В Воскресенье 10-го, около семи вечера стартовали обратно. Принимали хорошо, улетать жалко, но, что делать - говорят, надо! Вираж, ложимся на курс, набираем высоту...
Под нами зелень виноградников...
Тепло, самолет лезет вверх очень неохотно... А лезть далеко - 9000 футов запросил. Маршрут выбрал не мудурствуя лукаво - "Воздушная дорога V27". 9000 футов. Что удивительно, одобрили. Наверное, только у нас разводящие любят все переиначить... Правда, на 9000 надо ещё залезть, а вот с этим пока не совсем хорошо...
Залив справа по борту - тот самый Bodega Bay и есть. Если фотку увеличить, то, может быть, и гостиницу можно разглядеть.
А это уже Point Reyes - мыс такой, немного к северу от Сан-Франциско. Тоже красивое место.
Тут мы примерно на 7000 футов и я, честно говоря, уже серьёзно подумывал на этом и остановиться. Как-то самолет вверх лететь уже совсем не хотел... Но внезапно стало чуть холоднее, и дело пошло на лад. 9000 мы всё-же набрали...
Как раз к Сан-Франциско!
На этот раз все хорошо видно! Тут и Океан и Залив и мост "Золотые Ворота" и "Остров сокровищ" и сам город и небоскрёбы в центре. В лучах заходящего Солнца всё просматривалось довольно чётко. Фотография не передаёт. Несколько раз пассажирские самолеты недалеко пролетали. Парочка даже довольно крупных.
"Дорога" V27 проходит мимо Сан-Франциско над Океаном но, в основном, близко от берега. Там рядом даже аэродромчик есть на случай чего. "Залив половины Луны" называется. Нам воспользоваться не довелось. Только в одном месте до берегов довольно далеко. Это над заливом Монтеррей. Вот тут как раз мы над ним и летим.
Впереди прямо по курсу мыс торчит - там слева город Монтеррей а справа поселок Кармэль. А направо посмотришь - так вообще нет ничего....
Только вода, небо и закат. Но красиво!..
А налево посмотришь - берег просматривался... Но я все кораблики на воде искал... На всякий случай... Далековат бережок....
Над Монтерреем пролетели с самыми последними на сегодня лучами Солнца...
Крыло красиво подсвечено. Уже откуда-то совсем "из-под горизонта". Вот так вот закат выглядел...
Ну и все. Солнце утонуло - снимать стало невозможно. Луна тоже была в какой-то из последних своих фаз. Или вовсе ее не было... "Дорога" продолжала описывать широкий "зигзуг" над Океаном но нас "спрямили". Сказали лететь прямо на "чайку" - радиомаяк недалеко от дома.
Летим, все хорошо, погода хорошая, огоньки кое-где на земле. Сначала ещё горизонт немного виден был, потом совсем мрак наступил. Но к этому времени мы уже "замкнули кольцо" путешествия около "скалы доктора Морро" а там начались обжитые места. "Луй", "Святая Маша" - огней много, все видно. С приборами тоже сверялся, конечно. В "Луе" на аэродроме все огни зажжены - сияет как Новогодняя елка! Даже "бегущий огонь" к полосе зачем-то включен. "Башня" там уже закрыта давно а фонари горят.
Погоду в доме послушал... "Штиль... 6 миль видимость... Облачность с разрывами... 800 футов... ILS...". 800 футов... "Сколько, сколько??? А без покойника?"
Всё ясно: "Точный прогноз на завтра мы узнаем послезавтра..." По прогнозу облака обещали с 3-х ночи... Ошибочка вышла, бывает... Как там сказано?
"Встретишь волка или гада -
Докладать о том не надо
Ни начальству, ни невесте -
Им нужны благие вести!"
С "докладать"-то можно было и подождать, но вот вечер, натурально, переставал быть томным. Что-то подсказывало, что настало время слегка "пораскинуть мозгами". Штирлиц в свое время, "пораскинув мозгами" догадался, что пуля, попавшая ему в голову, была разрывная... Но это ладно... Значит, в активе имеем: домашний аэродром, знакомый самолет, многократный опыт захода по ILS, недавний опыт захода при нижней кромке 300 футов. 800 футов днем - это вообще "учебные облака". Ночью - на пределе, но тоже ничего, хотя наверняка окажется, что они на самом деле футов 600 - 700... Бензина у нас будет примерно на час двадцать... До "Инны" в худшем случае 20 минут. До "Маши" - 40. В "Инне" и "Маше" ясно, тихо, тепло и сыро но темно и горы рядом. Но есть схемы захода по приборам и туда и сюда... То есть от гор увернёмся даже в полном мраке. Да! Самое главное - самолет взят до Понедельника, спешить некуда! В пассиве - никогда не летал и не заходил ночью в реальных облаках... Ну а тут возьмем да и полетим... да и зайдем... Надо же начинать когда-то... Актив явно перевешивает... Итак, план: делаем заход. Один и только один и без каких-либо нарушений минимумов! Не получилось - уходим, просим что-бы вывели на "чайку" и от "чайки" заходим в "Инну" по радиомаяку. Оттуда вывезет кто-нибудь на машине, а утром приеду, заправлюсь и отгоню самолет... Подпись, печать...
