Исторический очерк
История Кельнского епископства восходит к 4 веку. К 313/314 годам относится упоминание о первом известном по имени епископе Матерне. Раскопки проводившиеся в районе Собора и под Собором после Второй мировой войны позволили получить и проанализировать данные об истории многочисленных сооружений, предшествовавших готическому собору, их переделке и смене.
Непосредственным предшественником готического собора была церковная постройка, с двумя хорами около 95 м длинной, освящение которой состоялось в 870 году. Внешний облик ее запечатлен на миниатюре рукописи „Кодекс Хиллина", датируемой 1020 годом и хранящейся в Соборной библиотеке (См. изображение на мозаике пола, см. 5).
Архиепископ Райнальд Дассельский (ум. 1167 г.) в 1164 году переместил в эту церковь привезенные из Милана мощи Трех Царей-Волхвов. Вохможно, что уже при его преемнике Филиппе Хайнсбергском (ум. 1191 г.) началась работа над созданием драгоценного реликвария для мощей, ведущая роль в которой принадлежала по всей видимости золотых дел мастеру Николаю Верденскому. Но окончательно это великолепное произведение было завершено лишь в 1225 году (см. 19).
Святыни и мощи Собора привлекали паломников со всей Европы. По количеству паломников постоянно стекавшихся сюда, Кельн был одним из важнейших паломнических городов Средних веков. В связи с этим в 1248 году соборный капитул с архиепископом Конрадом Хохштаденским (ум. 1261 г.) во главе решил возвести новое церковное здание соответствующее достойнству и значимости этого святого места. При этом они ориентировались не на архитектуру романского стиля Германии, но на передовое „современное” в то время готическое зодчество французских соборов. Размах строительства призван был затмить все церковные постройки своего времени.
К 1265 году были возведены капеллы венца капелл и обход хора. К этому времени восходит первое убранство хора, частично дошедшее до нас. К 1300 году был закончен и пресвитерий, освященный лишь в 1322 году. После этого темп строительства замедляется. Строительство южной башни началось лишь в 1360 году и за все время средневековья была доведена только до второго яруса.
В 1388 году, в год основания Кельнского университета, уже использовались южные боковые продольные нефы Собора. К концу 15 века были перекрыты сводами еще 7 травей северных боковых нефов. К 1560 году, когда строительные работы были приостановлены, наряду с уже завершенной хоровой частью был закончен и уже использовался по крайней мере первый ярус продольного и поперечного нефов. Согласно одному из источников 15 века, предусмотрелось установить Реликварий Трех Царей-Волхвов в средокрестии завершенного Собора. С 1948 года он находится на своем теперешнем месте.
Полностью Собор был достроен лишь в 19 веке. В 1842 году Фридрих Вильгельм IV заложил камень для продолжения строительства и уже в 1880 году в присутствии кайзера Вильгельма I был установлен последний камень в крестоцвет южной башни. В этот промежуток времени ансамбль Собора обогатился многочисленными произведениями искусства относящимися к лучшим образцам стиля неоготики.
Экскурсия по собору
1 Пять витражей северного бокового нефа (1507 и 1509гг.). (а) сцены Страстей Христовых (вверху), св. Лаврентий и Богоматерь (внизу); (b) легенда об апостоле Петре и Древо Иессеево (родословие Иисуса Христа) (вверху), коленопреклоненный даритель со святыми Петром и Севастьяном (внизу); (с) поклонение пастухов (вверху), кельнские святые-рыцари Георгий, Маврикий, Гереон, Альбин (внизу); (d) Поклонение Трех Волхвов (вверху), святые Петр, Богоматерь, Елизавета, Христофор (внизу); (е) Коронование Богоматери (вверху), Мария Магдалина, Георгий (внизу).
Полный обзор витражей 2 Алтарь св. Клары (1350-60г.) является старейшим сохранившимся створчатым алтарным образом, в котором содержится и табернакль (дарохранительница). Этот раскладной триптих имеет три вида открытия благодаря двойным створкам и был выполнен для женского францисканского монастыря св. Клары в Кельне и перенесен в Собор в 1811 году.
3 Старый вход в старую ризницу. Над ним - золоченые стержни, число которых соответсвует году служения местного архиепископа.
4 Изображение „Милостей Богоматери" (т.н. Украшенная Мадонна), поставлено в переднюю стену (фрагмент) барочной усыпальницы Трех Волхвов, созданной после 1667 года для осевой капеллы.
Теперь Вы приближайтесь к обходу хора с семью хоровыми капеллами. Это самая древняя часть Собора, строительство которой было начато в 1248 году. В 1265 году она была отгорожена от еще незавершенного к тому времени пресбитерия каменной стеной, чтобы уже с этого времени можно было ее использовать для проведения богослужений.
5 Мозаичный пол (1885-1892гг.), выполнен по проекту Августа Эссенвайна. На первом изображении представлен архиепископ Хильдебольд (ум. 818г.) с моделью здания Собора, предшествовавшего готическому собору.
6 Крестовая капелла: Распятье Геро, выполнено по заказу архиепископа Геро (ум. 976г.), считается древнейшим из сохранившихся монументальных распятий в Западной Европе. Христос представлен здесь не страдающим и не торжествующим, но только что принявшим смерть спасителем, искупившим своей смертью грехи человечества. По легенде сообщаемой Титмаром Мерсебургским трещина, расколовшая голову деревянного распятья, вновь закрылась, когда архиепископ Геро приложил к ней просвирку, после чего распятье было признано чудотворным и с тех пор принадлежит к числу важнейших святынь Собора. Дарителем ныне существующего крестового алтаря для распятья был Генрих Мерингский в 1683 году.
