Как я уже говорил, в своём путешествии по Кавказу мне удалось посетить три национальные республики - Карачево-Черкесию, Кабардино-Балкарию и Северную Осетию. Именно последняя подарила самые тёплые эмоции. Надо сказать, я некоторое время колебался с выбором между Архызом и Осетией. Вторая, казалось бы, ближе к Нальчику, в который я однажды надеюсь приехать, и её можно было оставить на потом; а вот поездки в Архыз организуются только из городов Кавминвод. И всё же Осетия показалась более интересной, да и перспектива получить отметку в виде еще одного посещенного субъекта РФ была заманчивой.
Северный Кавказ впечатляет разнообразием ландшафтов - удивительно, как на такой сравнительно компактной территории помещается столько всего. Вот и Осетия совсем другая, непохожая на уже осмотренные соседние регионы. Упор экскурсии был на природные и исторические объекты. Владикавказ обошли стороной - что ж, ради него мне стоит вернуться в эту гостеприимную республику. Не забуду упомянуть еще об одном приятном моменте - тех самых знаменитых осетинских пирогах. Пробовал с сырной, мясной и вишневой начинкой - особенно полюбились последние. Однозначно входят в мой топ гастрономических впечатлений из поездок! :)
1. Начнём.
Первой точкой насыщенного маршрута стало Алагирское ущелье. Запомнился этот контраст - широкая долина равнинной Осетии вдруг резко переходит в гряды гор, прорезанных течением бурных речушек.
Кстати, по Алагирскому ущелью проложена Транскавказская магистраль - одна из двух, связывающих Россию с Закавказьем непосредственно через Главный Кавказский хребет.
Сегодня Транскам обеспечивает транспортное сообщение двух Осетий - входящей в состав РФ Северной и Южной, независимость которой после событий 2008 года была признана нашей страной. Кто знает, как бы повернулась история, если в свое время позицию руководства Северо-Осетинской АССР не поддержали в Москве, ведь грузины настаивали на альтернативном варианте - реконструкции Военно-Грузинской дороги, с царских времён проложенной между Владикавказом и Тбилиси. Без прямой связи с Россией независимость Южной Осетии была бы обречена.
Транскам строился долго - на спроектированной еще в начале 70-х дороге движение открылось только в 1984.
2. Осетины, как известно, народ православный - на Северном Кавказе единственный.
В осетинской традиции особенно почитается Георгий Победоносец. Редкое застолье в Осетии обходится без тостов за Уастырджи (местное имя святого).
3. Как это часто случается, образ Георгия Победоносца вобрал в себя покровителя путников и воинов из нартского эпоса. Уастырджи имел волшебную силу, мог воскрешать мёртвых. Вот и изображается он не просто всадником, а на крылатом коне на фоне гор.
4. В 1995 году на высоте 22 метра появилась исполинская скульптура Уастырджи. Её вес 28 тонн! На установке был задействован вертолёт. Представьте масштабы - на руке богатыря может поместиться взрослый человек.
Задумка впечатляет - фигура словно вылетает из толщи скалы. Правда, она потребовала сложных технических расчётов. И, видимо, что-то пошло не так, раз однажды скульптура сильно накренилась, готовая обрушиться вниз, на оживлённую автомагистраль - пришлось проводить срочный ремонт.
5. Распространённое среди осетин пожелание "Уастырджи де ’мбал!" ("Да пребудет с Вами Святой Георгий!")
"Фæндараст!" означает "счастливого пути".
6.
7. Переходим к следующей локации.
Селение Дзивгис на берегу реки Фиагдон, когда-то центр жизни Куртатинского ущелья.
8. Сегодня кажется, что жизнь отсюда почти ушла - здесь живет всего 23 человека.
И тем не менее в Дзивгисе найдется что посмотреть.
Место примечательно древней церковью XIV века (в честь кого, как вы думаете? - Георгия Победоносца!)
9. Кладка многовековой давности на фоне синего кавказского неба
10. Два старинных колокола у входа на храмовую территорию - дары грузинских царей. Георгий и Арчил пожертвовали их "Дзивгисскому крестохранилищу" в 1613 и 1683 годах как приношения, дабы "на глас их приходили осетины Троицу прославлять". И по сей день в Дзивгис на праздник Святой Троицы съезжаются паломники со всей Осетии и окрестных регионов России.
11. Склепы характерной для Осетии формы. Их мы увидим в Даргавсе.
12. И то, ради чего действительно стоит заглянуть в Дзивгис - пещерная крепость.
Здесь стоит упомянуть о драматичной истории осетинского народа. На территории Северного Кавказа в X-XII веках находилось мощное государство - Алания. Населяли его аланы - ираноязычные племена, потомками которых являются нынешние осетины. Процветающая держава пала под натиском монголо-татар, её равнинная территория была завоевана. Тем, кто уцелел, пришлось переселяться в труднодоступные горные районы. На протяжении многих веков осетинский язык и православная культура существовали изолированными очагами, но это в итоге и спасло самобытный уклад жизни народа, столь непохожего на соседние.
13. Тем не менее, ущелья, имевшие стратегическое значение, часто подвергались набегам неприятеля.
Пещеры горы Кариухох были использованы как убежище на случай осады. Входы в них преграждали каменные укрепления - всего сохранилось 6 башен, или так называемых "пещерных замков".
14. Издали они практически неразличимы - кладка сливается с окружающим фоном.
На верхние ярусы можно было попасть по приставным лестницам, которые при атаке врага убирались, становясь автономными очагами обороны.
