На карте по ссылке
http://maps.yandex.ru/-/CVbNuR2Q раскиданы метки, кое где с пояснениями. Ниже буду пользоваться привязкой мест по меткам.
Дорога по трассе не представляла проблем или каких то сложностей, гул вибраций и сумрак вводящий в анабиоз скрашивают дорогу. Но вот заключительная часть пути по лесной дороге получилась изнуряющей. Благодаря ценным советам местного егеря, вместо трех часов ташнилова, получилось около семи, вечером вылезая из кунга на берегу лесного озера (метка №1) ни Я ни Татьяна уже ничего не соображали и на предложение по быстрому собрать катамаран я мог только невнятно мычать и оправдываться, плюс к тому давала о себе знать сорванная на кануне поездки спина так что сборка ката была начата во вторник утром 27.08.13.
Проснувшись пораньше я взялся за работу, и спустя полтора часа на воде уже появился полусобранный кат, в таком виде предстояло его загрузить и перебираться к протоке в море. Далее хочу привести мою переписку с конструктором катамарана из Новосибирска, написанное мной по возвращении в Москву:
Добрый день! Второй сезон отходил на купленном катамаране, и вот первая серьезная поломка, нуждаюсь в замене поперечной балки, на которой крепиться механизм шверта. Сломал балку во время похода на Белое море в этом году.
Андрей, привет Вам!
Искренне сожалею, что на Вашем катамаране сломалась балка. Это впервые! Такого быть не должно! Швертовая балка усилена по всей длине внутренней вставкой ф 45х2 мм! Балка усилена швертовой фермой. Очень странно....
Сейчас ночь. Завтра разберемся и сделаем все возможное - сообщим Вам.
Я очень прошу Вас прислать фотографии - должны ведь быть и хорошо бы описание ситуации. Сколько человек было на борту, общую загрузку, условия и когда, где и как это случилось.
Так уж сложилось, что фото сделать сразу не пришло в голову, так что переломанной балки продемонстрировать не сумею, прикладываю фото балки реанемироавнной, уже установленной обратно в конструктив.
Теперь постараюсь описать как так случилось, поскольку описать стоит. Итак еще в начале сезона, в походе на Селигер, во время работы двигателя, упираемая в среднюю балку штанга (не дающая проворачиваться транцу на балке) перемещалась вдоль по средней балке. Предусмотренного крепления не хватало, и было принято первое неверное решение, оковка и балка были просверлены. Вставив шплинт, я избежал продольного перемещения штанги, транец принял нужное и неизменное положение. Но несущая способность балки была уменьшена. Впрочем, очевидный запас прочности конструкции позволял, как мне тогда казалось, подобные решения.
Это отверстие стало решающим, однако для того что бы балка лопнула потребовалось нечто большее чем ослабление конструкции. В походе на Белое море, катамаран был использован на одном из интервалов маршрута в качестве баржи с мотором для переброски значительного по весу груза.
В силу малого опыта, мной как капитаном было допущено сразу несколько ошибок:
1. Я позволил перегрузить катамаран практически вдвое от паспорта.
2. Неравномерно распределение груза, а именно тяжелый автомобильный аккумулятор, закинутый в пирамиду, ровно напротив ослабленной точки балки.
3. Недостаточно туго набитые баллоны изменили схему нагружения катамарана, вывернувшись под весом груза наружу (не сильно но этого хватило что бы балки опирались на баллон не в двух точках крепления к стрингерам, а в одной, в точке крепления к внешнему стрингеру. Таким образом рычаг нагружения еще больше усугубил ситуацию.
Все это создало условия предаварийные, но балка все еще держала нагрузку, хотя визуально мной было отмечено что прогиб балок сильный, и ранее я так не перегружал конструкцию. Однако ограниченность во времени и желание не подвести коллектив охотников с которым я выполнял данную часть маршрута подтолкнули меня на продолжение движения, и я допустил нагрузку конструкции людьми. При посадке один из членов команды оперся на трамплин в кокпите, именно напротив ослабленной точки средней балки. В этот момент предел возможностей конструкции был достигнут, и произошло мгновенное разрушение балки. В таком виде нами было преодолено озеро, функция парома была рализована. Однако теперь необходим был ремонт или замена балки.
