Как они воруют. Госзакупки

Aug 11, 2016 22:35

Оригинал взят у amfora в Как они воруют. Госзакупки
Госзакупки - не единственный способ хищения бюджетных средств и обеспечения сверхприбыли аффилированным коммерческим структурам с одновременным нанесением ущерба государству и гражданам.

Однако госзакупки являются самым простым и доступным способом хищений (распила бюджетов) и получения личной выгоды от занимаемого положения. А значит и самым популярным.

Через систему госзакупок проходят миллиарды и десятки миллиардов рублей на уровне городов и регионов. Суммарно по стране это триллионы рублей.

В бизнесе дилерский процент при коммерческих поставках обычно составляет от 10% до 40% в зависимости от вида продукции и объема закупок. При госзакупках, когда поставщик выбирается не по критерию наименьшей цены, а по критерию наибольшей выгоды для должностных лиц (наибольших откатов), маржа может легко достигать 50%. А если при этом заказчик (город или область) закрывает глаза на качество и объем исполнения контрактов, то выгода может легко превышать 50% от объема закупки.

Стоимость сочинской Олимпиады, которая оказалась в 7.5 раз дороже Олимпиады в Ванкувере, в 10 раз дороже Олимпиады в Турине, в 4.5 раза дороже летних (!) Олимпиад в Рио и Афинах (а также московской Олимпиады 1980 года при пересчете советских рублей в российские по курсу 1:200) показывает, что доля "распила" явно превышала 50% и наверное даже 75%.


В некоторых случаях контракты вообще не выполняются на практике. То есть выполняются сугубо формально, на бумаге, при этом 100% средств по контракту делится между коммерческой организацией (иногда созданной специально под этот контракт) и должностными лицами.

Таким образом, общий объем хищений на госзакупках только на уровне городов и областей по всей стране заведомо превышает триллион рублей в год.

Только в Новосибирске и только на контактах по поставке продуктов питания в школы осуществляются хищения в объеме около 3 миллиардов рублей в год. В Новосибирске проживает около 1% населения России. Если умножить эту цифру на 100 и прибавить к ней хищения на топливе и ГСМ, на дорожных работах, на поставках техники и оборудования для городских хозяйств, на медикаментах и так далее - получится больше триллиона.

Подчеркиваю - это только на муниципальном и областном уровне, без учета федеральных контрактов.

Каждый год на уровне городов и областей воруется больше триллиона, то есть стоимость Олимпиады в Сочи, стоимость нескольких космодромов, стоимость тридцати операций ВКС РФ в Сирии. Воруется примерно столько же, сколько государство получает налогов и сборов от экспорта нефти и газа.

На госзакупках воруется больше, чем нужно средств для индексации пенсий. Индексация всех пенсий на 10% требует примерно 500 миллиардов рублей в год. На госзакупках воруется в несколько раз больше.

Однако ущерб, который наносится государству и гражданам (то есть налогоплательщикам) превышает непосредственные объемы воровства.

Каждый украденный рубль оборачивается многократными убытками и потерями.

Хищения на ремонте дорог приводят к некачественному ремонту и оборачиваются износом автомобилей, их ремонтом, потерей времени в пробках, а порой и авариями, которые опять же ведут к потерям времени и расходам на ремонт, не говоря уже о здоровье пострадавших. Кроме того, некачественный ремонт приводит к необходимости нового ремонта и новым хищениям. В итоге 1 похищенный на дорожном ремонте рубль оборачивается потерями и дальнейшими хищениями, которые с годами исчисляются десятками и сотнями рублей.

Хищения на поставках топлива и ГСМ муниципальному и ведомственному транспорту, когда судомоторное и печное топливо поставляется под видом дизельного - это загрязнение воздуха в городе, а значит рост числа заболеваний и сажа в домах, расположенных вдоль магистралей. И ранний износ двигателей. Использование некачественного топлива сокращает срок жизни двигателя в 2-4 раза.

Хищения на поставках продуктов питания в школы - это некачественное питание детей и вызванные этим заболевания. Обмен веществ, нарушенный регулярным употреблением продуктов, содержащих пальмовое масло, полностью восстановить практически невозможно. Это ущерб здоровью, который невозможно компенсировать ничем. Это снижение активности детей, понижение качества жизни и даже сокращение срока жизни.