15. Немало армий повидали эти стены, но, пожалуй, самая яркая страница истории - полугодовая осада войсками персидского шаха Аббаса I. По легенде, запасы продовольствия иссякли, но защитники приняли неожиданное решение: сбросить с башни последнее, что оставалось - бычью ногу. Персы сами так оголодали за время осады, что перебили друг друга в борьбе за этот "подарок", и шаху пришлось убраться восвояси.
16. Увы, сегодня крепость представляет собой неприглядное зрелище: кладка башен стремительно разрушается. Впрочем, и путь наверх к пролому в скале непрост - по крутой неудобной лестнице.
17. С момента присоединения Осетии к Российской империи начался обратный процесс переселения на равнины: почти зачахли когда-то крупные средневековые поселения.
18. По пути в Даргавс остановились ради панорамных снимков ущелья (кажется, реки Гизельдон, но могу ошибаться).
19.
20. Будете удивлены, но этот вид напомнил мне Забайкалье. Неподалёку от родного мне посёлка такие же безлесые сопки, пересечённые просёлочными дорогами...
21. Разве что здесь не сопки, а горы повыше :)
22. А вот и Даргавс - самый впечатляющий пункт осетинской программы.
23. На территории Осетии сохранилось около 150 средневековых родовых склепов, из которых 95 - здесь, в Даргавсе. Это настоящий "Город мёртвых".
24. Обращают на себя внимание причудливые крыши пирамидальной формы. Прямо китайские пагоды!
25. Есть и полуподземные склепы. В квадратных отверстиях можно разглядеть останки тех, кто был похоронен здесь 600-700 лет назад. Представляете?!
26. Раньше эти отверстия закрывались деревянными ставнями на замок.
Сегодня Даргавс набирает популярность, а значит, сохранность захоронений под угрозой. Ушлые туристы забирают черепа на поделки и сувениры - за последние 20 лет значительную часть останков попросту растащили.
По этическим соображениям я снимать внутренности склепов не стал.
27. Даргавс в Средние века был центром Тагаурского сообщества Осетии.
В то время осетинам, запертым в высокогорных ущельях, пригодной для обработки земли катастрофически не хватало. Существовала даже поговорка: "Клочок земли, на котором стоит большой бык, стоит столько же, сколько и сам бык".
28. Скалистый склон, непригодный для пашни или выпаса, идеально подошёл для размещения крупного некрополя.
Сухая площадка, где не застаивается вода, продуваемое ветрами место...
29. Дождевая влага стекала по крышам каскадом, оставляя склепы сухими.
А горный климат и вовсе способствовал мумификации тел.
Все это обеспечивало высокую сохранность захоронений, пока не пришли туристы :(
30. Кстати, когда в XVIII веке в этих местах свирепствовала эпидемия холеры, заболевшие, дабы не заразить родственников, уходили сюда с небольшими запасами воды и еды, чтобы встретить свою смерть.
В то время на одной из усыпальниц появилась надпись на осетинском языке "С любовью смотрите на нас. Мы были, такие, как вы, вы будете такими, как мы"
31. Ущелье реки Кизил-дон ("Красная река"). Название восходит к кровопролитной битве аланов с татаро-монголами в 1385 году, после которой вода по преданию стала красной.
32. Расцвет Даргавса далеко в прошлом - сегодня здесь около 150 жителей.
33. Последние захоронения датируются первой половиной XIX века, когда горцы из Даргавсской долины начали переселяться в Моздокский уезд.
34. От "Города мёртвых" у меня остались странные ощущения. Знаете, такие места лучше посещать в одиночку... На случай, такой вариант кажется жутким, то хотя бы в узком кругу попутчиков. Целый автобус экскурсантов мешает восприятию.
35. Некрополь - свидетельства совсем другой эпохи... Не сытой жизни на равнинах, а борьбы за существование в бесплодных высокогорьях. И тем не менее гордые потомки алан выстояли, сохранив свою идентичность.
36. Последний взгляд на "Город мёртвых"
37. Кармадонское ущелье, печально известное сходом ледника Колка и гибелью съёмочной группы под руководством Сергея Бодрова-младшего в 2002 году.
38. Погода словно подчёркивает трагическую ауру этого места.
Поблизости - недостроенный санаторий позднесоветских времён, снимки которого у меня не вышли.
39. Вверх по ущелью - погранзона с Грузией.
40. Посёлок Верхний Фиагдон в верховьях Куртатинского ущелья.
41. Сюда туристов завозят ради Аланского Успенского мужского монастыря.
Его история начата в 2000-м в Беслане. В Куртатинское ущелье переехал после восстановления церкви Святых жён-мироносиц XIX века. По облику вот так и не скажешь, чересчур новодельна.
42. Иверский храм напоминает нам о средневековых храмах алан. Такие сохранились в Архызе, куда я не доехал.
43. Душевное место.
Как раз было воскресенье, в храме проходила служба - что интересно, на церковнославянском и осетинском языках. Монастырь вообще активно участвует в переводе православной литературы на осетинский язык.
44. Новодел, но такой аккуратный - глаза радуются.
45.
46. И наспоследок - Кадаргаванский каньон реки Фиагдон. Бурное течение находит себе дорогу в узкой скальной теснине...
47. Прямо планета Пандора из "Аватара" :)
48.
49.
На этом я завершаю "природную" интермедию кавказской серии и перехожу к заключительному "городскому" плечу путешествия. Впереди читателя этого блога ждут рассказы о Черкесске, Ставрополе и Ростове-на-Дону.