Балка была снята, внутрь был запресован березовый черенок, наложена шина из железного метрового уголка. Реанимированная балка установлена в конструкцию катамарана, (смотрим фото). В таком виде маршрут был продолжен.
Конструкция еще претерпевала единожды изменения. Приняв на борт пассажира (охотника) весом более 120 кг, во время лавировки на волнах Белого моря балка в месте ремонта прогнулась (железо уголка прогнулось), после чего уже не изменялась на протяжении всего похода.
В таком виде, под парусом, был пройден участок от мыса Кивиканда (Карельский берег Белого моря) через мыс Шарапова, до о. Сосновец, в районе острова и дорогу обратно из-за сильных встречных восточных ветров (время года сентябрь) перемещения выполнялись под мотором. Под парусом движение осложняло измегнением геометрии шверта. Прогнутая балка ставила шверт под углом, и остро проходить в лавировку уже не получалось.
Фото балки прошедшей все эти испытания смогу выслать в ближайшем будущем, при перепаковке катамарана к зимнему хранению.
Хотел бы услышать ваши замечания и комментарии, этот поход стал для меня в определенном смысле знаковым. Изменились внутреннее отношение к организации походов, поменялось понимание возможностей и предназначение катамарана, как разборного парусного судна.
Так же интересно знать максимальное допустимое давление в баллонах. Недонакаченные баллоны достаточно серьезно меняют характеристики судна, но лопнутые баллоны так же не нужны. Жду ваших комментариев. Спасибо.
Привет, Андрей!
Ситуацию понял.
1-я и решающая ошибка - разумеется перегруз1 Но ничего бы не случилось, если бы тяжелый груз распределили на поплавках, а в палатку положили что полегче.
2-я решающая ошибка - недокачанные поплавки, причем сильно недокачанные. Мы делаем поплавки из достточно прочной ткани и специально без внутренних переборок. в любом сечении круг - для походов ведь! Качать их можно столько сколько сможете ножным насосом (реально до 300 мб, больше не получится), если ручным - то до качайте до состояния, не вызывающего сомнения. что форма держится и поплавки не раскаивает из стороны в сторону - это будет как правило в пределах 150-200 мб - при паспортной загрузке. В Вашем случае - думаю, что давление было в пределах 70 мб, если не меньше (это то давление, которое средний человек может создать своими легкими!, потому, если Вы еще можете вдуть воздух ртом в поплавок, то там давление не более 50 мб - 20 мб заберет пружинка на клапане...) Накачка поплавка до давления свыше 300 мб вполне возможна, но незачем - это состояние "звона". Мы взрывали как-то бракованный по форме поплавок в статике на давлении 1,2 атм (1200 мб).
Остальные ошибки - от недостатка опыта, они сами по себе не привели бы к поломке:
1. Отверстие на балке можно делать только в горизонтальной плоскости. На этом узле это невозможно, потому он сделан на принципе зажима. Надо было кусок шкуры (любой - от консервной банки до резины) проложить под хомут в любом месте и затянуть!
2. Когда поломали, то надо было вырубить ствол хорошей березы поровнее ф 70-80 мм, положить его рядом с поломанной балкой и привязать вдоль всей балки, чтобы трамплин опирался только на него, а балка работала только со швертом. В районе слома поставить вязки-скрутки.
Очень жду фото поломанной балки - крупным планом место перелома.
Вам новую балку сделаем. Менеджер по продажам с Вами свяжется. Я так понимаю, что хвостовики для балки не нужны.
С уважением, Анатолий Кулик
В целом почитав переписку становится понятно что заброска прошла с поломками, и можно сказать на ровном месте. Основная причина недостаток опыта. Хочется дать пару фотографий этого участка пути:
Протока в море со стороны озера
Камстралим сломанную балку
Балка уже почти на месте. Красный пояс никак не связан с достижениями в парусном спорте
Весь ремонт балки занял около полутора часа. В это время к нашей большой команде присоединилось пополнение, в лице однофорумчан охотников из МООиР. Встреча со слов участников проходила весело, бурно с шутками и тостами. Сам не участвовал, собирал катамаран после ремонта. По готовности катамарана, шумная толпа подхватила надувастик и так же шумно и без лишних церемоний перетащила его на берег моря (Примерно 100 м по тропе в лесу).
Бац и вот оно, синее Белое море.