Оригинал взят у
utro_vecher в
Теплый ламповый вечерний про детишковСидел, работал потихонечку, понимал до сих пор оставшееся непонятным, а такого много, наработался, собрался пойти прогуляться по вечернему воздуху.
И тут вспомнил, что вчера давняя одна знакомая расспрашивала у меня в чатике про возрастную периодизацию Эрика Эриксона. Которая есть самая, считай, принятая на сегодняшний день. Наткнулась где-то. Заинтересовалась. Вопросы воспитания дитяти, всякое такое. И расспрашивала поподробнее.
А поподробнее мне было лень, честно говоря.
Но с другой стороны - я ж за эти годы о чем только тут ни понаписал. И про периодизацию Эриксона, конечно, тоже написал. Пересмотрел - да нормальный, в общем-то текст. Подымаю, значит, с 3-летней давности. Читай, Катька, понимай на здоровье: этой информации можно доверять.
Да и почтеннейшей публике не без пользы может случиться почитать. У кого-то тоже дети. Плюс многие люди в силу наличия психологических проблем инкапсулируются в определенном возрасте на многие годы - и ваш сотрудник, сосед, знакомый вполне могут оказаться в чем-то хронически пятилетними при полном наличии очков и бороды. Плюс всякие беды могут вышибать человека из колеи таким образом, что он регрессирует в возрастном отношении, и в таком случае с тем же бородатым может иметь смысл временно общаться как с трехлеткой. В общем, читайте, авось пригодится.
Пост от 2009 года, немножко подправил там-сям.
___________________________
Итак, для начала изложим вкратце суть возрастного развития человека: как это происходит, и почему так часто получается "велика Федора, да дура".
Первым делом, конечно, скажу, что в психологии, как и по-любому поводу, имеется здесь сотня точек зрения на вопрос. Тут такие мужики думали, не нам чета, - Пиаже, Выготский, Эриксон (который Эрик), Фрейд, и тому подобные, - и к согласию не пришли. Но при этом - вопрос уже все-таки "обкашливают" много-много лет - есть и некая тенденция развития мысли. Вот ее я и изложу, конечно, причем именно что в самых существенных моментах. А они, эти существенные моменты, таковы.
Первое. Момент кризиса. Очень долго господствовала точка зрения, в соответствии с которой развитие происходит в ходе как бы накопления. Ну то есть человек постепенненько умнеет, умнеет, умнеет... День за днем. Ну и, глядишь, и поумнел. Потом все-таки пришли к точке зрения, что таковое действительно имеет место быть. Но суть процесса тем не менее не отражает. Суть заключается в том, что все-таки время от времени происходят кризисы. То есть время от времени человек попадает в ситуацию "Ну, блин, капец... Что делать-то?". И, так уж тут все устроено, ему приходится находить какой-то выход. И в процессах поиска выхода из этого палева в мозгах человека и перестраивается все полностью. И он взрослеет, выходит на следующий уровень развития.
Второе. В чем суть этого кризиса? Процессы развития человека происходят в трех основных сферах:
организм созревает, то есть в биологической сфере;
думалка отрастает, то есть в сфере когнитивных процессов;
ну и как-то с людями научается взаимодействовать, то есть в социально-культурной сфере.
И происходит развитие на основе постоянного взаимодействия происходящего в этих сферах. Примерно следующим образом, если совсем-совсем уж упростить.
Организм дозрел, и имеет уже чисто биологическую способность решать какие-то новые задачи.
Общество опыт имеет, знает, какие задачи уже можно решать в этом возрасте, ну, и ставит их перед человечком: давай, работай.
Ну и, безусловно, имеет общество в накопленном историческом опыте и представление о том, как эти задачи можно решать, чтоб толк вышел. Ну, и предлагает человеку эти варианты: вот, осваивай.
Ну и человек начинает все это туда-сюда крутить как-то в голове, приспосабливаться, маяться всяко.
Тычется как слепой кутенок, не умеет же поначалу, пробует, переживает, снова пробует, - а потом опа, щелкнуло в бошке, срослось! И решил задачку. И фокус-покус здесь в том, что задачи здесь такого серьезного уровня, что для того, чтобы их решить, человек перестраивается, еще раз, полностью.
Третье. Все эти процессы имеют, как говорят мудрейшие, кумулятивный характер. То есть? То есть для того, чтобы иметь возможность благополучно решать задачи, которые надо решать, допустим, в 13 лет, - в обязательном порядке надо иметь за плечами благополучно решенные задачи 7-летнего возраста, 3-летнего возраста. Иначе - фиг тут. Человек, если у него какая-то задача возрастного развития не решена, проскочить мимо ее решения не может. А вот возюкаться с ней хоть до гробовой доски - вот это может. Причем легко.
И вот теперь подытоживаем. Возраст человека - это, по сути, накопленная им соображалка в отношении взаимодействия с миром.
