На аэродроме иногда происходят очень интересные встречи. Можно повстречаться с очень занятными людьми... Вот и в тот раз получаю сообщение: На ежемесячном собрании местного отделения EAA будет выступать профессор чёрной магии авиамоделист с сеансом разоблачения показом радиоуправляемой модели... ЕАА это вообще-то Ассоциация Экспериментальной Авиации - "самодельщики" проще говоря. Но не только самодельщики. Некоторые члены местной "самодельной авиагруппы" рассекают на личных бизнес-джетах на 50 человек... Может, конечно, сами построили, но вряд-ли... Я тоже далеко не "самоделкин", хоть и член ЕАА. Да и в местой ячейке не состою. Но письма приходят время от времени.
Ладно, прихожу смотреть на модель.
Мама дорогая! Сначала показалось что они просто какой-то маленький, но настоящий самолёт в помещение затащили. Но нет - модель.
"de Havilland Mosquito" - был такой Английский лёгко-скоростной бомбардировщик во время Второй Мировой войны. В масштабе 1 к 5-и. 1 к 5-и что значит? У настоящего размах крыльев был где-то метров 16-17 если память не изменяет. Вот и у этого больше 3-х метров... Моделька... Да на ней пахать летать можно!..
Большое количество мелких деталей снимается при перевозке. Тут на снимке видно как автор и пилот модели ввинчивает на место "пулемёты"...
Как позже выяснилось - автор, моделист старой закалки. Поэтому никаких там новомодных электродвигателей. На модели установлены два бензиновых двигателя мощностью... Не помню я мощности, чуть поменьше "мопеда" каждый...
Пропеллеров тоже два комплекта, один для наземной "стэндовой" демонстрации, как были на настоящем "Москито" трехлопастные и в масштабе. Второй комплект для полётов - меньше по диаметру, двухлопастные и наиболее выгодные с точки зрения аэродинамики модели. К сожалению, геометрическое подобие не всегда означает подобия аэродинамического, так что для успешного полёта модели винты приходится менять...
А вот фигуры пилотов менять не надо! Два суровых великобританских мужика!
Степень детализации поражает.
Колёса, кстати, убирающиеся, как и на прототипе. И, прошу заметить, приводяться в действие не электрическим моторчиком а сжатым воздухом! Внутри фюзеляжа установлен баллон со сжатым воздухом. От него убираются и выпускаются колёса. Баллончика хватает примерно на 10 циклов выпуска-уборки.
Наконец все мелкие детали установлены и модель выставлена на всеобщее обозрение. Авиаторы с неподдельным интересом знакомятся с "экспонатом"...
Автор (тот что с пультом в руках) даёт пояснения...
Об авторе: Его зовут Tom Wolf. Он живет в нашем городке. Занимается радиоуправляемыми моделями с 1965 года. В 2013-м с этой вот своей моделью "Москито" выиграл 2013 U.S. Scale Masters Championship. Причем получил статус абсолютного чемпиона (Grand Champion) что позволит ему в будущем участвовать в финальных соревнованиях без предварительного отбора. Как я понял из обяснений "U.S. Scale Masters" это какая-то местная лига для Америки и Канады. Правила у них слегка отличаются от правил FAI но тоже включают стэндовую оценку и оценки за полётные демонстрации. В некоторых категориях допускаются модели собранные из покупных наборов или купленные уже собранными. Но, конечно, абсолютным чемпионом можно стать если только выступаешь с моделью изготовленной собственными руками от начала и до конца. Модель должна быть не в общем моделью самолёта какого-то типа а моделью конкретного самолёта. Моделист должен предоставить жюри достоверные материалы, чертежи, фотографии и пр. что-бы доказать общий вид и окраску самолёта-прототипа. Судейская бригада смотрит на фотографии и на модель - с 10 метров и с двух. Что-б оценить общее впечатление от пропорций и степень проработки деталей закёпок и прочего.
Потом демонстрация в полёте. Оценки ставяться только за демонстрации тех действий, которые делал самолёт-прототип. Ну, к примеру "мёртвую петлю" на тяжелом бомбардировщике не засчитают. И ещё оценивают общее впечатление схожести с прототипом. Типа если здоровый пассажирский самолёт взвивается ввысь мухой - это не хорошо... Поэтому Том и сказал, что двухмоторный самолёт - тактически лучше. Два работающих мотора уже само по себе "демонстрация" за которую дают очки. Демонстраций-то 10 должно быть. Два мотора работают - уже 9 "демонстраций" осталось... И про "правдоподобие"... Он сказал что до того у него был тот-же "Москито" но в масштабе 1:10. И никак первого места он взять не мог. Потом ему подсказали, что дело в "правдоподобности". Маленькая модель не выглядела самолётом... Пришлось делать 1:5. Всего-то 3000 часов работы - и приз взят! Но Том уже на пенсии...
Для демонстраций самолёт поставили на подпорки...
Радиоуправление позволяет: Управлять рулём высоты, рулём направления и элеронами, управлять оборотами двигателей, убирать и выпускать закрылки, убирать и выпускать колёса, управлять тормозами колёс, открывать и закрывать бомболюк, сбрасывать бомбы, по-моему - зажигать фары и бортовые огни, но тут я точно не помню.
Потом Том прочёл небольшую лекцию про свой жизненный путь в авиамоделизме. Рассказал как менялись системы радиоуправления с 1965-го года, когда он начал, и до сего дня. От радио-ламп до микропроцессоров и Wi-Fi... Сказал что раньше-то не каждый мог построить такую модель и, главное, научиться ею управлять. А теперь - купил "дрона" в магазине, подвесил камеру и вперёд... А он далеко летит... Там и автопилот, и система стабилизации, и вцё что угодно, и управлять им легко, а можно просто маршрут в автопилот заложить... А такая хрень, в пару кило весом, влетит через лобовое стекло в Цессну какую-нибудь... В общем, намечается проблема...
И тут как раз кто-то стал дронов в комнате запускать. Один маленький за $40, другой большой, но за $60. За $60 с камерой... На следующий день картинку в сети нашёл. Вот тот, папочку в руках около модели изучает - это я...
Прогресс...