Подготовился, бумажку со схемой на руле закрепил. Чего-то мы все на 9000... Забыли о нас, что-ли? Вежливо намекнул, стали снижать. Два раза поинтересовались знаю-ли я погоду... Подавали мне знаки, наверное... "Есть-ли у Вас план?.." Есть план! Знаю я погоду... 7000... "- Такой-то, снижайтесь до 4000, напрямую к.... ожидайте вектор к посадочному по ILS..." "- 4000, Напрямую к... Ожидаю...". Прошли хребет... Фривэй еще как-то просматривается. Тут, наверное, облаков ещё нет. 4000... Затрясло маленько "Ветер в море дул, ветер в море дул..." С гор. Ночной бриз называется. В стороне аэродрома - тьма с чернотой... И вообще вокруг уже ни зги не видать. Переходим только на приборы. По сторонам больше не смотрим, может повредить здоровью. Указатель курса согласован, давление установлено, приемники настроены, проверены, индикатор к приемнику подключен, обогрев указателя скорости включен, обогрев карбюратора включен, смесь богатая, баки, ремни, процедура в GPS вбита для контроля, минимум - 220 футов. Ничего не забыл? "- Курс 100, сохраняйте 2000 до выхода на посадочный. Заход по ILS разрешён." "- Курс 100..." 3000... Так, стрелка движется к центру, почти в центре, доворачиваем... Сильный ветер тут наверху, однако. Унесло... А говорят, на замле нету... Еще доворот - остановилась и пошла назад. Продолжаем снижаться до 2000 что-бы пересечь глиссаду снизу. Пока мы почти на ней. 2000. Под глиссадой. Немного все равно сносит... Еще пару градусов влево.... Пассажир сидит тихо - молодец! "- Переключайтесь на башню..." "- Башня... на ILS..." "- Полоса 7 посадку разрешаю" "- Разрешили..." Пол-деления под глиссадой, обороты 1900. Чуток триммер подправляем - теперь оно само по глиссаде пойдет как надо! 90 узлов и 500 футов в минуту. Секундомер. Чего-то всё равно сносит вправо маленько... Пол-деления... Ту-тух! По кочкам, по кочкам!.. Влево-вправо-вниз-вверх... Влетели в облака.. "- Такой-то, верхний край..." то-ли доложи, то-ли кто-то уже доложил, теперь доводят. Не понял. "- Не могу доложить.." ("отлезь, гнида") Курс... скорость... курс... вертикальная скорость... высота... стрелки... правее полосы... пару градусов влево.... фиксируем... ждем.... авиагоризонт и указатель поворота? соответствуют... курс... скорость... высота... вертикальная... стрелки.... пошла к центру... ждем... чуток ниже глиссады... чуть оборотов.... вертикальная 450... будем ждать... курс... скорость... высота... авиагоризонт и указатель поворота? соответствуют... морщи лоб и шевели губами... глиссада нормально... обороты чуток долой... вертикальная 500... не дошла до центра... еще чуток влево... фиксируем... ждем... курс... скорость... авиагоризонт... соответствует... Днем и лучше получалось, но все в пределах "Стандартов практического экзамена". Однако, ночью приборы хуже видны... Кто бы мог подумать... Надо учесть на будущее... 900 футов. Краем глаза замечаю внизу какие-то огоньки мелькнули.. Не разобрал что. Или пирс или нефтенасосная станция. Есть тут... Опять ничего не видно... Глиссада... Скорость... Нормально... Курс... Чуть левее... Вправо градус... фиксируем... ждем.... авиагоризонт и указатель поворота? О, опять огоньки появились! Подождем, может снова исчезнут? Нет, не исчезли... Так, а что впереди? Кидаем быстрый взгляд вперед - огоньки, город. Опять на приборы... Стрелка у нас уже на пол-деления слева от центра (вот... успело унести!), полоса должна быть тоже чуть слева... Вперед... А, вижу! Зеленые огни торца и белые подхода. Однако, горят тускло и "бегущего огня" нету! Электричество, что-ли экономят? Курс... скорость... вертикальная скорость... высота... Сидят там двое, один на башне, второй под, героически борются со сном... Свет-бы врубили, может не так героически и бороться-бы пришлось.
Ну да не суть, визуальный контакт установил и ладно, уже можно до 100 футов снижаться. Фару включил. А-а-а-а!!! "Белый ужас во мраке ночи!" Прямо в какое-то заблудшее облачко втемяшились! В свете фары - как в белую стену! И опять нифига не видно.. Что? Уже не снижаемся до 100 футов? Только до двухсот? Я уж было константировал потерю визуального контакта и собрался опять лететь только по приборам, как облачко кончилось. Маленькое оказалось. А дальше все чисто, облака сверху, полоса - вот она, вся видна, до торгового центра не долетели ещё... Красота! Где-то на семистах футах вывалились. Выключил секундомер. "Уноси, детка, не нужен уже больше". Размашистой буквой "S" подправил самолет по центру полосы, за милю сбросил газ, закрылки, еще закрылки, скорость 65, газу, еще чуть-чуть, "ловим" самолет на 60-и узлах. Полоса, "брыньк..бры-ы-ы-ы-н-ь-ь-ь-ь-" "Дамы и господа, наш самолет совершил посадку.... багаж... автобус... к Вашим услугам городское такси..." Неплохо сел. Упражнение "на короткую полосу" на 5 сдал-бы, если-бы на экзамене так. До рулежной дорожки доехать - еще газу поддавать пришлось. Пассажир зашевилился, хлопать в ладоши стал...
Съехал, на башне молчат. Кроссворды, наверное решают. Поздно уже, домой скоро. Забыли. Зная наши вечерние приколы на "руление" даже на стал проситься переключить. Все равно он там один сидит в башне. На всех возможных должностях. "- Мне бы до ангара доехать..." "-Вах! ЕзжАй дАрАгой, кУда хОчеш езжАй, а, слюшай..."
Итог: Но опыт есть! А вообще - хорошо слетали! Есть что вспомнить
.