Метро и я

Dec 16, 2007 20:12

Сколько себя помню, столько езжу на метро. Воспоминания раннего детства - ярче всего, метро еще не было привычной обыденностью.

1979 или 1980 год: сквозь прутья перил разглядываю коричневые крыши новеньких "номерных" поездов на Кольцевой. Тогда они ходили вперемежку с узкодверными старыми поездами с рельефным желтым линкрустом стен и мягкими диванами.



Киевский метромост с поездом серии Д. Фото 1970-80-х гг. Бетонный короб над путями еще не построен.

Турникеты с пятачками, серые автоматы по размену монет и белые - по продаже газет. Лозунг "Превратим Москву в образцовый коммунистический город" на ближайшей к дому (20 минут на автобусе) станции метро "Варшавская". "А как же остальная страна, так и останется социалистической?" - думал тогда я.

До Пушкинской площади, где была мамина работа, ходили от "Маяковской" или "Площади Свердлова" (ныне "Театральная"): "Горьковскую" ("Тверская") построили позже. Мне, 2-3-летнему малышу, этот путь казался тяжелым и длинным - проделывать его приходилось раз или два в неделю, в основном мама работала дома.

Чуть-чуть помню сквер с красивым фонтаном у "Арбатских", снесенный при строительстве белого сундука Минобороны; "Ленинские горы" с немытыми стеклами и наземным эскалатором; красные полоски в нижней части дверей на старых поездах Калужской линии и пустые боковые пути на "Каширской".



4 ноября 1983 года. Первый поезд на станции "Нахимовский проспект".

Годы учебы прошли в ежедневных поездках на метро - школа была в четырех станциях от дома. Открытия нашей Серпуховской линии ждал с трепетом: до сих пор храню вырезки из газет с описанием новых станций. На "Серпуховской" уже нет зеленого экспериментального световода, а на "Южной" забелили голубые полоски на потолке, символизировавшие горные реки с водопадами.
Шестивагонные поезда новой линии были поначалу довольно пустыми: самая большая давка случилась лишь году в 1984-м, когда между "Южной" и "Чертановской" столкнулись два поезда. Влезть в первый пошедший в сторону центра поезд было довольно трудно, но мне это удалось.
Другое запомнившееся ЧП произошло почти сразу же после открытия ветки на Орехово - в районе Царицынских прудов то ли прорвался плывун, то ли просели пути. Линию снова надолго закрыли и все поезда пустили опять на "Каховскую".




Главный раритет в моей коллекции: двуязычный план метро времен Олимпиады-80. Увы, в детстве он мне очень нравился, что катастрофически сказалось на сохранности :(



План метро 1986 года

В конце восьмидесятых, благодаря прогулам школы ареал моих поездок по городу резко расширился. Вскоре не было уже ни одной станции, где бы я не бывал и внизу, и на поверхности. Утилитарная Ждановская линия, ностальгическая Арбатская, прекрасная летом и промерзающая зимой Филевская были частыми помощниками в моих путешествиях. Несмотря на все "лишения и выгоняния" тех лет, никогда больше я не был так счастлив и свободен.



Перестройка: "Куда катится голубой вагон?"

Поездов ныне почти вымершей серии Е тогда было множество. Любимым развлечением было разглядывать тоннель и кабину машиниста сквозь дырочки, процарапанные в закрашенных стеклах кабины. Новые поезда с железными дверями такой возможности уже не давали.



Поезд типа E подъезжает к станции "Кунцевская"



Посадка в поезд на станции "Александровский сад". На заднем плане - новый поезд "Русич". "Ежикам" осталось бегать по Филевке совсем недолго.



Поезд типа Е (или какая-то его модификация) перед распилкой в депо "Измайлово".

В девяностые метро помню чуть хуже - оно перестало быть огромным и неизведанным. Хаотичная торговля у станций, мешочники с тележками и баулами в районе "Спортивной", все более редкие поезда серии Д на Арбатской и Филевской, массовое исчезновение линкрустовых вагонов.

Нравилось ездить по только что открытой и короткой Люблинской ветке: на ней даже в жару было прохладно. Отчетливо помню морозный и солнечный день, когда пустили поезда до Марьино. На открытие приезжали Лужков и Черномырдин. На праздничном митинге было объявлено, что новые станции появятся теперь не скоро. Так и вышло.
На "Братиславскую" в конце 1990-х я ездил ради пейзажей. Станция красивая и какая-то европейская, а наверху снежное поле, редкие новостройки, гзовый факел в Капотне и, иногда, луна.



Станция "Измайловская" и поезда серии Д.



Станция "Измайловская" - чуть ли не единственные в московском метро двери начала 1960-х годов.

В последние годы, как и прежде, иногда катаюсь на метро просто так, для собственного удовольствия и без особенных целей. Только чаще всего езжу уже не один, а с сыном. Долгое время любимой веткой метро у него была Бутовская, но потом под моим влиянием этот список расширился. Я прокатил его на линкрустовом вагоне 3605, показал ему заброшенный вестибюль станции "Первомайская", депо "Красная Пресня", законсервированную "Волоколамскую" и другие культовые объекты московского метро. Теперь ждем открытия ветки на Строгино: будем ездить туда кататься на трамваях.



Подземный ад: советская пресса об ужасах нью-йоркской подземки

Увы, за последние 15 лет темпы возведения новых линий метро оставляли желать лучшего - в отличие от строительного бума на поверхности. Сейчас строятся лишь станции, которые (в большинстве своем) должны были появиться еще в девяностые. В итоге город имеет забитую в мясо Таганско-Краснопреснескую линию, с трудом справляющиеся с нагрузкой переходы на "Библиотеке имени Ленина", "Парке культуры", "Киевской"... Наземный транспорт мало привлекателен из-за пробок. Скоростного трамвая и часто ходящих и удобных городских электричек в ближайшие годы ждать не приходится - они находятся лишь на стадии проектирования.

Впрочем, даже такое метро я все равно люблю - пусть и в силу привычки. Даже эту заметку по большей части я писал в подземке, прислонившись к задней стенке последнего вагона. А на машине ездить - только время терять :)



Ноябрь 1983 года: Серпуховская линия готова



Станция "Южная" (ноябрь 1983 г.): если бы фото было цветным, на потолке были бы видны голубые полоски в нишах, ныне забеленные.



Статья, посвященная пуску "Нахимовского проспекта".



Станция "Пражская" (ноября 1985 г.) накануне открытия.



"Московская станция "Пражская" (6 ноября 1985 года). Памятник космонавтам цел до сих пор, а вот подземная фотогалерея с видами пражского метро уже давно заменена ларьками.



6 ноября 1985 года. На станции "Пражская" в день открытия.
Previous post Next post
Up