Вещдок №9032

May 27, 2018 15:57

Объединенная следственная группа (JIT) по делу о гибели малайзийского «Боинга» начала предъявлять конкретные доказательства.

Объединенная следственная группа (JIT) представила новые ранее не публиковавшиеся доказательства российского происхождения установки «Бук», из которой 17 июля 2014 года был сбит малайзийский Боинг с 298 пассажирами на борту. Репортаж спецкора «Новой газеты» из голландского Утрехта.



есть продолжение

Власти Австралии и Нидерландов официально обвинили Россию в крушении MH17


Члены международной следственной группы предъявили журналистам капсулу от ракеты ЗРК, сбившей «Боинг». На ней есть цифры серийного номера. Фото: Павел Каныгин / «Новая газета»

Следствие пришло к выводу, что установка «Бук» была доставлена на территорию Донбасса из Курска - в составе конвоя 53-й бригады ПВО российской армии.

Группа JIT фактически подтвердила версию независимых исследователей из Bellingcat, которые еще в 2015 году заявили о причастности российских военных к переброске ЗРК «Бук» в Донбасс. В своем расследовании Bellingcat отталкивался от данных из соцсетей. Международные следователи в своей работе опирались на анализ технических данных самого «Бука», уникальных отличительных признаков той установки, из которой был сбит Боинг, а также материалы российских очевидцев транспортировки ЗРК из Курска к границе с Украиной.

Напомним, что предыдущий доклад JIT, представленный в сентябре 2016 года, содержал сведения о перемещении «Бука» по территории Донбасса. Тогда следователи установили, что в начале июля 2014 года зенитный комплекс заехал на территорию Украины, где к нему присоединилась группа сопровождения из людей в военной форме без опознавательных знаков. В их сопровождении «Бук», установленный на тягач «Вольво», проследовал сначала к Донецку, а затем в район села Первомайское под Снежным.

С первых дней лета 2014 года на территории Донбасса шли напряженные бои между пророссийскими силами и украинской армией. Украинская сторона активно использовала штурмовую авиацию, а также тяжелые транспортные самолеты для доставки грузов и личного состава к границе с Россией, чтобы отрезать сепаратистов от «тылового» обеспечения.

Силы «ДНР» и «ЛНР» со всей очевидностью нуждались в оружии, которое могло бы нейтрализовать воздушную угрозу. В течение июня и первых недель июля 2014 года сепаратисты боролись с украинской авиацией с помощью «ручных» ЗРК невысокой дальности поражения и успешно атаковали военные самолеты лишь на взлете и посадке. Так были сбиты Ил-76 под Луганском и Ан-30 под Славянском.
Свернуть

Однако уже 14 июля им удалось сбить украинский транспортник Ан-26, летящий на высоте 6200 метров. Из переписки сепаратистов в социальных сетях стало ясно, что в их распоряжении появились более мощные системы ПВО.

Пророссийские боевики делились в соцсетях удачей, используя выражение «птичкопад».

Днем 17 июля 2014 года о продолжении «птичкопада» отчитался тогдашний министр обороны «ДНР» Игорь Стрелков-Гиркин, завив, что «ополченцам» удалось сбить еще один украинский военный Ан-26. Через несколько часов после его записи стало ясно, что в небе над Торезом был сбит пассажирский Боинг-777 малазийских авиалиний.

По данным JIT, вскоре после этой атаки «Бук» на том же тягаче «Вольво» был спешно отправлен в сторону Красного Луча и далее - Дебальцева и Луганска, где ранним утром 18 июля был сфотографирован на тягаче одним из местных жителей - у установки в тот момент уже отсутствовала одна из четырех ракет. В то же утро тягач пересек границу с Россией.

Читайте также




Голос «Хмурого». Мы нашли сослуживца российского полковника, которого считают ответственным за перевозку «Бука», сбившего «Боинг» MH17

Новые данные JIT, представленные в анимированной презентации 24 мая 2018 года комендантом отдела расследований полиции Нидерландов Гилбертом Паулиссеном, описывают хронологию движения комплекса «Бук» по России до границы с Украиной в Донбассе.