Накопление этой соображалки происходит временами закономерно очень тягостно, зато результаты приятны - больше знаешь и умеешь, комфорта в результате этого больше имеешь.
Происходит таковое накопление на основе взаимодействия трех основных линий развития - физиологической, когнитивной и социальной, - и на каждой из этих линий человек может в один прекрасный момент намертво встрять и хоть всю жизнь маяться, пока оно не произойдет. И будет тогда классический выросший уже до неба, а дурны - як трэба.
Примерно так.
И в завершение отметим, что задачи, которые мы решаем в ходе жизни, типичны. И я вкратце обрисую популярнейшую в психологии (может, и самую популярную) схемку этих задач, предложенную Эриком Эриксоном. Еще раз акцентировав то, что это - лишь один из имеющихся вариантов.
От рождения до года ребенок, на основе того, как за ним ухаживают взрослые, решает для себя вопрос, страшен ли этот мир и опасен, или этого нет, и ничего худого окружающий мир ему не желает, и жизни можно не бояться. В результате возникает фундаментальное, пронизывающее всё и вся доверие. Либо недоверие.
От двух лет до трех ребенок определяется с вопросом "Способный я вообще на что-нибудь в этой жизни, или я полное недотыкомко?". Он ходит, бродит, фтыкает в ранее недоступные ему предметы, осваивает способы использования этих предметов. Поначалу у него, конечно, не получается, он расстраивается от этого, но он старается. И если родители его поддержат в этом возрасте в его стараниях и усилиях - разберется и будет потом всю жизнь, если чего совсем уж критического не произойдет, чувствовать нутром, что "Могу! Если захочу". А если родители будут вместо этого дополнять регулярно его расстройства сообщениями о том, шо "Эка ж ты вот бестолковый! Не лезь-ка ты к полезной вещи, а то такой как ты сразу и сломает все!", - результатом будет на всю жизнь, пока не переработает заново, неуверенность в собственных силах.
От четырех до пяти лет ребенок разбирается с вопросом "Могу ли я упрямо добиваться своего?". То есть ставить перед собой цели и, ломая сопротивление окружающей среды, упрямо добиваться желаемого. Если не срастается в этом деле - всю жизнь (если не переработает) будет думать "Ну чего это я, право слово, ну вон Вася против, расстроится Вася, ну как можно? Фиг уже с ним, что ж я такой бессовестный уже?". Плохого в том, чтобы принимать во внимание желания Васи, нет, конечно, ничего. Проблема в том, что послать этого самого Васю человеку в принципе очень сложно!! В одну сторону только и живет. Все время только себя и ущемляет.
На следующем этапе, от 6 до 11 лет, ребенок учится учиться. Разбирается в том, как же это наловчиться мастерить самолетики, разукрашивать очень-очень красиво обои и умело разбивать окна в школе каменюкой. Если его не пинать без нужды, а поощрять - вырастет трудолюбив, ловок, сможет сварить борщ и вбить гвоздь. Если ругать - будет жить бестолков с кривыми руками, без борща, самолетиков и красивых обоев с вбитым гвоздем. Зато с комплексом неполноценности.
От 12 до 18 лет человечек определяется с тем, "Кто я есть?". До этого он преимущественно верил. Теперь он начинает думать. О себе. Приводить имеющиеся бессистемные знания в систему, выстраивать себя вокруг каких-то ценностей осознанно, своей уже головой, а не заемной. Удастся - будет цельный. Нет - будет с утра один, а вечером другой, и от этого мучаться.
Далее возрастные границы исчезают. Задачи базовые остаются, но решают их люди уже кто во что горазд, как и когда получится. Или не получится.
Сначала человек мается со следующей проблемой: хочу ли я впустить в себя другого человека? Внутренний мир этого другого человека впустить в себя, - в свой собственный внутренний мир, только что отстроенный, отбалансированный наконец-то, и с огромным, надо сказать, трудом, с мучениями, - могу ли? Или ну его нафиг, страшно? Эдак же непонятно, что тогда будет? Эдак же получится что-то новое тогда? А привычный я, с таким трудом сделанный своими же вот этими вот трудовыми руками, - тогда ж исчезну?
Если человек решит этот вопрос - перед ним встает следующий: могу ли я что-то сделать для других? До этого, как можно видеть, он преимущественно с собой возюкался, теперь уже может спокойненько куда-то как-то в этот мир подсоблять. Или не может, соответственно. И если не может - останавливается, в сущности, в развитии.
Ну и последний этап. Человек определяется: "Доволен ли я, как оно все прошло?". Если да - наступает "Всем спасибо, это было классно!". Нет - ему становится невесело.
__________________________
Ну вот такая вот тут история. Всем спасибо за внимание :) Доброй ночи :) Пошел прогуляться.