Новая колонка Манцова про фильм Звягинцева: "Еще раз про «Нелюбовь»"

Jun 14, 2017 17:02

Игорь Манцов

Еще раз про «Нелюбовь»



Передохнув и вдоволь нагулявшись, пригласил для собеседования Настю П., одну из участниц нашего тульского киноклуба, девушку головастую и реактивную. Немного поговорил с нею под диктофон о тех смыслах последнего фильма Звягинцева, которыми неделю назад намеренно не стал перегружать свою колоночку. Игорь: Привет, почему ты не посмотрела фильм, как было всем участникам наших обсуждений предписано? Нарушение дисциплины! Ты и текст мой, кажется, не прочитала. Чем ты вообще занималась-то?!

Ладно, ясно: молодость. Коротко рассказываю про фильм.

(Действительно рассказывает: длинно, подробно и терпеливо.)

Настя: Ясно. Готова говорить.

Игорь: Известный кинокритик Кирилл Разлогов высказался в том роде, что Звягинцев дорос до «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, но ему помешала её получить политическая конъюнктура, дескать, Россию сегодня на Западе не жалуют, враги нас обложили, и только потому Звягинцев получил только лишь утешительный приз жюри. Уточню: не второй по значению приз, а, видимо, четвёртый. Ведь «Нелюбовь» жюри фестиваля во главе с Альмодоваром поощрило же не своим Гран-при, а лишь своим спец-призом.

Это не формальные вещи: призы крупных западных фестивалей. Западоиды не столько даже поощряют, сколько задают вектора движения и пути развития. Выстраивают систему ценностей. Виновата ли в случае «Нелюбви» политическая конъюнктура? Да ни в коем случае. Ни в коем разе.

Придётся поговорить более предметно, поставив хорошую, но не великую «Нелюбовь» на подобающее место. А то совсем уже тут завиральность восторжествовала. Итак, что такое типовой «фильм-победитель Каннского фестиваля»? Мы с тобой одновременно произнесли только что, в минуты чайной паузы, священное имя «братья Дарденны», которые всё время что-то в Канне выигрывают, дважды получив Золотую пальмовую ветвь, и у которых, конечно же, авторы «Нелюбви» одалживались. Дарденны - это иной уровень. Помнишь «Мальчика с велосипедом», например? Что наши мастера искусств оттудова подтащили?

Настя: Потерянного мальчика. Мать ушла из семьи, и отец тоже хочет от мальчика избавиться. Это отцу удаётся.

Игорь: Отец отказывается, отпихивается, отбрыкивается. А-а, ещё мы смотрели их картину, как раз в Канне победившую, «Дитя». Отца играет тот же актёр, что и в «Мальчике с велосипедом». Ведёт себя сходно: продаёт едва родившегося младенца со словами «ещё родим». Звягинцева ругают за фестивальную ориентацию. Но выходит, ругают за это справедливо: снимает кальку с успешных образцов, мечтая ступить в чужую колею и вкатиться таким образом на Олимп. Ну, есть в этой постсоветской стране хоть что-нибудь самостоятельное?! Кроме нашего самопального киноклуба.

Настя: Не ной.

Игорь: Грубишь, но принимается.

Продолжение колонки по адресуhttp://russianinterest.ru/content/eshche-raz-pro-nelyubov

Манцов, культура, кино

Previous post Next post
Up