Итак, 23 июня установка выехала из расположения 53-й бригады в составе конвоя из 6 других комплексов ЗРК. Конвой последовательно запечатлен на видео и фотографиях очевидцев в российских населенных пунктах Старый Оскол, Городище, Алексеевка, Расховец, и, наконец, 25 июня он прибыл в Миллерово, который находится в паре десятков километров от границы с Украиной.

Многочисленные любительские видеоролики демонстрируют движение конвоя по дорогам общего пользования. В некоторых случаях массивная техника мешает проезду гражданского транспорта. Необычное явление привлекает внимание зевак со смартфонами.

В составе колонны шесть комплексов ЗРК имели трехзначные бортовые номера, начинающиеся с цифры 2 (например, 202). По мнению следователей, эта цифра обозначает батальон приписки комплекса в составе военной бригады. Только одна установка имела бортовой номер с цифрами 3…2 (вторая цифра была стерта).

Используя кадры очевидцев и сервиса Google View, следствие верифицировало весь маршрут следования колонны из Курска. Ориентирами были рекламные конструкции, дорожные знаки, указатели и их сочетание друг с другом.

Также следствие определило 7 уникальных отличительных признаков («fingerprints» - буквально: отпечатков пальцев) «Бука» 3…2, следующего в составе конвоя. Они полностью совпали с «отпечаткам» установки, сбившей малайзийский Боинг. Эти сведения команда JIT получила от свидетелей, наблюдавших «Бук» на территории Донбасса.

Четыре «отпечатка» - на левом борту, а именно:
  1. отметка в виде креста, обозначающая центр тяжести самоходной установки;
  2. временная маркировка для перевозки на другом транспорте;
  3. белая полоса на щитке гусеницы;
  4. два характерных пятна на том месте, где должен быть указан бортовой номер установки.

На правом борту - три отличительных признака:
  1. белое пятно на щитке гусениц;
  2. крупный разрыв в щитке левее белой полосы;
  3. отсутствие спиц во втором с конца гусеничном опорном колесе.

- Эти «отпечатки», их физическое расположение относительно друг друга делают их уникальными отличительными чертами искомой нами установки ЗРК, - рассказал «Новой газете» специальный прокурор Нидерландов по расследованию крушения МН17 Фред Вестербеке.

- Есть ли у вас иные доказательства помимо фото, видео и свидетельств очевидцев? Возможно, снимки со спутников?

- У нас есть различные материалы. Но сейчас мы не демонстрируем абсолютно все, что имеем, так как в этом случае мы раскрываем карты другой стороне. Пока мы не собираемся этого делать, - отметил специальный прокурор.

Помимо анализа данных о происхождении «Бука» следователи также продемонстрировали корпус и сопло ракеты, найденные на месте трагедии МН17. На ее корпусе виден, в частности, серийный номер - 9Д1318869032.

- Мы смогли установить значение этого номера, - рассказала представитель Австралии в группе JIT, начальник федеральной полиции Дженифер Хёрст. - Цифры «9Д131» относятся к виду ракетного двигателя типа 9M38 и/или 9M38M1. Цифра 8 обозначает производителя, в данном случае это из города Долгопрудного в Московской области. Число 86 указывает на год производства, а именно 1986 год. Число 9032 является уникальным идентификационным номером данного конкретного ракетного двигателя.
Читайте также




«На нашем поле «Бука» не было. Ни следа - ни от гусениц, ни от велосипеда»


Члены Объединенной следственной группы на пресс-конференции, посвященной расследованию крушения Боинга-777 в Донбассе. Фото: Павел Каныгин/ «Новая газета»

После завершения пресс-конференции на вопросы «Новой газеты» отдельно ответил Фред Вестербеке.

