Сегодня покажу вам самый центр сахалинской столицы с таким оригинальным для России названием :)
1. Встал я в тот день поздно, вышел на прогулку уже к 10 - потом ругал себя за потраченное впустую светлое время.
Но прежде чем отправиться в сторону вокзала, зашел в бизнес-центр "Хоккайдо" (Коммунистический проспект, 18), где на первом этаже находится Сахалинский инфоцентр. Оплатил экскурсию в бухту Тихая и к Мангутанскому грязевому вулкану, куда намеревался поехать послезавтра.
В этом здании также размещается генконсульство Страны восходящего солнца. Индивидуальный проект российских и японских проектировщиков! А с виду и не скажешь :))
2. Коммунистический проспект, напомню, главная улица города в направлении "запад-восток". Прохожу мимо уже знакомого Чехов-центра
3. Старый корпус администрации области
4. Многоэтажные панельки. В Южном довольно симпатичные типовые серии
5. Неприглядная контора "Сахалинэнерго".
Кстати, электротранспорта в Южно-Сахалинске нет - вопрос строительства троллейбусной линии поднимался в позднем СССР, но был отложен из-за дефицита электроэнергии на острове. Предложения периодически звучат вновь, но...
6. Южно-Сахалинску не до троллейбусов, зато есть метро! :)
7. Еще один осколок Японии - бывшая мэрия города Тоёхара (1920-е).
8. Советские мозаики, как всегда, великолепны
9. Широкоформатный кинотеатр "Октябрь" (1967), построенный по типовому проекту, после реконструкции расширил свой профиль - теперь принимает и концерты:
10. Добрался до главной площади. На нее в лучших традициях советского градостроительства выходят почти все главные административные здания. Мэрия города, украшенная растяжкой к Дню России:
Между прочим, вот удачный пример использования тех самых вентилируемых фасадов. Поиграли с формой панелей - здание уже смотрится повеселее
11. Стела в честь награждения Сахалинской области орденом Ленина (1967)
12. Гостиница "Дальневосточник" (1951) - редкая в городе сталинка. Весьма скромная для областного центра
13. Северо-западный угол занимает офис РЖД. При Советах здесь было Сахалинское отделение Дальневосточной железной дороги, с 1992 года - управление Сахалинской железной дороги (островную магистраль в силу ее изолированного положения выделили в отдельную хозяйственную единицу). В 2010-м она снова "влилась" в состав ДВЖД, а в этом здании теперь территориальное управление Сахалинского региона.
14. Через дорогу - Дом связи (1956-1960), уже четвертый на этом месте.
14а. В деревянной Тоёхаре пожары были частым явлением, вот и почтамт горел не раз. Эту красоту пламя тоже не пощадило - в 1954 году она погибла в огне...
15. Скульптура Ильича (1970) по проекту не кого-нибудь, а Евгения Вучетича! Напомню, он является автором известного мемориала в берлинском Трептов-парке и волгоградской "Родина-мать зовёт". Высота фигуры - 9 метров.
16. Площадь получила имя вождя за два года до его векового юбилея, в 1968. В период русской Владимировки, до 1905-го, здесь было кладбище, практичные японцы позже построили на его месте завод по производству сакэ.
17. Днем здесь было промозгло и безлюдно, а вот вечером застал живое исполнение кавера на любимых Jamiroquai молодёжной музыкальной группой.
18. Необычно, что в Южно-Сахалинске главная площадь совмещена с привокзальной :) Не припомню подобных прецедентов в российских городах.
19. Мемориал жертвам землетрясения в Нефтегорске (2000). Страшную трагедию 28 мая 1995-го, унесшую жизни 2040 сахалинцев и стершую с лица целый посёлок, помнят все, кто жил в 90-е.
20. Японский паровоз D51-22. Нет, не трофейный - партию из 30 локомотивов изготовили по заказу советского правительства в 1949-1950, на Сахалине они работали до 1970-х. Железных дорог колеи 1067 мм в России больше нет, соответственно, и технику до недавних пор заказывали у соседей.
21. А вот и вокзал Южно-Сахалинск (1978). Внушительный, как будто даже несоразмерный для изолированной железной дороги.
22. В 2017 году часы вокзалов страны еще повсеместно показывали московское время. Местное видеть было непривычно :) Но оно и понятно - на поезде с острова, равно как и в другой часовой пояс, не уехать.
Трафик скромный. Два ежедневных дальних поезда на "крайний север" острова, посёлок Ноглики (пассажирский №603 и скорый №3). Пригородное движение совсем несерьезное: на Корсаков - одна пара пригородных + дополнительная по выходным; две летних пары поездов на Новодеревенскую (восточный тупиковый остаток бывшей японской дороги на Холмск - Хосинсэн) и две пары в северном направлении - на Быков и Томари. Всё.
Уникальность островной узкоколейной дороги скоро останется в прошлом - в ближайшие годы работы по перешивке линий на общероссийский стандарт, 1520 мм, будут завершены. А вот строительство моста на материк, о котором много говорят в последнее время - по мне не более чем утопия.
22а. Добавлю, что до 1970-х пассажирам исправно служил японский вокзал:
Новое здание построили чуть южнее, по оси площади. Но и старое не уберегли - оно пошло под снос ради административного корпуса и багажного отделения.
После я сел в маршрутку на Корсаков, где провел полдня (об этом городе я расскажу отдельно), а по возвращении осмотрел технику на площадке музея Сахалинской железной дороги - и это тема на целый пост.
23. Несколько вечерних солнечных снимков. Сквер Асахикава - японского города-побратима Южно-Сахалинска, второго по величине на Хоккайдо после Саппоро.
24. Монструозный Дом торговли (1989)
25. Люблю, когда вот так - на заднем фоне горы!
26. В прошлом посте не показал вам любопытный объект. Музей, посвященный отдельной книге! Что интересно, открыт был уже в новой России, в 1995.
Книгу прочитал, а вот в музей не попал...
27. Напротив - памятник (2015) с портретом Антона Павловича и отрывком из первого издания книги: