубили в одном месте, то где находился этот камень изначально? Перед монолитом для колонны, под ним или над ним?

500 рабочих приступили к вырубке блока...Сколько мужиков могут стоять возле каждой стороны? Чтобы махать кувалдами, надо по 1 мужику на метр. По 6,3 мужика с каждой стороны если его размер такой как в официальной версии. У глыбы 4 стороны, но, как минимум, одна наружная. (А умный инженер найдет какую-нибудь угловую глыбу, чтобы рубить пришлось только с 2-х сторон). И того, 19 мужиков. Пусть они там в 3 смены работают, 57 мужиков. А что делали остальные 440? Ну, начальник, замначальника, парторг, бухгалтер, секретарша, повар, уборщица, а еще кто? Может быть там было по 22 начальника на каждый метр глыбы и на одного рабочего? И рассказывали 22 часа, по часу каждый начальник-парторг о том как Самсон Суханов в 16-ти летнем возрасте двух 1600 килограммовых белых медведей завалил. При чем полярной ночью в абсолютной темноте. И это вдохновляло молотобойцев на на новые трудовые подвиги. Сухановское движение (О Суханове и медведях тут)

500 рабочих приступили к вырубке блока весом около 25 тысяч пудов (около 400 тонн).
Через три месяца глыбу отбили и подтащили к берегу залива, где была устроена специальная пристань. Камень погрузили на судно, также специально построенное для этого случая.

А почему не описано как эту бандуру дотащили до пристани? Колонну-то катили, а как по каменистой местности тащили 400 тонн?
Жаль, что не написали, что еще и этот камень упал в воду, но не утонул. Как же без этого? Почему для этого камня построили специальное судно? Зачем строить 2 судна если для колонны и постамента достаточно одного? Они же не одновременно перевозились.

Официальная хронология:

20 октября - 9 ноября 1831 г. - перевозка морем камня для цоколя (субасемента), выломанного в Летцарме в 5 верстах от Пютерлакса, и 6 гранитных блоков для постамента в Петербург. Камни доставлены на Дворцовую площадь, где начата их обработка.

(Напоминаю, что колонну везли морем позже почти через полгода). Вот как это было:


На этом рисунке с 53-й страницы альбома примерно 4.25 человеческих роста. Почему не более 5 ростов, как на предыдущем в каменоломне? Потому что здесь мы боковую грань видим под большим углом к плоскости рисунка. При угле 45 градусов проекция линии короче самой линии до 30%. А в каменоломне боковая грань была почти параллельна плоскости рисунка. Плюс я здесь выбрал самого высокого человека из стоящих на камне. Он, возможно, выше того мужика, которым мы меряли на предыдущей картинке. Все это приблизительные вычисления. Но, при любом раскладе, размер булыжника заметно больше того, который лежит сейчас под колонной.
Для верности возьмем еще 3 рисунка этого монолита:


Это 54-я страница альбома. 5 человеческих ростов, Более 8 метров.


Это рисунок с 55-й страницы альбома Монферрана. Ширина камня - 4.5 человеческих роста, 4.5 Х 1.75 = 7,85 м. Скорее всего выбранный мужичок выше среднего и тогда и камень более 8 метров. Но, не забываем о проекции и о допустимой погрешности художника.
При чем, камень находится не в конечной точке установки колонны, а по пути к ней. Чтобы в этом убедиться посмотрите на конечную точку расположения относительно Зимнего:


А ниже более полная картина относительно Зимнего:


Над постаментом соорудили крышу и окружили помостами. То есть, его собираются долго обрабатывать. Скорее всего, шлифовать верхнюю поверхность.
Почему этот камень не стоит на каких-нибудь катках для дальнейшей транспортировки? Как его собираются тащить дальше? А вот как:


Это фрагмент с 57-й страницы альбома. Ширина камня - почти 4.5 человеческих роста, то есть, почти 8 метров. Не забудьте, что на самом деле, сторона длиннее, ведь мы видим ее под углом. Да и сам мужичок, которым мы измеряем, находится на несколько метров ближе к нам и выглядит бОльшим, чем если бы он находился возле самого камня.
Какова высота постамента? Вновь 2 человеческих роста, то есть 3.5 метра. Как и на всех остальных рисунках. И что мы видим? Эта глыба перекатывается всего по 5-ти бревнам. То есть, более 120 тонн на бревно или по 16 тонн на метр длины бревна. Но, обратите внимание, бревна лежат не на ровной поверхности а на деревянных полозьях, расстояние между которыми равно ширине этих полозьев. Значит половина длины бревна провисает, а вторая половина бревна испытывает двойную нагрузку. То есть, по 32 тонны на метр длины бревна.
Бревна тонкие - соизмеримы с головой человека. 20-30 см.
Бревна сжимаются под камнем, это нормально. Но, при определенной нагрузке, дерево разрушается. Этот параметр называется "предел прочности при сжатии". Он показывает какую массу на единицу площади выдерживает древесина до разрушения.
У дерева есть волокна. Нагрузка может быть направлена вдоль волокон или поперек. Волокна тянутся вдоль ствола дерева. Ниже приведены 2 таблицы пределов прочности древесины вдоль и поперек волокон
Таблица 35. Прочность древесины при сжатии вдоль волокон


Таблица 36. Условный предел прочности при смятии поперек волокон


Предел прочности при нагрузке поперек волокон в 10-15 раз примерно ниже чем вдоль. На бревна под камнем действует давление поперек волокон. На каждый метр длины бревна действует 32 тонны. Или 320 кг на 1 см длины.
Какова должна быть ширина площади касания чтобы древесина не расплющилась? Из какого материала бревна - не известно. Допустим сосна. Тогда делим 320 на 34 = 9,4 см. При толщине бревна около 20 см бревна станут овальными, и перекатывать по ним что-то станет затруднительно. И скорее всего сделав пол оборота бревно рассыпется.
Когда мы раскатываем тесто, то если просто нажать на валик из теста, он всего лишь сплющится, а если его покатить, он размажется. Тем более, что бревна лежат на решетке из досок. Каждое бревно лежит на 9 квадратных полозьях, то есть у него 18 точек повышенного напряжения на границах полозьев, где соседствует провисание со сверхнагрузкой. Фактически бревно под камнем выглядит как цепочка сосисок. Утолщения в просветах между полозьями и сжатие над полозьями.
Но и это еще не все. Точно такая же деформация под бревнами произойдет и у полозьев. Они то тоже деревянные. Даже если на них не бревна, а стальные валы.
Когда камень потянут, первое бревно вывалится - ведь камень стоит на краю трамплина. Весь вес камня придется на 4 бревна. Но, при этом, и последнее бревно окажется позади камня. Уже весь вес навалится на 3 бревна. Потом на 2 и на конец на одно. Какой в них смысл?
Вот более полный вид:


То, что мы видим на чертежах и рисунках перемещения камня, описано, например, здесь: "Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона":

монолит втащили на катках по наклонной плоскости на платформу, построенную близ фундамента, а затем свалили его на кучу песку, насыпанную под платформой; сотрясение земли было при этом так сильно, что прохожие почувствовали на площади как бы подземный удар.

О! Опять у них легко получается невозможное. Что значит "свалили 700 тонн"? Это как? Как заставить упасть гигантский кирпич, лежащий на платформе? Кто столкнет с платформы 700 тонн? Или даже 291, если взять официальные размеры? Если его стягивать с платформы медленно, что реально, то монолит сначала перевалится на одну сторону и упрется углом в песок, и тогда его никуда не сдвинешь. И никакого удара о землю не ощутишь. Перевешивание будет постепенным. Значит, надо толкнуть так, чтобы 700 тонн улетели с платформы с большой скоростью. Как с трамплина.
Похоже, эти официальщики перепутали прямоугольный плоский кирпич с круглой колонной. Ее могли столкнуть. Докатить до края любой платформы, потянуть, и она, действительно, с грохотом бы свалилась. А кирпич так толкнуть не возможно.
Есть, правда, один способ. Отловить всех белых медведов, привязать к кирпичу и выпустить на них Самсона Суханова. Но как тогда их остановить? Они ведь дотащат эту глыбу до северного полюса!
Но и этот способ не подходит. На чертеже Монферрана видно что кирпич будет медленно переваливаться и ляжет на наклонную плоскость:


Никакого песка не видно. Опять пишут одно, а рисуют другое.

Потом подвели подпорки, выгребли песок и подложили катки; когда эта операция была окончена, подпорки подрубили, и камень сел на катки, на которых его вкатили на фундамент.

