Любовь до гроба
Лобстер
Позвонила знакомая дама, с которой о-очень давно ни в какой форме не общаюсь, и которая с некоторых пор переехала в Москву. Формальный повод - поздравить меня с днем рождения.
На деле рассказала, что, наконец, вышла замуж (заветная ее мечта): парень сильно намного моложе, повенчались, но всего через год друг от друга настолько взвыли, что решительно вознамерились развестись. А не тут-то было! Чего захотели. Священник запретил. Говорит: не смейте и живите/терпите.
Тут дама делает в разговоре неожиданный кульбит, прибавляя с придыханием/подвыванием «вот я уже по нему скуча-аю». Ну, то есть почему «неожиданный»? Раз священника с его табу хорошей девочке и хорошему мальчику никак уже не объехать, придется волевым образом менять эмоциональный рисунок драматичной, прямо скажем, ситуации. Только что живописала, как паренек не хотел утруждаться, существовал за ее счет, исходя из чего было ясно, что все и в отношениях, и в судьбе не слава богу, но едва озвучила табу от сакрального инструктора судьбы, внутренний голос/цензор предписал если не «любовь», то «нежность». Или, скорее, «привязанность». Но которая в рамках венчанного брака приравнивается к «любви». Причем тут же была не риторика для внешнего употребления, а именно внутренняя цензура, вплоть до внутренней вивисекции и душевной хирургии.
Сразу же вспомнил примечательную картину грека Йоргоса Лантимоса «Лобстер» (2015, Приз жюри Каннского фестиваля), о которой ниже. Пока же замечу, что зимой в российском прокате была следующая работа Лантимоса, «Убийство священного оленя» (2017, Приз за лучший сценарий в Каннах) с Колином Фарреллом и Николь Кидман в главных ролях. Я даже собирался делать про него для «Русского интереса» диалог с Ириной. А совсем недавно, на Венецианском фестивале-2018, Лантимос получил вторую по значению награду, «Серебряного льва - Гран-при» за фильм «Фаворитка». То есть грек Лантимос это новый классик, его ранние картины тоже, судя по описаниям, хороши. Ну, а ты, читатель, слыхал ли про грека Лантимоса? Твое право, но, не зная Лантимоса с ему подобными, не сильно выигрываешь. Конечно, Россия за тридцать последних лет провинциализировалась, однако, мы-то, тутошние мелкие частные люди, можем же думать свои отдельные мысли вполне от нее, провинциальной, независимо. Имеем возможность быть взрослыми, и это реально чудесное цивилизационное завоевание.
«Лобстер» это такая двухчасовая антиутопия - жанр, где первичны не столько характеры или фабула, сколько парадоксальный миропорядок. Двухчасовое кино многогранно, и поначалу я собирался написать текст «Как сделан “Лобстер”», однако, в процессе размышлений помимо непридуманной истории, которая размышления спровоцировала, вытащил из глубин памяти десятки (!) подобных. Теперь думаю: настолько ли фабула «Лобстера» парадоксальна, насколько показалось сначала? Сосредоточусь пока что на частной проблеме, на соотношении искусство/повседневность, а про Метод Лантимоса - еще не гения, но уже классика - напишу, отсмотрев как его ранние картины, так и свежую, Венецианскую. Едва она появится в прокате.
Полностью колонку читайте на сайте по ссылке: http://russianinterest.ru/content/lyubov-do-groba