А дальше что?
Понятия не имею. Сварганил себе резюме, читаю объявления, учу Part 135 на всякий случай. Вот, во Вторник в Лас-Вегас сгоняю на предмет выкидываний парашютистов. Но это не слишком серьёзно. Так, поглазеть...
(Из комментариев к предыдущей заметке)
За время моего отсутствия в ЖЖ:
Школка так снова и не открылась.
Самолёт с убирающимися колёсами разбили...
Устроился пилотом на неполный рабочий день без отрыва от производства.
А дело было так...
В принципе, да, найти первую работу всегда тяжело. Особенно в авиации. Готовые Капитаны с 10000 часов на всех известных типах нужны всем, а возиться с новичками никто не хочет. Поэтому большая часть новоиспечённых «коммерческих» пилотов ищет работу долго и тяжело, и работа эта далеко не всегда такая, как думают многие, не знакомые с ситуацией. Даже если ты «новоиспечённый», потенциальный работодатель хочет видеть у тебя в «резюме» «коммерческое свидетельство», «полёты по приборам», «многомоторный самолёт», «свидетельство инструктора» и какой-то налёт. Поэтому очень многие начинают карьеру, работая в качестве инструктора за еду. Те, кому особенно везёт, со временем становятся инструкторами на двухмоторных самолётах. У таких потом больше шансов. Меня этот путь совсем не устраивал по двум основным причинам: 1) Тратить средства на ещё одну лицензию мне совсем не хотелось и 2) школка закрылась, а вторая школка уже переругалась со всеми в аэропорту и не берёт никого из местных (да и местные уже сами оттуда бегут во все стороны). Следовательно - работать негде. «Многомоторность» меня тоже не шибко манила. Получить-то её относительно легко и не так дорого, но все ведь просят не менее 200-т часов на «многомоторном». А где их взять? Инструктором? См. п. 1.
Значит, оставался только один вариант - в качестве эксперимента найти работу на «самолёте сухопутном, однодвигательном». Узнать, возможно-ли такое в принципе? А то все говорят: «Недостаток пилотов!», а на деле-то как? Отвёл на «эксперимент» год. Совсем уходить с основной работы не предполагалось. Рассматривалась возможность длительного (6 - 12 месяцев) отпуска. Вроде, даже предварительное согласие начальства было. Успехом эксперимента постановил считать оплачиваемую работу пилотом не менее 6 месяцев. «Плюсом» в моём случае был относительно большой налёт, «минусами» - «одномоторность» и отсутствие «инструкторского». «Сварганил» резюме, выложил на какой-то авиационно-карьерный сайт... Послал в пять мест по объявлениям...
Позвонили на второй день... Из трёх мест! 3 из 5-и положительных откликов... На «программистские» резюме мне так не отвечали! Там отличным результатом считалось 1 из 100!
Первым позвонил шеф-пилот из какой-то мелкотранспортной конторы в Техасе. Им надо было 6 месяцев 5 ночей в неделю чего-то возить из Вашингтона Ди Си в Нью-Йорк и обратно. Не знаю чего возить, но на одномоторной «Бонанзе». Расписание примерно такое: в 10 или 11 вечера прибытие на аэродром, погрузка, то, сё, в 1 - 2 ночи на Лонг-Айленде, разгрузка, погрузка, назад... К 5-и утра дома. Платят более-менее прилично (для первой работы в авиации). Контракт на 6 месяцев. 6 месяцев меня как раз устраивало... После я прочитал правила и понял, через 6 месяцев им надо было меня повторно планово тренировать... Легче нового взять и тренировать один раз... Тогда номер не прошёл: запасной самолёт (на случай плохой погоды) у них был двухмоторный, а у меня, как Вы помните, нужной бумажки нету. Двух пилотов держать...
Одновременно пришло письмо из Лас-Вегаса из парашютной конторы. После недолгой переписки на тему «ты кто и почему тебе это надо» пригласили на собеседование. Я прекрасно понимал, что работать я там не буду, ибо от дома далеко и на эти деньги прожить нету абсолютно никаких вариантов. Даже если поставить палатку под крылом самолёта и питаться только хлебом и водой. Но было очень интересно ради опыта побывать на собеседовании. Взял самолёт, полетел...