Что же это за подпорки? Если они тонкие и их можно подрубить, то как они удерживали 700 тонн? А если они толстые то как их подрубишь? Перепилить еще можно, но как вырубить подпорку толщиной в метр, например? И не понятно зачем вообще подпорки? Выгребай песок и подставляй сразу катки. Зачем усложнять?
И вообще, какая-то бессмыслица получается. Монолит изначально был на катках. Потом его подняли по наклонной плоскости на этих катках, чтобы вновь сбросить на песок, подставить подпорки, подрубить подпорки, и опять поставить на катки. Откуда ушли, туда и пришли. Был на катках, сделали сложные пертрубации, и он опять на катках.
Но то что было дальше можно сравнить по идиотизму с победой 17-летнего безоружного Самсона Суханова над белым медведом в полярную ночь.

Но этим дело не кончилось: надо было вынуть катки и правильно установить этот колоссальнейший монолит.
С помощью канатов, блоков и девяти кабестанов его приподняли на три фута (1 метр), вынули катки и затем посадили на фундамент

Что значит посадили на фундамент? Чтобы его приподнять, надо было под ним кучу толстенных канатов протянуть. Порядка сотни. Как потом эти канаты из-под камня вытащили? Это невозможно!
Этот же момент в Википедии:

После закладки фундамента, на него был водружён 400-тонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала...

Не забывайте, что по другой оф. версии этот монолит вырубили не в Пютерлаксе, а в Летсарме.

Камень вкатили на фундамент. Канаты, перекинутые через блоки, натянули девятью кабестанами и приподня-ли камень на высоту порядка одного метра.

Опять святая простота. Подними-ка 400 тонн на 1 метр. А, на самом деле, 600 тонн. И сразу возникает вопрос - к чему прицепили канаты чтобы поднять камень? К облакам? К звездам на небе? Какое грандиозное сооружение и когда воздвигли над фундаментом, чтобы оно не обвалилось под весом 600 тонн?

Вынули катки и подлили слой скользкого, очень своеобразного по своему составу раствора, на который посадили монолит.

А канаты из-под камня как потом вытащить? Чтобы катки вытащить из-под 700 тонного кирпича, кирпич должен на чем-то висеть. Либо его держал НЛО, либо канаты. Как иначе? НЛО придумал уфолог Вадим Чернобров. Остаются канаты. А канаты как потом вытащить? Или они так и остались под ним навсегда?
Я просил запомнить, что колонну весом 600 тонн поднимали с помощью аж 60 кабестанов. По 10 тонн на каждый. А теперь мы читаем, что поднять пьедестал в 700 тонн хватило всего 9 кабестанов, по 77 тонн на каждый. Почему такая разница в 8 раз? Колонна в полтора раза легче постамента, а кабестанов использовали в 7 раз больше. Почему? Опять не срастается!

Недавно появился еще один полезный чудоненавистник. В ЖЖ у него ник ig-kuv. Он нашел старый журнал 1936 года "Строительная промышленность" №13 (сентябрь) 1936, стр.31-34 Автор статьи некий проф. Н. Н. Лукнацский (Ленинград). Кто-то, (наверное, он же) выложил то же самое на сайте "Яплакал"
Автор статьи проф. Лукнацский не указал источников. По-видимому, он все берет из текстов на французском языке из альбома Монферрана.

2. Пьедестал для колонны
Сначала был доставлен камень для пьедестала весом около 400 т (24 960 пуд.); кроме него, на судно погрузили еще несколько камней, и общий вес всей погрузки, составил около 670 т (40 181 пуд.); под этой тяжестью судно несколько изогнулось, но было решено установить его между двумя пароходами и буксировать к месту назначения: несмотря на бурную осеннюю погоду, оно благополучно прибыло 3 ноября 1831 г.
Через два часа камень уже выгрузили на берег при помощи 10 кабестанов, из которых 9 были установлены на набережной, а десятый укреплен на самом камне и работал через обратный блок, закрепленный на набережной.
Камень под пьедестал расположили в 75 м от фундаментов колонны, закрыли навесом и до января 1832 г. 40 камнетесов обтесывали его с пяти сторон.


Чтобы камень перевернуть нижней необтёсанной гранью кверху, устроили длинную наклонную деревянную плоскость, конец которой, образуя вертикальный уступ, возвышался над уровнем земли на 4 м; под ним, на земле, насыпали слой песка, на который должен был лечь камень при падении с конца наклонной плоскости;
3 февраля 1832 г. камень был подтянут девятью кабестанами к концу наклонной плоскости и здесь, поколебавшись несколько секунд в равновесии, упал одним краем на песок, а затем был легко перевернут.

Эта версия более правдоподобна. Камень не упал на песок плашмя, а перевалился, пройдя точку равновесия. Хотя, никакой песок не нарисован.

