В четверг компания Comcon опубликовала еженедельные рейтинги кандидатов в мэры Москвы. За время с последнего опроса расклад поменялся довольно существенно - по крайней мере больше, чем в предыдущие недели.
Отличное начало любой статьи. Читаешь и сразу веришь. Только, например, Леваду я знаю, ВЦИОМ знаю, а что за такая компания Comcon - не в курсе.
Поэтому решила зайти на сайт компании, так сказать, познакомиться с ней. Вот что пишут на самом сайте:
Наша компания специализируется на изучении предпочтений и мотиваций потребителей, на построении сегментаций и поиске новых рыночных возможностей. Мы также проводим тестирование рекламных идей, концепций брендов, продуктов и упаковки. Нашими клиентами являются крупнейшие российские и международные компании.
Synovate Comcon располагает большим портфелем собственных регулярных исследований, охватывающих огромное количество товарных категорий и брендов.
Внимание, вопрос:
Какое отношение имеет к выборам Москвы коммерческая компания, а значит, компания, которая, прежде всего, ориентирована на получение прибыли?
На самом деле после этого у меня появились некоторые сомнения по легальности проведенного мероприятия, иными словами, имела ли право подобная компания вообще проводить социологический опрос.
Поэтому обращаемся к Законодательству РФ о выборах и референдумах, а именно, к статье 46 - опросы общественного мнения.
Подробно прочитать статью
можно тут.
Я же выбрала то, что наиболее меня интересовало:
Неуказание при публикации в СМИ результатов опроса какого-либо из реквизитов, указанных в комментируемом пункте 2 (..ненужный текст..) влечет административную ответственность по статье 5.5 КоАП РФ.
Тот самый пункт 2:
2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).
Вот первоисточник опубликованного рейтинга Навального. Как можно заметить, не хватает точной формулировки вопроса, а также лиц, заказавших и оплативших проведение и обнародование вопроса.
Внимание, вопрос:
Кому могла быть выгодна публикация подобных результатов и кто оплатил компании Comcon данный вброс?
Напомню, что данные материалы выходили под заголовками «Comcon: Рейтинг Навального приблизился к 20%».
P.S. при изучении материалов, мне бросилась в глаза вот эта фраза:
Еженедельно в опросе принимают участие 1200 москвичей от 18 лет и старше (погрешность оценки процента ±2.5%). Сбор данных проводится методом телефонного опроса.
Если я позвоню в мэрию Москвы, где, как мне кажется, работает более 1200 человек, я смогу опубликовать материалы с заголовком «Собянина поддерживает 99,9% москвичей?».