7 Капелла Энгельберта: Настенная эпитафия архиепископа Антона Шауенбургского (ум. 1558 г.), работа Корнелиуса Флориса. Первоначально находилась во внутреннем хоре (см. 14).
8 Капелла Матерна: Гробница архиепископа Филиппа Хайнсбергского (ум. 1191 г.) с изображением городской стены Кельна. Датируется 1300 годом.
9 Капелла св. Иоанна: Гробница архиепископа Конрада Хохштаденского (ум. 1261 г.), который заложил первый камень для готического собора в 1248 году. Работа 1265 года.
10 Капелла Трех Царей-Волхвов (осевая капелла): При освящении хора в 1322 году тут был установлен реликварий (рака) Трех Царей-Волхвов. С этого времени обход хора прежде предназначавшийся лишь для духовенства стал доступен и для простых мирян и паломников.
Центральный витраж капеллы, т.н. Библейский витраж - старейший из витражей Собора, датируемый 1265 годом. Здесь предствалены сопоставления ветхозаветных и новозаветных сцен. Слева - витраж Трех Царей-Волхвов, справа - витраж св. Петра и Матерна, оба 1330 года.
11 Надгробие архиепископа Фридриха Моерского (ум. 1463 г.), приписывается одному из зодчих Собора, Конраду Кюну.
12 Капелла св. Агнессы: Гробница св. Ирмингардис Сухтельнской (ум. 1085 г.), работа 1270 года.
13 Капелла св. Михаила: Гробница архиепископа Вальрама
14 Капелла св. Стефана: Гробница архиепископа Геро (ум. 976 г.), датируемая 1270 годом. В капелле т.н. Младший Библейский витраж (1280 г.) из бывшей доминиканской церкви. Настенная эпитафия архиепископа Адольфа Шауенбургского (ум. 1556 г.). Подобная эпитафия находится в капелле напротив (см. 7).
15 Гробница архиепископа Фридриха Саарверденского (ум. 1414 г.).
16 Капелла Богоматери: Алтарный образ Покровителей города Кельн, работа живописца Штефана Лохнера. Алтарный образ датируется 1442 годом, перенесенный в собор из бвышей часовни ратуши. На месте алтарного образа первоначально стояла:
17 Миланская Мадонна, поновленное в 1290 году изображение „Богоматери Милостивой", привезенное в Кельн Райнальдом Дассельским в 1164 году из Милана. Образ был признан чудотворным и является одной из трех важнейших святынь Собора.
Пресвитерий - литургический центр Собора. В средние века предназначался для богослужений архиепископа и соборного капитула.
18 Главный алтарь, 1310 года. Один из крупнейших алтарей средневековья. Кельнский архиепископ имел исключительную привилегию перед этим алтарем служить лицом к народу.
19 Реликварий (рака) Трех Царей-Волхвов (1190-1225гг.). Сюжеты изображений, которыми он украшен, не рассказывают историю святых и их хранимиых в реликварии мощей, но охватывают всю историю искупительного подвига, начиная с Ветхого Завета и кончая Вторым пришествием Христа. Соответственно в нижнем ярусе реликвария по длинным сторонам представлены ветхозаветные пророки и цари, которые сопоставляются с изображенными в верхнем ярусе апостолами, олицетворяющими Новый Завет. На передной торцовой стороне представлены мотивы Богоявления (Эпифании): поклонение Трех Царей-Волхвов, Крещение в реке Иордане, и Второе пришествие Христа в качестве Судии мира. На задней торцовой стороне в нижнем ярусе помещены сцены Бичевания и Распятия Христа, над ними сцена коронования святых Феликса и Нарбора, мощи которых также покоятся в реликварии
20 Готические деревянные скамьи хора (1308-1311гг.), скамьи на 104 места. Самые большие в Германии.
21 Роспись каменного ограждения хора (1340г.)
22 Скульптуры опорных столбов пресбитерия, 1290г. Изображения Христа, Богоматери и двенадцати апостолов.
23 Царские витражи в верхнем ярусе хора, 1310г. Изображения царей, начиная с Иуды и 24 старцев Апокалипсиса. В осевом витраже сцена поклонения Трех Царей-Волхвов Богоматери и младенцу Христу.
24 Святой Христофор, 1470г.
25 Алтарный образ Агилольфа, Антверпен, 1520г. Из бывшей монастырской церкви за хором готического собора Марии ад Градус, снесенной в 19 веке.
26 Баварские витражи. Дарение короля Баварии Людвига I в 1842 году, установленные в 1848 году (изображения слева направо): (а) проповедь Иоанна Крестителя (вверху), Карл Великий, Фридрих Барбаросса, св. царица Елена и царь Кон¬стантин (внизу); (Ь) Поклонение пастухов и Царей-Волхвов (вверху), пророки Исайя, Иеремия, Езекииль и Даниил (внизу); (с) Снятие с креста (вверху), четыре евангелиста (внизу); (d) Сошествие св. Духа (вверху), четверо Отцов церкви (внизу); (е) Побиение камнями мч. св. Стефана (вверху), избранные святые (внизу).