Залп Авроры

Nov 07, 2021 09:06


Свою единственную дочь - мою маму - мой дед назвал поэтическим именем Аврора. Впрочем, учитывая то, что он сам и моя бабушка были закоренелыми коммунистами, не исключено, что не последнюю роль тут сыграл и знаменитый крейсер. Так или иначе, ни тогда, ни после других Аврор в России я больше не встречал.

Зато в окружении моих родителей встречались и более уникальные имена. Так вместе с моими родителями учился студент по имени Вилорик (именно так это было зафиксировано в его паспорте). Однажды ещё будучи ребёнком я даже видел его, поскольку встреча бывших выпускников состоялась у нас дома. На слух Вилорик звучит как уменьшительное имя - так и хочется сказать Вилорий. Но это было бы грубой ошибкой, чтобы не сказать - вражескими происками, поскольку Вилорик расшифровывается как Владимир Ильич Ленин освободитель рабочих и крестьян - неужели не понятно?

Значительно позже, уже в перестроечные годы, я знавал женщину по имени Сталина (ударение на 2-м слоге). Дополнительную пикантность придавало то, что она была отпетой диссиденткой. Впрочем, не исключено, что именно имя Сталина отчасти спасало её от многих диссидентских неприятностей. Кроме того, моего учителя математики, царство ему небесное, звали Вилен Михайлович. Происхождение его имени открылось мне лишь тогда, когда меня вместе с другим учеником отправили покупать ему подарок на день рождения. Это было 22 апреля 19... не скажу какого года.

А теперь расскажу историю, поведанную мне моим отцом и связанную с моей мамой, всю свою жизнь проработавшей инженером-расчётчиком в одном из питерских закрытых предприятиях (п/я). Система полувоенная, вход строго по пропускам. Соответственно увидеть её рабочее место мне не довелось. Зато ещё ребёнком часто приходилось слышать фамилии некоторых сотрудников - это когда мама делилась с отцом своими радостями, а чаще обидами на те несправедливости, которых в любом п/я было, пожалуй, больше, чем в любом другом советском учреждении. Одна из таких фамилий - Рудзяк, начальник одного из подразделений. Характер у него был тяжёлый, манера общения - диктаторская. Он не только не терпел возражений, но и весьма грубо обходился со своими подчинёнными.

И вот однажды моя мама, тогда ещё свежая выпускница института, участвовала в одном из технических семинаров, проводимых этим самым Рудзяком. По идее смысл таких мероприятий должен заключаться в поиске оптимальных решений поставленной задачи. При этом в идеальном случае участники семинара могли бы выдвигать любые идеи, даже такие, который на первый взгляд кажутся утопическими. Ведь именно так подчас и возникают уникальные неординарные решения. Иначе вообще нет смысла проводить подобный Brain Storm (впрочем, такую терминологию в п/я не употребляли).

И вот посреди семинара моя мама, ещё не закостеневшая и не успевшая привыкнуть к системе «ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак», встаёт и говорит Рудзяку: «Вот Вы тут всех обрываете на полуслове. Можно я выскажусь, только не прерывайте меня». После этих слов её начальник (сам подчинённый Рудзяка) с ужасом посмотрел на неё и начал медленно сползать со стула. После окончания семинара он отозвал маму в сторонку и сказал, что теперь-то ей не видать ни премии, ни повышения - сама виновата, субординацию надо знать.

Занятное произошло позже. Через пару месяцев Рудзяку принесли на подпись список премируемых сотрудников. Моей мамы в нём не оказалось. Рудзяк просмотрел список и попросил внести в него её фамилию. Чем это можно объяснить? Я вижу 2 варианта:

1. Поощрение новенькой за «отважность».
2. Опасение, что отказ в выплате премии могут посчитать местью и «зажимом критики».

Мне неизвестно, стал ли Рудзяк после этого менее грубо относиться к подчинённым. Но некоторое время спустя, проходя по коридору мимо группы сотрудников из другого отдела, мама услышала сказанное вполголоса: «Вот пошла та самая Аврора, которая дала первый залп по Рудзяку».

Залп Авроры

Previous post Next post
Up