Новая колонка на сайте "РИ". Игорь Манцов: "Мой уголок мне никогда не тесен"

Aug 15, 2017 00:47

Игорь Манцов

Мой уголок мне никогда не тесен



Фильм Кантемира Балагова «Теснота» участвовал от России во второй по значимости программе Каннского фестиваля, «Особый взгляд», и получил там приз федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. Его, что удивительно, показывают сейчас в Туле на одном, почти что ночном, сеансе, вот я взял, да и пошёл, да и посмотрел.

«Удивительно» потому, что кино некассовое, а российские народы давно и плотно застряли в трясине развлекательной политики партии. В зале было две парочки и одинокий, ни от кого не зависящий я. Первая парочка намеренно разместилась позади и, должно быть, зажималась/целовалась, что правильно, но вторая демонстративно уселась посередине первого ряда и напряженно вглядывалась в экран, что тоже неглупо.

По окончании задние моментально убежали, надеюсь, усугублять, а зато передние ударились в неблагожелательное критиканство. Высокая девушка в очках громковато и рассудительно наезжала, а гулкие загадочные коридоры ночного ДК железнодорожников доносили до меня следующее: «…Распускают хвосты, как павлины - призы им подавай. Думают, острые социальные проблемы вывезут». Ого, подумал я, девушка сильно грамотная: едко и остроумно выражается! Кто же она, откуда такая в Туле?!

Молодец девушка, хотя по сути вопроса не соглашаюсь: молчу, терплю, спотыкаюсь о полувековой давности красную ковровую дорожку ДК. Ещё девушка сетовала на то, что в современной России сильнейшая новая литература, тут же примитивизм, и её, начитанную, это оскорбляет. Дальше-то я рванул по лестнице и последующих претензий закономерно не услыхал.

Фильм хороший, пожалуй, получше и поорганичнее участвовавшей в основном каннском конкурсе «Нелюбви». Думать и говорить про него в социальном ключе нужно во вторую очередь, а в первую - рассматривать то, на чём конструкция основывается. Это история семьи.

Ну, практически всё, все сюжеты и все конфликты с проблемами, основываются на истории семьи. Уже писал и снова настаиваю: Евангелие своим фундаментом имеет Иисусово требование внутренне рвать, безжалостно и необратимо, с родовыми установлениями, уходить из семьи. Лучше всего, ну, если желаешь режима святости, уходить буквальным образом, а если не настолько радикален, то хотя бы рвать внутренне. В первом приближении никаких других существенных задач у человека нет.

«Теснота» именно про это, а пресловутая «социалка» - следствие. Балагов, за что ему почет и уважение, грамотно эту двухходовку разыгрывает. 1998-ой год, столица Кабардино-Балкарии город Нальчик. В центре сюжета местная еврейская община. В центре общины три еврейские семьи. Но одна семья всё-таки главнее. Там внутри неё отец, мать и половозрелые брат с сестрою. Сестра по имени Илана - протагонист, то есть «Теснота» сугубо её история. Илана убеждает себя в том, что любит младшего брата Давида, милуется с ним и целуется, но на деле сильно ревнует, полагая, что брат у родителей любимчик. Но главное даже не это. Главное то, что Илана и Давид целенаправленно разнесены в своём отношении к выбору пары.



Давид полюбовно женится на девушке по имени Лия, а Илана целуется с кабардинцем, наперекор воле традиционалистов-родителей. Итак, Лия представляет вторую значимую для этого сюжета еврейскую семью. Третья же еврейская семья предлагает жениха для самой Иланы. Этот очень красивый мальчик искренне в Илану влюблён и делает ей предложение, но она говорит в ответ «ничего не будет», «я буду спать со всеми подряд» и решительно тянется к грубоватому кабардинцу.

Я бегло просмотрел несколько рецензий на фильм: как и всегда приблизительность, нежелание или неумение вытащить для начала сущностный конфликт. Россия сегодня - королева приблизительности, и поэтому я ей не завидую. Тульская высокая едкая девушка в очках - туда же. Социалка впоследствии подвёрстывается, но не является причиной.

Полностью новая колонка Игоря Манцова на сайте "Русского Интереса": http://russianinterest.ru/content/moy-ugolok-mne-nikogda-ne-tesen

Манцов, культура, кино

Previous post Next post
Up