Они сильно корчили из себя «серьёзных», попросили быть в business casual, дресс-код у них, видите-ли»! Не лететь-же в «приличном», переодевался по прилёту в туалете... Немного поговорили с хозяином, потом он говорит: «- Полети, посмотри что и как». Посадили меня рядом с пилотом в турбовинтовой самолёт PAC-750, по моему... При запуске двигателя почему-то электричество вырубилось совсем. Пилот ничего не понял... Я тем более, я же совсем в первый раз на таком. Потом опять появилось. Слетали четыре раза. Я по рассказам бывалых был готов к резким снижениям, сидел с видом «и не такое бывало»... Через четыре раза клиенты кончились, заглушили мотор. Потом капот открыли - провод какой-то вывалился... Оказалось, пилот батарею не подключил перед запуском, а запускал от внешнего генератора. Вот электричество и того, пока он генератор в самолёте не включил. Хозяин это увидел - у них с пилотом скандал начался. Тут ещё один пилот подбежал: «- Так, пока они там морды бьют, покажи как на 206-й Цессне летать умеешь. Сначала на 206-ю поставят...» Я только на 182-й летал, но, не важно. 6-и местная 182-я только и всего. Спросил как мотор на ней запускать, а дальше всё просто. Взлетел, пару виражей сделал, как просили, «с испугу» даже сел хорошо. Пилоту всё понравилось. Только приехали, подбегает хозяин и даже не спрашивая: «- Всё! Не подходишь! Главный пилот не доволен! Проваливай! И Английский плохой!..» Я знаю почему пилот был недоволен: я был свидетелем его позора и не сказал ему что у него батарея не подключена. Банально обиделся! Ну, проваливай, так проваливай. Даже лучше. Не нужно потом врать почему ну никак не могу у них работать. Но турбопроп мне понравился! Очень понравился! Запал в душу, можно сказать.
Через несколько месяцев я увидел объявление, что хозяин ищет нового Главного Пилота. Не исключено что неподключения батарей приняли затяжной и хронический характер.
Третьими были какие-то покатушники из Page, AZ. Это самый Восток Большого Каньона, Lake Powel, Monument Valley там не далеко. Красивейшие места! Искали пилота катать туристов на сезон. Самолёт - вся та-же Cessna 206. С ними как-то долго и вязко шли переговоры. Наконец он меня спросил: «- А инструкторское есть? А то у нас тут ещё и школа есть, так если туристов нет...» «- Нет», говорю. «-А получить быстренько можешь?» Бесперспективно... И, опять-же, 8 месяцев «вдали от дома». Чего ради?
Был ещё разговор с суб-подрядчиками FedEx-a из Онтарио (район Лос-Анжелеса). Преимуществом был тип самолёта - турбовинтовой «Caravan». В принципе, это близко от дома. Некоторые минусы - обязательство проработать не менее года и зарплата на которую этот год надо умудриться прожить... Но там дальше одного разговора дело на пошло. Не знаю по каким причинам.
Где-то ближе к Рождеству случайно увидел объявления в Ломпоке и в Камарилло. Бросать парашютистов. Это близко - Ломпок - 40 миль на Запад, Камарилло - 40 на Восток. После Лас-Вегаса «опыт уже есть»! Из Камарилло пришло дежурное «надо будет - перезвоним», из Ломпока написали чего-то типа: «Сейчас уже нашли, но он будет только до Июня. Отличной идеей будет, если ты заедешь, когда сможешь, сказать «Привет». Мы открыты всегда кроме Вторников». Отчего-ж «привет»-то не сказать?
Как раз под Рождество и приехал. То, сё... «- Ты русский?» «- Да» «-А, у меня был русский, хороший мужик...». Ну, я ему там сказал честно, что меня больше всего работа по выходным устроит, что я местный, всё тут знаю, диспетчеры меня тоже знают, в авиакомпании особенно не стремлюсь... Самолёт у него «Caravan», турбопроп, так я на нём как раз и хочу... «-Да, говорит, тюнинговый у меня Caravan, со сверх-мощным мотором. Быстрейший в индустрии!» «-Вот», - говорит, «как хорошо что сам приехал, а то из резюме никогда ничего не ясно... Этот пилот у меня до Июня, в Мае я тебе позвоню. Пока книжки читай!» Дал ссылки на инструкцию к этому самому тюниговому варианту...
Но до Мая ещё далеко... Книжки читаю, конечно...
Тут опять проявился мужик из мелкотранспортной конторы в Техасе. Сам позвонил. «- А вот 6 месяцев из Оклахомы в Остин летать? 5 ночей в неделю? Там погода будет ничего, двухмоторный не нужен! Приезжай на переобучение через неделю. Сможешь?». «- Ok. Поговорю на работе по поводу длительного отпуска...» «Приезжай на тренировки» это уже серьёзно. Не обязательно по результатам тренировок тебя возьмут, но считают настолько перспективным, что готовы потратить на тебя какие-то деньги... Но из разговоров на работе я понял, что сейчас они не очень хотят моей длительной отлучки... Отказался.