Таким образом, похищенный триллион ведет к ущербу для государства и граждан (налогоплательщиков), который в несколько раз превышает объем похищенных средств.

Похищенный триллион ведет к ущербу в несколько триллионов и хищению следующего триллиона через год по хорошо отлаженной схеме. А учитывая рост аппетитов расхитителей, отладку их воровских схем, наглость, вызванную безнаказанностью и вовлечение в воровские схемы новых участников - объемы хищений и потерь с каждым годом только растут.

Суммарно за последние десять лет объем похищенных средств (повторяю - только на уровне городов и областей, без федеральных контрактов) исчисляется десятками триллионов, а величина нанесенного государству и гражданам ущерба - сотнями триллионов.

Это и есть главный источник тех средств, которые выводятся нашими чиновниками и барыгами за рубеж.

Объем выведенного из России капитала за последние 16 лет оценивается в размере триллиона долларов. По прежнему курсу - около 30 триллионов рублей. Это примерно соответствует объему хищений на госзакупках за последние 16 лет. Хотя госзакупки, конечно же, не единственный источник нечестно нажитых капиталов. Но очень значительный, а возможно и основной.

Как конкретно осуществляются хищения в сфере госзакупок.

Все знают, что при осуществлении госзакупок необходимо проводить тендер. Но не все знают, что существует отдельный закон (ФЗ 44), позволяющий заключать контракты стоимостью менее 100 тысяч рублей без проведения тендеров, органичившись мониторингом и обоснованием цены.

Таким образом, существует два основных метода:

Первый метод - разделить крупную поставку на множество мелких.

Каждая из поставок будет иметь объем, к примеру, 95 000 рублей. При этом можно подписать тысячу таких контрактов на общую сумму 95 миллионов рублей. И формально закон будет соблюден. Можно и десять тысяч контрактов подписать. Махинация налицо, но предъявить по закону ничего нельзя.

Это примерно как с рокировкой Путина и Медведева. Всем понятно, что имела место махинация, но по закону предъявить нечего. Все формальности соблюдены.

Более того, правоохранительные органы не имеют оснований для проверки тысячи мелких контрактов до тех пор, пока сами городские или областные власти не пожалуются на поставщика. Но они вряд ли пожалуются, ведь сами же поделили многомиллионную поставку на множество стотысячных. К тому же, устраивать проверки "просто так", без заявления потерпевшей стороны - значит нарушать пожелание президента "не кошмарить бизнес".

Но даже если в правоохранительные органы поступил запрос или команда сверху проверить качество поставок и выполнение контрактов, сделать это зачастую невозможно. Потому что на экспертизу топлива, продуктов питания и других материалов нужны средства. Процедура экспертизы обычно недешевая (порядка 10 000 рублей в зависимости от вида экспертизы). А у прокуратуры нет бюджета на проведение таких экспертиз. Поэтому все, что может сделать прокурор или сотрудник СК - это прийти и попробовать продукты на вкус и запах самолично. Однако к материалам дела собственные ощущения подшить нельзя. В итоге, подобные проверки сводятся к выяснению, существует ли поставщик в природе и не нарушены ли на его предприятии условия труда, нет ли незаконных мигрантов и т.п.

Есть и еще одна причина, по которой недобросовестному поставщику, находящемуся в сговоре с чиновниками, как правило ничего нельзя предъявить по закону. Правоохранительные органы обязаны сообщать о проверке заранее, внезапные проверки не предусмотрены. Нетрудно догадаться, что после полученного сообщения о предстоящей проверке поставщик быстро убирает со склада суррогаты и контрафакты, привозит образцово-показательную продукцию и проверяющие вынуждены констатировать, что все отлично.

Существует многоуровневая система, которая препятствует привлечению к ответственности недобросовестных поставщиков и связанных с ними чиновников:

1) Без заявления со стороны самих чиновников муниципалитета или областных властей оснований для проверки нет.

2) Если общественные активисты все-таки добиваются проверки, у прокуратуры (СК) нет бюджета на заказ экспертиз.

3) Если экспертиза все-таки инициирована, проверяемый заранее предупреждается о проверке и имеет возможность подготовиться к ней.

Но и это еще не все.

Даже если экспертиза проведена и выявлены нарушения, то они выявлены в моменте и только по одному из контрактов, сумма которого составляет менее 100 тысяч рублей.

Что может прокуратура или СК сделать с фактом нарушения? Правильно, выдать предписание об устранении недостатков. Или передать дело в арбитраж, где с поставщика потребуют вернуть 95 000 рублей, уплаченных по контракту. Но не более того.

Проверять все контракты, на которые чиновники "порубили" многомиллионную поставку, а их может быть несколько тысяч - ресурсов прокуратуры и СК просто нет. И платить по 10 тысяч за каждую из тысячи экспертиз никакой общественный активист не сможет, для этого потребуются миллионы рублей.

Механизма регулярного мониторинга качества поставок топлива, ГСМ, продуктов питания или других товаров по госконтрактам - просто не существует.

Только одиночные проверки, которые, как показано выше, не так-то просто инициировать и провести. В том числе и потому, что контракты стоимостью менее 100 тысяч рублей заключаются напрямую и нигде не публикуются. Таким образом, поставщик никому, кроме чиновников, не известен. И кого проверять - тоже неизвестно. И что записано в договоре поставки - опять же неизвестно.

Это означает, что на практике пресечь хищения по данному механизму госзакупок может только руководство города и области, если оно сменится и захочет на самом деле навести порядок. Или, что более вероятно, захочет сменить старых поставщиков, аффилированных с прежним руководством, на новых.

Здесь и кроется ответ на вопрос, почему у нас так редко меняется руководство.

Многочисленные поставщики, которые зарабатывают на госзакупках, организованных при действующем руководстве, не желают терять многомиллиардные доходы и готовы выделить часть этих денег на любую избирательную компанию, чтобы только в городе или области сохранилось прежнее руководство и не появлялись новые люди, которые начнут пересматривать контракты.

И на федеральном уровне действует тот же принцип.

Путина тоже не меняют, чтобы при новом президенте не начался пересмотр разного рода решений, выгодных корпорациям. Чтобы новый президент не начал менять команду, в результате чего начнется пересмотр госконтрактов во всех министерствах и ведомствах. Короче говоря, чтобы не ломались действующие, сложившиеся за последние 16 лет и хорошо отлаженные схемы хищений, схемы ведения бизнеса, сопряженного с бюджетами разных уровней.

Принцип один и тот же. Просто на уровне городов и областей руководство поддерживают местные относительно небольшие подрядчики, работающие по госконтрактам. Большинство этих подрядчиков никто из жителей даже не знает. А на федеральном уровне Путина, Медведева и Единую Россию поддерживают всем известные корпорации - Газпром, Роснефть, Сбербанк, Лукойл, Ростех и некоторые другие.

Но выше был описан лишь один из методов хищений и получения сверхприбыли на госзакупках.

Есть и другие:

Второй метод - провести тендер, победа в котором будет обеспечена нужному поставщику.

Как именно обеспечить победу "избранному" поставщику, существует сразу несколько способов:

1) Установить специфичные условия, которым будет соответствовать только один поставщик. Так обычно делается при заказе дорогостоящего оборудования, автомобилей. Вот установил муниципалитет, что нужен автомобиль с перламутровыми пуговицами и все тут. А такой автомобиль есть только в одном салоне. У остальных перламутровых пуговиц нет. Зачем нужны перламутровые пуговицы - в заявке не сказано, но закону это опять же не противоречит.

Как и в прошлом случае - всем ясно, что имеет место мошенничество, а предъявить что-либо не так-то просто. Попробуй докажи, что перламутровые пуговицы в автомобиле муниципалитету не нужны.

2) Установить сроки, осуществить поставку в которые сможет только один поставщик. В принципе, это разновидность предыдущего метода, только не по техническим характеристикам, а по срокам. При этом если к перламутровым пуговицам в автомобиле еще можно что-то предъявить, доказав их избыточность, в результате чего закупка будет отменена, то к срокам предъявить нечего от слова совсем.

Если город дотянул с подготовкой к зиме и заказал снегоуборочную технику в последний день, когда эта техника есть только у одного поставщика - как можно отменить этот тендер? Никак. Отмена этого тендера сделает виноватым того, кто его отменил, потому что он сорвет подготовку к зиме. А чиновники не будут виноваты, они придумают сто отмазок насчет того, почему не смогли объявить тендер о закупке раньше.

3) Ввести требование некоторой особой аккредитации участников. Не знаю, насколько часто это практикуется при госзакупках, но данная практика существует в тендерах у крупных корпораций. Они выставляют ко всем участникам тендера специальное требование получить ту или иную лицензию, установить то или иное программное обеспечение, которое якобы нужно для участия в тендере, что-то сертифицировать особым образом и так далее. Это объясняется корпоративными стандартами, которые нужно соблюдать. Как в армии, чтобы все было единообразно. При этом нужное для участия в тендере программное обеспечение, лицензию или сертификат выдает... правильно, одна из служб той корпорации, которая и объявляет тендер. И эта служба может отказать тому или иному участнику по надуманным причинам, либо просто протянуть со сроком. И готово - нужные участники в тендер допускаются, а ненужные - исключаются.

Примерно такая же система используется при регистрации кандидатов на выборы. Опасного конкурента всегда можно завалить на этапе регистрации - забраковать собранные подписи или создать перед ним "очередь", то есть принять на рассмотрение заявки десятка фиктивных кандидатов, которые отнимут все время и до опасного конкурента просто не дойдет очередь в установленный срок. После этого избирком извинится со словами, что раньше надо было подавать заявку - в первые три секунды, потому что на четвертой секунде стало поздно.

4) Самый простой, тупой и непобедимый способ провести через тендер нужного поставщика - это цена.

Если заранее существует договоренность с поставщиком, что будет приниматься продукция низкого качества (суррогат, контрафакт) или в неполном объеме, то этот поставщик может предложить такую цену, которую не перебьет ни один добросовестный участник торгов.

Ни один поставщик бензина стандарта Евро-5 не перебьет цену, по которой жулики собираются под видом Евро-5 поставлять АИ-80 с присадками. Ни один поставщик свежего молока не перебьет цену, по которой жулики будут поставлять сухое, разбодяженное в подсобке. Ни один поставщик сливочного масла не перебьет цену пальмового. И так далее.

5) Существует еще такой способ: поставить оборудование по экстремально низкой цене, чтобы потом получить контракт на поставку комплектующих или обслуживание поставленного ранее оборудования, при этом на цене последующего контракта будет многократно компенсирована скидка на оборудование, поставленное первоначально.

Мне известен случай, когда крупному НПЗ поставлялось измерительное оборудование со скидкой 99%. Поставщику просто нужно было гарантированно выиграть тендер, подписать контракт и спокойно работать дальше, получая сверхприбыль, уже безо всяких тендеров.

В моей собственной практике был случай, когда представитель администрации одной из областей обратился за созданием интернет-портала стоимостью несколько миллионов рублей. Выполнить заказ нужно было за неделю. На практике создать сложный портал по индивидуальному проекту с подобной стоимостью за неделю невозможно. Но этого и не требовалось. Заказчик сразу сказал, что готов подписать акт о приемке работ одновременно с подписанием договора. Я ответил, что могу это сделать, но после подписания документов заказ все равно выполню и портал будет создан. После этого данный заказчик ко мне больше не обращался. Очевидно, что интернет-портал ему не был нужен от слова совсем, ни сейчас, ни впоследствии. Нужно было просто обналичить несколько миллионов.

Был совершенно анекдотичный случай, когда мне заказали сайт, подписав документы о приемке работ сразу, одновременно с договором. Но никаких откатов не требовалось, заказчик действительно хотел получить сайт, просто у него заканчивался отчетный период и требовалось срочно оформить приемку, а делать сайт можно было потом. А юмор заказа в том, что когда сайт был сделан, заказчик не обратился за ним. Просто забыл. По отчетности сайт прошел, кто-то из сотрудников уволился и о сайте забыли. Насовсем. Можно было и не делать.

В существующей системе госзакупок не только воруются триллионы, но и теряются тоже.

Теряются бесследно.

Отсутствие системы приемки, проверки качества и мониторинга поставок приводит к тому, что часть добросовестно поставленных товаров и оказанных услуг просто не используется по назначению. Часть контрактов подписывается просто для галочки, чтобы отчитаться об освоении заложенных в бюджет средств и получить новые средства по той же статье в следующем году.

Как было показано выше, даже при желании проверить качество поставки товара по госконтракту - сделать это очень сложно. Если сами чиновники не желают провести такую проверку, организовать ее против их желания, извне - миссия невыполнима. А регулярный мониторинг - тем более.

Стоит ли удивляться тому, что при такой системе, при таком законодательстве, на госзакупках воруются и спускаются триллионы рублей?

Да при действующем законодательстве воруй-нехочу.

Оснований для организации проверок нет, денег на экспертизы в бюджете прокуратуры нет, а если какой-то активист, которому больше всех надо, заплатит за экспертизу из своего кармана - перед проверкой всех заранее предупредят.

А когда тендер проведен по всем правилам, здесь и вовсе нечего предъявить.

Как с рокировкой Путина и Медведева - формально все верно, не придерешься. Хоть сто исков подавай - все суды признают, что закон соблюден. Потому что такой закон.

И здесь мы приходим к причинам существующей системы хищений и получения сверхприбыли на госзакупках.

Причина в законах.

Федеральное законодательство так устроено, что воровать - можно, а проверять - нет.

Но почему оно так устроено?

Почему в законах не предусмотрено механизмов контроля за качеством поставок по госконтрактам, системы мониторинга качества, почему не предусмотрено ответственности чиновников за низкое качество и низкий спрос с поставщиков?

Почему чиновнику проще организовать асфальтирование луж и снега, положить себе в карман (или в карман друзей) часть стоимости асфальта и обеспечить выделение средств на асфальтирование той же самой лужи через год, чем организовать качественный ремонт?

Ведь воровать не только выгоднее, но и проще, чем обеспечивать качественное выпонение контрактов. Потому что своровал - и можно качество не проверять, а начал проверять качество - нажил геморрой на всю голову и мигрень на всю жопу.

Почему правоохранительные органы даже при желании не могут ничего проверить, а если все-таки проверили, то в лучшем случае выдали предписание устранить недостатки?

Почему президент много лет подряд просит сократить проверки бизнеса - только ли из заботы о добросовестном бизнесе, который кошмарят?

Почему, в конце-концов у нас проверки обрушиваются в первую очередь на добросовестных поставщиков и мешают им работать, а недобросовестных как не проверяли, так и не проверяют?

Кто написал такие законы?

Кто написал законы, по которым действует вся описанная выше система хищений, система безответственности, система безнаказанности, система, при которой на госзакупках воруется больше триллиона рублей в год, а ущерб государству и обществу с учетом аварий, потери времени, здоровья и других косвенных потерь исчисляется десятками триллионов?

Почему триллионы рублей безнаказанно раскладываются по карманам, меняются на доллары (что ведет к снижению курса рубля) и выводятся за рубеж, а не идут на строительство заводов, науку и образование?

Потому что у власти находится Партия Жуликов и Воров.

И эта партия называется Единая Россия.

И лидеры этой партии - Путин и Медведев, бессменно находятся у власти уже 17-й год.

Это единая химера, единый спрут, которому выгодно, чтобы все было именно так.

Эта система возникла не вчера.

Законы, которые привели к утрате контроля за госзакупками со стороны государства, которые создали систему безответственности и безнаказанности, систему хищений триллионов рублей - эти законы принимались на протяжении всех 16 лет.

При желании можно проследить всю историю законов, разрушивших контроль со стороны государства, начиная с 2002 года. Все, включая ФЗ 44, ФЗ 223 и другие законы. Закон о СРО и прочее-прочее.

Не нужно думать, что никто не понимал, к чему все эти законы ведут. Понимали. А если кто-то чего-то не понимал, то этим законам уже не один год. И если бы все это случилось по ошибке, было много времени для исправления ситуации.

Но ни Путин, ни Медведев, ни Единая Россия не потрудились исправить законы.