После обтески шестой грани камень надо было уложить на катки и подтянуть на фундамент, а затем катки вынуть; для этого под камень подвели 24 стойки, высотою около 60 см, затем удалили из-под него песок, после чего 24 плотника, работая очень согласованно, подтесывали одновременно стойки на небольшую высоту у самой нижней поверхности камня, постепенно их утончая; когда толщина стоек доходила примерно до 1/4 нормальной толщины, то начинался сильный треск, и плотники отходили в сторону; оставшаяся несрубленной часть стоек под тяжестью камня ломалась, и он опускался на несколько сантиметров; эта операция была повторена несколько раз, пока камень окончательно не сел на катки.
Для установки камня на фундамент снова устроили деревянную наклонную плоскость, по которой его подняли девятью кабестанами на высоту 90 см, приподняв сначала восемью большими рычагами (вагами) и вытянув из-под него катки; образовавшееся под ним пространство позволило уложить слой раствора; так как работа производилась зимой, при морозе от -12° до -18°, то Монферанд смешал цемент с водкой, добавив одну двенадцатую часть мыла; цемент образовал тонкое и текучее тесто и на нем двумя кабестанами было легко поворачивать камень, слегка поднимая его восемью большими вагами, чтобы вполне точно горизонтально установить на верхней плоскости фундамента; работа по точной установке камня продолжалась два часа.
***

Вопросом постамента задался и наш гуру Алексей Кунгуров. Он задался вопросом, а может ли этот камень быть современным постаментом для колонны. И решил, что не может. Потому что, по его словам, современный постамент слишком мал, примерно вдвое.

image Click to view


По его словам на времени 1:50, основание постамента 4 метра. Потом он исправился и назвал ширину 4.5 метра, а камень который мы видим на картинах Монферрана -- 8 метров.
Как он решил, что сейчас эта часть монумента всего 4.5 м? Он сравнил с шириной колонны на глаз, и ему показалось, что этот камень всего на 1 метр шире, то есть на треть шире диаметра колонны. Но его подвел глазомер. Если взять качественную фотографию колонны и прямо на экране компьютера померять соотношение размеров толщины колонны у основания, которая равна 3.5 метра и постамента, то последний немного меньше двух размеров ширины колонны. То есть, примерно 6.5 метров. И во всех официальных источниках указана его ширина почти такая - 6.3 метра.
Ошибка глазомера Кунгурова по поводу ширины пьедестала потянула за собой ошибку по поводу ширины ступеней вокруг колонны. Он ориентировался по этому рисунку с 86-й страницы альбома Монферрана:


верхнюю часть рисунка я обрезал

Ступени примерно вдвое шире постамента. Это правильно. Далее Кунгуров свои ошибочные 4 -4.5 метра умножил на 2, и получилось около 8 метров, что совпадает с размером постамента на первых рисунках Монферрана. Потому он решил, что камень вогнали в землю. Но, на самом деле, если реальный размер постамента 6.3 метра умножить на 2, то получится более 12 метров. Значит, 12-метровые ступени - это не верхняя часть 8-метрового камня постамента.
Но, в любом случае, размеры постамента до водружения на него колонны на 2 метра больше чем его же размеры после, на более поздних рисунках. Куда провалились эти метры и с ними сотни тонн веса - науке не известно. Я отношу это к очередному намеку Монферрана на то, что его заставляют мистифицировать историю, и он вынужден лгать, скрывая что-то очень важное.
Кстати, и на этой картине Исаакиевский собор стоит в готовом виде. Хотя альбом вышел за год до того, как только начали возводить основание будущего купола. Но, эту картину я не воспринимаю, как однозначное подтверждение существования Исаакия до его появления по ОВ. Ведь Монферран мог нарисовать как это будет выглядеть в будущем. Он ведь знал, какой проект будущего собора утвержден. Он здесь не запечатлел конкретное событие, как парад в честь открытия, когда точно собора не было видно и нет смысла его рисовать. Одно дело рисовать некий пейзаж, где допустимо дорисовать как место будет выглядеть в будущем, другое дело рисовать конкретное событие во времени, где неуместно дорисовывать то, чего не было во время события.
Однако, и на этой картине не обошлось без намека на вынужденную фальсификацию. На вершине ангел нарисован в отраженном по вертикали виде.


То есть, поменяны местами левая и правая стороны ангела. На рисунке он держит крест в левой руке, а в реальности - в правой. Посмотрите картинки в Яндексе например

источник

Невозможный Питер, история, Санкт-Петербург, загадки, Россия

Previous post Next post
Up