Летчег не всегда возит по небу прекрасных дам. Он ещё иногда и учится. Оно и понятно: тем кто не учится, не разрешают возить прекрасных дам. Поэтому любой уважающий себя летчег время от времени учится. Иногда он учиться самостоятельно, иногда идет на тренажер а иногда сажает рядом инструктора и заставляет рассказывать и показывать что-нибудь. Ну или по крайней мере следить, контролировать и говорить потом что хорошо и что плохо. Вот прямо как на этой картинке:
Слева Летчег а справа - Старший Препод. И сразу ясно что никакие это ни покатушки прекрасных дам а самая-что ни на есть учёба... Вон, Старший Препод даже фирменную футболку "школки" напялил. Значит точно - учит чему-нибудь!..
А иногда в "школке" собирается большое количество летчегов со всей округи и устраиваются "большие манёвры".
Это происходит так: в каждый самолёт набивается по инструктору и по два-три летчега (сколько самолёт поднимет) и летят куда-нибудь тренироваться на заданную тему. По пути меняются местами. В начале Августа в долине за горами стояла очень жаркая погода поэтому тема напрашивалась сама собой - взлёт с небольших аэродромов в условиях высокой температуры. Заодно и полёты над горами потренировать при случае. В наших краях полезно. Я ещё дополнительно решил потренироваться на Цессне-182. У меня на ней часов совсем немного. Лишний раз не повредит.
Сперва меня, правда, в багажник засунули на заднее сиденье посадили. А самолёт вела жена Старшего Препода... Ну хоть была возможность поглядеть по сторонам и поснимать.
Озеро Святой Маргариты с воздуха...
Жена Саршого дорулила только до "Дубровки" и совершила там мягкую посадку. Там здоровый аэропорт но туда практически никто не летает. Башни там уже давно нет а пару лет назад закрыли и ресторан. А говорят - хороший был. Правда, я слышал, что они просто переехали в город и если им позвонить с аэродрома, то они пришлют машину а после обеда отвезут обратно. И всё бесплатно. Не знаю, не пробовал.
В "Дубровке" за руль посадили меня. Снимала "хрупкая девушка" (по-моему это дочь Старшого, но не уверен. Если так, то просто в семейном экипаже летал!)
Полетели почти строго на Восток. До следующего аэродрома всего миль 30, наверное, так что высоко подниматься не было смысла. 3500, чуть выше холмов - вполне достаточно. Чем дальше от Океана, тем желтее пейзажи.
Тут явно что-то выращивают, но что не скажу - не знаю! Кое где, кстати, попадаются грунтовые полосы. С них иногда летают самолёты, которые обрабатывают посевы всякой химией. Тут такие самолёты называют Crop-duster. Но мы не видели ни одного. Не сезон, наверное.
Совсем жёлтое всё! И, главное, крыло сверху тоже кажется жёлтым! Два преимущества у верхнего крыла: вниз всё хорошо видно и если крыло белое и свежевымытое, то в нем земля красиво отражается! :)
Постепенно необработанные земли начинают чередоваться с возделанными полями. Начинается Долина Сан-Хуакин (San Joaquin Valley). Географически это южная часть Центральной Долины Калифорнии. Считается, что она начинается от города Фресно на Севере и тянется до города Бакерсфилд. А южнее Бакерсфилда она благополучно заканчивается, упираеясь в горы Техачапи. (Я как-то раньше уже описывал полёт в Техачапи в заметке "Хлеб, Золото, Наган!"). Здесь очень жарко и очень скучно. Здесь качают нефть и занимаются сельским хозяйством! И ещё здесь сидят в тюрьмах... Калифорния здесь и Калифорния вдоль Океана - это две разные Калифорнии. Попадёте сюда - не удивляйтесь, вас предупреждали :)
Вот, "агрофирма" какая-то... "Заря"? Или "Рассвет"?. А может, "Санчо-Панса интернэйшнл лимитед"... Хотя нет, это я точно знаю как называется - "Парамаунт"! (Не путать с киностудией! Киностудия в "другой Калифорнии") Откуда знаю? Видите у них полоса есть для самолётов? На карте обозначена! Помечена как прайват, без разрешения садиться нельзя. Наверное поля опрыскивают. Хотя с такой полосы и какой-нибудь небольшой бизнес-джет взлетать может...
