Субботние монстры. Каркаладил

Jan 15, 2011 21:57

Каркаладил - некое фантастическое существо неясного происхождения, неодно­кратно изображавшееся на русских лубочных картинках.
"В лето 7090 изыдоша коркодилы лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужосашася людие и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иних избиша."
Псковская летопись 1582 года

Долго искал про этих ( Read more... )

субботние монстры

Leave a comment

Comments 39

witchvail January 15 2011, 19:06:43 UTC
zabzamok January 15 2011, 19:19:52 UTC
Их видели в Пскове

Reply


womanplague January 15 2011, 19:12:43 UTC
Вот, у Вербицкого про них: http://lj.rossia.org/users/tiphareth/840957.html

Reply

zabzamok January 15 2011, 19:22:57 UTC
Нет, это действительно КРОКОДИЛ. А то что на лубках это Каркаладил. Существа разные.
"Коркодилус - средневековое название крокодила и любого другого чудовища, от оного вывелось слово "кокатрис"

Reply

womanplague January 15 2011, 19:30:01 UTC
Как я поняла, каркаладил тоже живёт в воде, ест людей. Ещё на спине у него гребень. А ещё он бабу Ягу ездил мочить:) Видимо, из-за конкуренции.

Reply

zabzamok January 15 2011, 19:32:29 UTC
Нет. совсем нет. Это БАБА ЯГА едет с ним сражаться. "Путь затвориши"- закрыли дорого, то есть сушу. Опять же климат.

Reply


michletistka January 15 2011, 19:15:38 UTC
Крокодил-крокодил. Просто так нарисовали! :)

Reply

zabzamok January 15 2011, 19:19:29 UTC
Крокодилы в Пскове? Да Бог с вами! Отродясь во Псковских водах крокодилов не было.

Reply

michletistka January 15 2011, 19:29:17 UTC
Были. Но повывелись! :)
Я как-то в ночном клубе зашла в туалет, выхожу, а мне все в голос говорят: "А мы сейчас крокодила видели"! Я не поверила, думала разыгрывают. Оказалось, правда, кто-то заехал с крокодилом, но пока я отсутствовала, уже ушел.
Так что крокодилы - они такие. Никогда нельзя быть уверенным, что их нет!

Reply

zabzamok January 15 2011, 19:30:56 UTC
В ночном клубе еще не то привидится. А в те года в Пскове с клубами было как то не очень. Поэтому и крокодилов не видели.

Reply


shadow_of_raven January 15 2011, 19:25:00 UTC
Юрич, я только одних "крокодилов" знаю - северных. Это непонятные животные, предположительно огромные щуки или же иные рыбы, которые жрали людей и крупный скот. Упоминание встречается повсеместно по всей Сибири. Но чтобы в Пскове... прямо таки драконы какие-то!

Баба-Яга тоже здесь странная. Ни лесная ведьма-людоедка, ни хозяйка врат в иной мир, а южнославянская - могучая воительница.

Reply

zabzamok January 15 2011, 19:29:43 UTC
Вот а я про что? И если же делали лубки то тема была востребованная народом, чтобы ее на стены вешать. Это как сиськи Волочковой. Сегодня на стене весят, а завтра исследователям голову ломать.

Reply

shadow_of_raven January 15 2011, 20:14:57 UTC
Ну и теперь очень научное исследование про очень несерьезный лубочный образ коркордила:
"Богданов К. О крокодилах в России
… Русский средневековый грамотей не слишком хорошо представлял, что такое крокодил, но он знал, что это нечто страшное. По описанию внешнего облика это существо напоминало легендарно-фольклорных змеев, драконов и соответственно связывалось с пугающими образами дохристианского и/ или антихристианского мира. В. В. Иванов и В. Н. Топоров утверждали в свое время, что славянские производные с корнем -kark связаны с т.н. основным мифом - борьбой Громовержца со Змеем (или Драконом).

… Более существенным представляется замечание А. В. Юдина, отметившего, что в ряду имен лихорадок в русских заговорах встречается имя «коркодия» (рукопись XIX века из Костромы) и напомнившего в этой связи о литовском karkas - слове, обозначающем дракона, чудовище."

Reply

zabzamok January 15 2011, 20:28:29 UTC
Спасибо Илья. Откуда выкопал информацию?

Reply


rbcf January 15 2011, 19:31:24 UTC
Да всё просто, "новые русские" и в те времена бывали. Вот кто-то из них привёз во Псков крокодила, потом хозяина грохнули на разборке, а животинку наследники в реку выкинули, что б не мешала наследство делить :)

Reply

zabzamok January 15 2011, 19:33:42 UTC
Ну вот я думал: когда такая версия появится? Не дожил бы крокодил до пскова. Кроме того согласно летописи их было много. Еще варианты?

Reply

ran_del January 16 2011, 12:04:36 UTC
Слушай, я дурак, потому что не помню - в шутку или всерьез это утверждалось, - но читал что-то вроде того, что купцы вполне могли завезти «диковину» (и даже какой-то там примерный маршрут предлагался, с терпимым сроком), а потом упустить. И плюс якобы это было время локального климатического максимума, так что в летний сезон крокодилы вполне в реке могли бы и потусовать.
Остается необъясненным, как можно было упустить столь редкую и ценную диковину. Зато вот про «много» проблем нет - мы же знаем, что больше одного - уже много, особенно когда оно большое, страшное и незнакомое. :-)))

Reply


Leave a comment

Up