Примерно в это-же время опять всплыли «покатушники» из Page. Понятно, Весна. Начинается сезон, туристов будет много и можно обойтись без «инструкторского». Опять какие-то «вязкие» переговоры из серии «да и нет не говорим даже под страхом смертной казни». В принципе, я уже знал что с работы меня не отпускают, поэтому задал простой вопрос: «- Так мне завтра увольняться и приезжать к Вам?» Исчезли навсегда...
И ещё был какой-то мужик с Аляски. Аляска это, конечно, интересно. Аляска - «кузница кадров»... Но... Звали куда-то за Полярный Круг, куда Макар телят не гонял, возить эскимосов со стойбищ по врачам. Ну и обратно, если эскимосы захотят обратно на стойбища. За лежачими, экстренно, они большой самолёт посылают, а если эскимос ходячий и осмотр плановый, или прививка какая-нибудь, то можно и на маленьком типа Cessna-172... Но клятвенно обещали на что-нибудь большее пересадить через непродолжительное время. Обещали общежитие... Очень хотели что-бы я на два года к ним приехал. Тоже серьёзное предложение, готовы были начать тренировки, несмотря на мой возраст... Этот мужик спросил мой возраст... Это не особо принято, но в авиации люди простые... Настоящий человечище! Наверное, с ним приятно было-бы работать! Он, конечно, замялся услышав ответ, но только самую малость. И предложил приехать на обучение. Я ему помог. Я сказал речь типа: «Я не стремлюсь делать карьеру в авиации и не хочу занимать место молодых, для которых два года на Аляске будут отличным стартом головокружительной и блестящей карьеры! Молодым везде у нас дорога!» Я услышал как он с облегчением выдохнул...
Тут уже приближался Май, и оставались только парашютисты в Ломпоке. Книги были прочитаны. В конце Апреля я о себе напомнил. Ответ был примерно таким: «Тот сбежал досрочно, я сейчас тренирую ещё двух, но мне нужны будут ещё... Я буду брать только на неполный рабочий день, а то постоянные учатся и сбегают в авиакомпании, а мне потом много месяцев летать самому!... Позвоню в Июне...» Ну, в Июне, так в Июне, делать нечего. Буквально через пару дней, в самом начале Мая вдруг письмо: «я тех двоих выгнал, летать не умеют, приезжай, тебя попробуем».
А дальше было так. В первый раз он посадил меня в этот свой Караван на правое сиденье наблюдать. Слева сидел пилот, тоже на «неполный рабочий день», как потом оказалось - лауреат премии Грэмми. С ним полетали немножко. Я всё думал как на этом аппарате приземляться? В мелких-то самолётах как в легковушке, земля близко, а тут как в КАМАЗе, высоко! Мама-дорогая, думаю, когда-ж его выравнивать-то? Так ведь можно и в землю со всего маху! В следующий раз был уже сам начальник-шеф-пилот. Я опять справа... Поехали взлетать... А всё с парашютистами на борту, «в производственных условиях»... Тут он говорит: «- Взлететь сможешь?» «- Да, без проблем...» Я ведь запомнил с прошлого раза как взлетать... Взлетел. Лечу. Он подсказывает куда и как рулить что-бы в «точку сброса» выйти... Сбросили... «-А сесть сможешь?». «- Да, подстрахуй только, первый раз...» Как-то само «сообразилось» когда тянуть надо что-б сесть. Не ахти сел, конечно, не блестяще, но приемлемо. Всех специфических особенностей Каравана я тогда ещё просто не знал... Мужик хмыкнул. 21 Июня закончил тренировки и заработал первый доллар как пилот...
Так и летаю по выходным. Бросаю парашютистов. Машина-зверь! Я её называю «шайтан-арба» или «джихад-такси». Типа, в одну сторону вожу, обратно они сами...
Что сказать про результат «эксперимента»? Я сам несказанно удивлён! В результате я работаю пилотом на однодвигательном турбовинтовом сухопутном самолёте. На таком самолёте за свои полетать - только если ты Траволта или ещё какой лауреат Грэми, Оскара или чего подобного. Работа рядом с домом, преимущественно по выходным, основной работе не мешает. Никаких ночных смен, командировок и прочей «романтики неба». И всё с «голым» базовым «коммерческим». И, помимо этого, ещё два абсолютно реальных предложения, которые, при других обстоятельствах, можно было-бы и принять... Деньги, конечно, смешные, прожить на них категорически не получится. Но всё-ж какая-никакая «прибавка к пенсии». Да и худо-бедно своё «коммерческое» я с 21 Июня уже «отбил».
Теперь, при случае, можно будет и в FedEx попробовать. Они на Караванах много летают, «а опыт уже есть». Но это будет уже другая история...