Однако, нам надо искать нас аэродром. Он называется "Lost Hills" - Потерянные холмы. Это даже не аэродром а просто узкая полоса с небольшой стоянкой на пару самолётов. Не знаю как они потеряли холмы, но аэродром-то точно потерялся в степи между нефтекачалок, дороги номер 5 и Калифорнийского Аквидука. Я решил усложнить себе задачу и вырубил GPS. Решил найти аэродром так. С GPSом-то каждый может. Представим, что мы на заре авиации...
Нашёл... Никуда он не делся... К сожалению фоток нету, по-моему все в самолёте усиленно высматривали аэродром, про фотоаппарат забыли... Полоса не то что-бы короткая - узкая очень. Требует немножко внимания...
На стоянке.
Красив всё-таки аппарат! Это Цессна-182P 1973, по-моему, года. Но недавно покрашен и двигатель почти новый. 230 лошадиных сил. И по ощущениям все 230 пока в наличии. И пропеллер новый. Обивка внутри пошарпана немного... По слухам будут менять постепенно... В обозримом будущем (в этой пятилетке :) ) обещают автопилот, второй GPS и транспондер с траффиком и дата-линком. Но и с той авионикой что есть - летай не хочу! Машина-зверь!
Желающих сесть за руль почему-то не нашлось... Так что взлетал я. Термометр показывал 43 градуса по Цельсию. Догадайтесь, плюс или минус? Правильно... Но, собственно, за этим мы сюда и прилетели... Тут ведь какая штука: чем температура воздуха выше, тем плотность его меньше. И получаеся так, что, например, аэродром расположен на высоте 300 футов над уровнем моря, а плотность воздуха такая, как если-бы он был на высоте, скажем, 3000 футов! А у самолёта ведь крыля опираются об воздух, пропеллер отталкивается от воздуха, мотору нужен воздух... И если мы забираемся высоко и плотность воздуха становиться меньше то и крылья хуже опираются и пропеллер хуже отталкивается и мотор мощность теряет. Летит, короче, самолёт хуже. И разбегается дольше.
По расчётам всё выходило. Я ещё до полёта по прогнозу погоды всё посчитал для даже более худшего случая: максимальный вес, большая температура и меньшее атмосферное давление. Полосы хватало даже с приличным запасом. Но всё равно, для надёжности, взлетал как с короткой полосы: закрылки поставил на 10 градусов, зажал тормоза, полный газ, максимальные обороты, поехали!!! Почти как по инструкции - чуть больше половины полосы ехали.
Закрылки убраны, под крылом плантации полей, летим на следующий аэродром...
Там миль 20 или 25 было всего. 10 минут! Только на 2500 поднялись...
Уже и спускаться надо. Этот аэродром легче найти оказалось. К нему аквидук ведёт, так что если по аквидуку лететь, то и попадёшь прямиком куда надо! Вот он! Тот был "Потерянный холм", этот "Лосиный холм".
Как говориться: "Где аэродром, где Кура, слушай!"
Тут я прикидываю в уме как туда садиться.
Аэродром. Полоса по-моему 900 х 15 метров. Здесь считается маленьким. "Короткая полоса". В России посмеются, наверное, там с 400 метров летают. Респект и уважуха, конечно, но у нас других нету. Мы-бы рады... В Россию поехать на тренировку разве-что.
В правом углу стоянки (тёмно серый прямоугольник ниже полосы) белая точка. Единственная постройка на аэродроме - туалет! И ведь приезжает чистить кто-то! Я было сказал, что чего там останавливаться, коснёмся, по газам и дальше, но народ запротестовал: "раз прилетели, надо-же проинспектировать чистоту помещения!..." Ну ладно, заруливаем...
Я как эту стоянку увидел! Мама дорогая! Про полосу ничего не скажу - хорошая, даже разметка местами пока сохранилась, но стоянка... Будто кто отбойниками месяц орудовал! Куски асфальта старого везде валяются, гравий. Того и гляди в пропеллер чего прилетит. А пропеллер новый - муха не сидел. Его уже пару месяцев назад поломали в более невинной ситуации. Теперь совсем новый... Заглушил мотор от греха, "- так ступайте!" А сам, пока они там инспекцию наводили, руками самолёт на ровное место вытолкал. Вспотел... Зато пропеллер менять не надо. Можно дальше лететь.
