Недавно я поселился в Берне рядом с
Zentrum Paul Klee, построенного по проекту знаменитого итальянского архитектора Renzo Piano - того самого, который «ответственен» за
Центр Помпиду в Париже - и впервые открывшего свои двери публике в июне 2005 года.
Мне очень нравится этот оригинальный проект: три уменьшающиеся в размере слева направо волны как будто вырастают из земли. Да и сами экспозиционные и концертные залы находятся под уровнем земли.
Помимо основной экспозиции, состоящей из произведений самого
Пауля Клее, там регулярно проводятся выставки, семинары, концерты, литературные чтения и прочие культурные мероприятия. Правда, из-за «короны» музей был на несколько месяцев закрыт. Но я всё же успел побывать там «до того» на встрече с немецким писателем Bernhard Schlink, автором романа «Der Vorleser» (в 2009 году
Kate Winslet получила Оскара за лучшую женскую роль в фильме, снятом по этой книге), а после недавнего открытия - на двух выставках: выставка фотографий Annemarie Schwarzenbach и экспозиция работ самого
Пауля Клее.
Вплотную к Центру примыкает кладбище, где и похоронен
Пауль Клее -
его могила (урна с его прахом) находится прямо у входа. Оригинально и то, что некоторые из здешних дорожек / тропинок носят названия его работ.
Иногда здесь можно встретить и
всадников.
Сразу признаюсь - я не поклонник тех художественных направлений, в которых он работал:
конструктивизм,
кубизм,
примитивизм и
сюрреализм. Тем не менее я не упускаю возможности посетить музеи с подобными экспозициями: MOMA в NYC и San Franсisco, пинакотека современности в Мюнхене и др. Видимо, где-то внутри ещё теплится надежда, что когда-нибудь мне что-нибудь всё-таки понравится. Кроме того, представляет интерес уже сама архитектура этих музеев - вспомнить хотя бы музей современного искусства в Бильбао. Похожим образом у меня обстоят дела и с оперой. Я не слишком люблю этот музыкальный жанр, зато с большим интересом хожу на экскурсии во многие оперные залы: Цюрих, Дрезден, Валенсия, Мадрид, Порто.
Оставаясь равнодушным к большинству выставленных работ
Пауля Клее, мне тем не менее нравятся те из них, где есть игра красок. Таких у него множество, например вот эти:
Некоторые из них перекликаются с работами его друга и конкурента
Василия Кандинского, с которым он одновременно поступил и учился в мюнхенской Академии Искусств. Они даже жили в соседних домах. Правда, в отличие от Кандинского, Клее поначалу ещё параллельно активно занимался музыкой (скрипка), что неудивительно, поскольку его отец (немец) и мать (швейцарка) были профессиональными преподавателями музыки. Кстати, родившийся и умерший в Швейцарии Клее был немецким подданным и в 1916 году даже был призван в немецкую армию, хотя на фронт он к счастью так и не попал.
Вскоре после прихода к власти нацистов Клее был в одночасье уволен со своей должности профессора в дюссельдорфской Академии Искусств, а его работы попали под категорию „дегенеративное искусство“ (entartete Kunst). Нацисты даже устроили своего рода передвижную выставку таких работ: Berlin, Leipzig, Düsseldorf и Salzburg, в которую вошли сразу 17 работ Пауля Клее - тоже своего рода "признание". К счастью, они были не уничтожены, а проданы за границу.
В конце того же злосчастного 1933 года Пауль Клее с женой навсегда уехали в Швейцарию, где он уже через несколько месяцев подал заявление на швейцарское гражданство, которое было отклонено, поскольку для этого нужно было прожить в СН не менее пяти лет (и это при том, что его мать - швейцарка). В 1939 году он вновь подал заявление на гражданство. На этот раз дело пошло в производство, несмотря на секретный отрицательный полицейский отчет - якобы работы Пауля Клее являются «оскорблением настоящего искусства и вредят хорошему вкусу». Дело в том, что в те времена приверженцы «современной живописи» рассматривались в СН как «левые», а то и вовсе коммунисты. К несчастью, как раз в этот момент здоровье Пауля Клее резко ухудшилось, и вскоре он скончался от неизлечимой аутоиммунного заболевания, так и не успев получить швейцарский паспорт.