В
музее городской скульптуры в минувшую пятницу открылась выставка работ моей бабушки, Новосельской Нины Николаевны - вся серия из 11 работ "Ленинград в блокаде", основанная на личных переживаниях.
Одна из моих любимых бабушкиных работ - "Дежурная".
К сожалению, я была еще совсем крохой, когда бабушка умерла, так что узнаю о ней только по фотографиям, рисункам и рассказам родителей.
Все свои переживания она красноречиво передавала в разных техниках графики. Эта серия линогравюр по-настоящему отражает всю тяжесть пережитых дней.
На завершающем серию листе "Май 1945 года" не парады, салюты и ликующая толпа, а родной дворик, в котором она и жила в эти годы, из окон домов которого выглядывают женщины, чтобы отмыть окна, ведь никаких опасений больше нет, и можно начинать заново мирную жизнь
Несколько лет назад "5 канал" делал цикл репортажей о родственниках, переживших блокаду, устами наших современников.
Публикую повторно серию про бабушку:
Click to view
Вот такой в кратком изложении от папы была судьба Нины Николаевны:
Родилась в Ленинграде, в семье Николая Марковича и Нины Федоровны Новосельских. Художников в семье не было, тяга к рисованию появилась сама собой и уже в 1936 году рисунки Нины были опубликованы в числе лучших работ юных дарований СССР. Нина часто болела и рисовала в постели. Училась в Средней Художественной школе при Академии художеств, закончить которую не позволила война. Семья не покинула блокадный Ленинград. Все 900 блокадных дней жили в осажденном городе. Нина продолжала учиться в единственном, оставшемся в городе художественном учебном заведении - Таврическом училище, (ныне - училище им. Н.К.Рериха). Училась и работала, каждый день проделывая путь с Кирочной улицы до Военно - пересыльного пункта на Фонтанке 190 (пересечение с Гороховой улицей). Читая оставленные Ниной Николаевной записи, поражаешься, как она смогла преодолеть все лишения, голод, холод, постоянный страх за себя и близких, смерть.
После войны поступила на графический факультет Академии художеств. Поступала три раза, каждый раз сдавая экзамены на одни пятерки, но поскольку она не фронтовик, ее не брали. В Академии познакомилась со своим будущим мужем - Владимиром Ивановичем Сердюковым. В 1952 году родился сын - Николай.
Окончив Академию с отличием, Нина Николаевна большую серию графических листов посвятила пережитой блокаде Ленинграда. Серия получила первую премию на конкурсе молодых ленинградских художников, имела хорошую прессу, несколько листов из нее закупил Русский музей. Однако, судьба приготовила Нине Николаевне страшный сюрприз. В 1961 году художницу, ожидавшую на стоянке такси, сбила «Победа».
Последствия этой катастрофы сильно повлияли на дальнейшую жизнь Нины Николаевны, хотя она упорно и плодотворно работала почти до самой смерти в 1987 году от онкологического заболевания.
В 1962 - 63 годах была создана серия графических листов «Женщины нашего города», посвященная ее современницам. В 1965 -67 годах листы, посвященные роли женщины в Великой отечественной войне. Выразительнейший лист «Матери - сестры» предвосхитил известную картину Моисеенко. Листы «На защите любимого города», «На Пискаревке», «Мальчишки России» незаслуженно забыты. В 1967 - 69 годах Нина Николаевна работала над портретами мастеров искусств. Ею были созданы многочисленные эскизы углем, линогравюры «Людмила Зыкина», «Муслим Магомаев», «Вано Мурадели» и» Иосиф Кобзон».
Следует отметить триптих «Память» (цветная линогравюра, 1975 год), портреты поэтов Цветаевой, Маяковского, Есенина, Блока, Вознесенского (цветной карандаш, 1982 год).
Заключительным аккордом творчества мастера стала серия гуашей «Моя семья в блокаде».
Нина Николаевна была очень сильным, активным, целеустремленным и необыкновенно талантливым человеком. Частица ее таланта сохранилась для нас в ее графических листах.
С Праздником.