Полетели в Тафт. Там уже совсем близко было. Минут, наверное 7 или 8. Но никак не больше 10-и. Фоток почему-то не сохранилось. Видимо ввиду быстротечности процесса. В Тафте полоса более длинная и широкая. Только уклон у нее большой. Больше чем на Каталине. Садится в Тафте положено в гору а взлетать наоборот - под горку. И сбоку от полосы холмик такой неплохой. Написано, что взлетать с левым разворотом надо, но я сомневаюсь: начнешь влево крутить, так недолго прямиком в тот холмик и войти... Тут я такой сдвиг ветра поймал! Ой, мама! Наверное, холмик и виноват. Ветер оттуда откуда-то дул, видимо турбулентность образовалась. Как потянуло вниз! По газам! Вроде, ничего, летит... Убрал чуть-чуть... Опять как ухнет!... "Сигнал сваливания" завопил... От себя! (а земля-то недалеко!) Ещё по газам... Выравниваем... Еле-еле вытянул... Сели, криво, конечно... Но: самолёт цел, все живы. "Старшой" сказал что всё правильно, замечаний нет...
В Тафте хрупкая девушка созрела сесть за руль. Это у нее второй раз всего на 182-й, поэтому небольшой инструктаж в кабине.
Я опять разместился в багажникена заднем сиденье и предался наблюдениям и размышлениям. Не часто ведь на мухобойке пассажиром полетать удаётся. Размышлял я о разных вещах. Например, что степь и холмы внизу выглядят золотыми. Прямо как платье у "Золотой Адели"...
И о том что сейчас, в спокойной обстановке можно попробовать авиационную программу на телефоне...
(Не работает она ни-хрена на моём телефоне! На iPade ничего, а здесь совсем кранты!)
И что краски вокруг просто потрясающие, и золото холмов сочетается с зеленью полей... А где-то вдали идёт дождь... И там, может буть гроза, но мы туда не полетим...
А тут горы по-выше и скалистые. А потому коричневые... А дождь вдали всё идет...
А если посмотреть вверх, то над нами голубое небо и белые облака... И облака кучевые, и если туда залететь, то, наверное, будет трясти. А нас сейчас не трясет...
Тем временем мы уже прилетели. Вот там, справа, виден аэродром. Но мы над горами и, поэтому, слишком высоко.
Тут Старший Препод спросил не против-ли кто-нибудь слегка повеселиться. Все были только за. Тогда Старшой взялся за руль и мы со свистом полетели вниз!
И очень скоро оказались на высоте, вполне пригодной для нормальной посадки. Только уши слегка заложило...
Но тут башня спросила не можем-ли мы совершить "короткий заход", так как на посадку заходит пассажирский самолёт... А на этой Цессне с правого сиденья нельзя выйти в эфир (такая особенность). Поэтому когда мы летели над горами и нам чего-нибудь говорили, Старший Препод говорил хрупкой девушке чего отвечать и та отвечала. Так и тут Препод сказал: "- Соглашайся на всё!"
Вот мы проносимся мимо аэродромной пожарной команды. Это ещё градусов 80 к полосе... Начало полосы видно вон там - в правом верхнем углу... А я вижу клубную Цессну на стоянке!
Влетели на аэродром... Градусов 30 к полосе... Почти над торцом... Метров 15 высота...
На земле... Ничего не скажешь, мастерски... Примерно так А-320 в Ла-Гвардии недавно садился... Довелось пассажиром там лететь.
Ну и, как водится, какие-же манёвры без обеда? Если написано, "Не парковаться", то никто и не будет сюда парковаться. Значит, можно установить палатку и накрыть стол! "Старший Препод" отмечает удачную посадку!
"Разбор полётов". В теньке, культурно и безалкогольно. Посередине в "тельняшке" - хрупкая девушка и есть.
Коллективное фото на память всех (почти) участвовавших, обепечивавших и просто сочувствовавших.
"- Хорошая была охота..." "- Нормальная..."
П.С. Кстати, кому интересно, Летчеги на "манёврах" летали в складчину а Преподы учили бесплатно. За что "школке имени Барона Мюнгхаузена" большое спасибо!