Вот преобразовать внутренние войска в нацгвардию и подчинить ее лично президенту - потрудились. Написали и приняли закон. Очень оперативно.

Вступить в ВТО потрудились. Это было непросто, но они своего добились.
И создали ради этого систему СРО.

Провести Олимпиаду потрудились. Построить Сколково потрудились. Построить Восточный потрудились. Переводить время трудились. Превращать милицию в полицию трудились. Построить музей Ельцину потрудились.

Влезть в сирийскую войну с целями, о которых знают только сторонники хитрого плана, но не могут объяснить их остальным, кто не посвящен в дела их секты - тоже потрудились.

А ликвидировать систему масштабных хищений, злоупотреблений и растраты бюджетных средств - систему, которая существует уже не один год - не потрудились.

Потому что выгодно.

Потому что это их система.

Потому что они - жулики и воры, написавшие сами для себя такие законы, по которым воровать проще, чем не воровать.

Воровать проще, чем зарабатывать честным трудом.

Они создали воровскую систему с воровскими законами - такую же систему, как они сами.

Они создали систему перекачки бюджетов всех уровней в свои карманы, в карманы своих друзей и родственников.

И эта система действует по всей стране.

Большая часть денег воруется даже не в Москве, она воруется по всей России. Из миллионов контрактов по 95 000 рублей каждый, действующих по всей стране, складываются триллионы похищенных средств.

Эти контракты никто не видит, они нигде не публикуются, но они работают.

И через эти миллионы контрактов по всей стране текут реки пальмового масла, реки печного и судомоторного топлива под видом дизеля и бензина Евро-5, миллионы тонн асфальта кладутся в лужи и снег, чтобы на следующий день там разбивались автомобили, а потом снова укладывались миллионы тонн временного асфальта.

А получаемые с этих контрактов триллионы рублей меняются на миллиарды долларов и выводятся за рубеж. А мы потом удивляемся, почему у нас падает рубль, почему не хватает денег на пенсии, почему закрываются заводы, почему не развивается малый бизнес.

Потому что половина наших налогов растрачивается, расхищается и выводится за рубеж.

Если бы не эта система воровства, у нас мог быть самый лучший деловой климат, символические налоги, при которых мог бы развиваться реальный сектор экономики, качественные дороги, несмотря на суровый климат, реально доступное жилье с беспроцентной ипотекой и прочее-прочее.

В России есть все - своя энергетика, своя вода, свой лес, свои металлы, свои удобрения, своя земля - абсолютно все, кроме разве что кофе и какао. Но когда половина бюджета рассовывается по карманам и выводится за рубеж (а соотношение цены Олимпиады в Сочи к Олимпиале в Ванкувере 45:6 наводит на подозрение, что воруется не половина, а 85%) и порождает еще в 5 раз больше косвенных убытков, провоцирую дальнейшее воровство - при такой системе не хватит никаких ресурсов.

В этом государстве за последние 16 лет не было создано ничего, кроме самой масштабной в истории системы воровства.

Даже Калибры и Арматы создало предыдущее государство.
А нынешнее наверное даже на Калибрах ворует больше, чем зарабатывает.

Но государство, которым управляют воры, которые только и делают, что воруют, которых ничего больше не интересует в этой жизни, которые больше ничего не умеют и не хотят - такое государство обречено.

И никакие общественные активисты на местах, к величайшему сожалению, ситуацию не спасут.

Систему надо менять.

Государство надо менять. Реформировать имеется ввиду.

Воров надо... а здесь догадайтесь сами...

P.S.: Статья подготовлена на основе материалов расследований по реальным госзакупкам в Новосибирской области и ряде других регионов, расследования на протяжении нескольких лет проводят активисты и руководители общественных организаций г.Новосибирска: Владимир Кириллов, Алексей Носов, Евгений Митрофанов, Ростислав Антонов (Гражданский патруль). Результаты проверок были представлены сегодня в ходе пресс-конференции, с предъявлением документов, включая ответы прокуратуры. Полная запись пресс-конференции готовится к публикации. Желающие могут выйти на контакт с указанными активистами в сети Фейсбук и получить подтверждения.

госзакупки, коррупция, путинизм

Previous post Next post
Up