- Как и прежде, остается вопрос: кто конкретно ответственен? - говорил специальный прокурор. - Мы все еще активно работаем над ним. JIT достигла определенного прогресса в установлении некоторых причастных и продолжает работу дальше. Но поймите, как я уже сегодня призывал ваших коллег: расследование - это не построить дом по готовому плану, когда у вас есть уже дизайн и ясны сроки. Мы используем все наши возможности, чтобы двигаться как можно скорее, но мы работаем в сложных условиях. Мы уже направили российской стороне сведения о нашем текущем расследовании и ждем ответа: действительно ли 53-я бригада была задействована в Донбассе? Кто именно был вовлечен в транспортировку?

- В таком случае будет ли идти речь о допросе офицеров и солдат этой бригады?

- Давайте сначала дождемся ответа российской стороны на наш текущий запрос. Конечно, мы были бы рады всеобъемлющему сотрудничеству. Но мои ожидания пока не столь высоки, чтобы говорить о возможности проведения допросов. Мы неоднократно обращались к российским властям, но пока так и не получили значительной информации.

Читайте также




«У нас возникает соблазн ответить ненавистью, но мы не поддадимся». Открытое письмо россиянам в преддверии ЧМ по футболу от семей погибших в катастрофе малайзийского Боинга

- Возможно, вам стоит тогда обратиться напрямую к министру обороны России Шойгу?

- Мы контактируем с российскими коллегами по определенным каналам связи. Но да, вероятно, обращение [к Шойгу] будет нашим следующим шагом. Помимо этого мы обращаемся уже не только к властям, но и к общественности с просьбой помочь нам в установлении фактов. Мы хотим понять, кто был в команде «Бука», кто давал приказ, от кого исходили инструкции? И мы гарантируем полную конфиденциальность потенциальным свидетелям.

- Вы готовы к тому, что некоторые российские представители снова назовут ваши данные «доказательствами из интернета»?

- Знаете, как они назовут, меня уже не особо волнует. Эту чушь я слышу уже не первый год. То, что мы сегодня представили, - это достоверные сведения, значительно сузившие круг подозреваемых. Мы продвигаемся все дальше и становимся все ближе к ответу на вопрос - кто.
Павел Каныгин

https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/05/24/76582-veroyatno-obraschenie-k-shoygu-budet-nashim-sleduyuschim-shagom

зы  По мнению следственной комиссии, все было один в один как я и писал в 2014 году. Приятно оказаться правым.
Но нам интересно что же будет дальше. Попробуем попрогнозировать.
Так как голландцы ГРУшника организовывавшего прибытие Бука из РФ вычислили, то как наивные европейцы они обратятся к РФ с просьбой снять с него показания, а так же со Стрелкова например и всех военнослужащих опросить 53й бригады (личный состав на тот период времени).
Естественно что рф начнет отмораживаться типа русские своих не бросают ихтамнет, ГРУшник уволился и утонул в сортире уехал в неизвестном направлении, и прочие креативности российского административного гения. После наложения вето на создание трибунала по расследованию, вполне ожидаемо.
Но на это никто особо рассчитывать и не будет, учитывая полную неадекватность российского руководства. Которое до сих пор талдычит что в ордило воюют местные шахтеры, хотя сами голланцы уже этого ГРУшника вычислили, и тут я даже не знаю надо кем быть что бы считать что Бук мог сам по себе в отпуск заехать на территорию другой страны. Не говоря уже пострелять. Так вот. Голландцам главно как можно больше пошуметь про свое желание опросить военнослужащих 53й бригады.
А там уж дело за ними. Вполне может кто из них с семьей по турвизе мохануть в Голландию. А там честно признаться что свидетель, и убеженство безпроблем получить, и голландское гражданство по упрощенной схеме. Даже не надо будет доказывать что тебя в рф преследуют. А там полюбому солдатики видели как Бук искомый уезжал в сторону Украины, как вернулся без одной ракеты. Что, где, когда, так сказать. А живой свидетель он живой свидетель. Тем более и фамилии экипажа знать он будет по любому. Генералы конечно взяли расписку о неразглашении, но "совесть мне не позволяет молчать" и привет. Да и деньгами не обидят, из тех которые по любому с рашки стрясут. 

Боинг, Украина

Previous post Next post
Up