Я же обещал запустить новые циклы рассказов о поездках? Хочется поведать о своем восприятии Дальнего Востока - то путешествие сильно запало мне в душу, как и кавказское. Но, надеюсь, уважаемый читатель простит меня за отступление от хронологического порядка повествования: Сахалин и Владивосток планируются к публикации чуть позже. А начну я с Хабаровска - города, по праву считающегося столицей этого самобытного российского региона. Все дело в том, что в конце этого месяца мне предстоит снова побывать в Хабаровске (намечается командировка), и было бы здорово до повторной поездки освежить впечатления прошлого года.
Хабаровск для меня начался с железнодорожного вокзала. Десятью днями ранее я был транзитом в местном аэропорту, когда осуществлял пересадку по пути из Иркутска в Южно-Сахалинск, но те полтора часа назвать первым знакомством с городом сложно :) Аэропорт в Хабаровске просторный, но уж очень советский - чем-то напоминает старый терминал Пулково-1 до реконструкции (знаменитые "пять стаканов"), только питерский был в разы трэшовее. А здесь ничего так, аккуратненько.
Вокзал Хабаровск I с виду опознается как исторический. Неверный ответ! Ему, как и томскому, обновили фасад "под старину" - до середины 2000-х это была унылая советская коробка. Оригинальное здание начала XX века не сохранилось.
Вокзал, кстати, не очень удобный - крутой спуск в цокольный этаж с камерами хранения и просто адовый переход через пути по бесконечным лестницам в отдельно стоящей "башне". Из Хабаровска я уезжал в Благовещенск, мой поезд №35 стоял на последнем пути - вот помучился я со своим чемоданом! (Да, налегке я ездить не умею :( )
2. Гостей города встречает Ерофей Павлович, именем которого он и назван:
3. Трамвайное кольцо с симпатичными рижскими вагончиками. Они до сих пор составляют немалую часть местного парка. Кстати, рельсовый транспорт чувствует себя в Хабаровске относительно неплохо. Ну как, пару раз хотели отключать электроэнергию за долги и еще парочка историй в таком духе, но хотя бы без демонтажей линий, как во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре. Да и вагонов новых много.
4. В позднесоветских многоквартирных домах точно есть своя эстетика
5. От вокзала к великой восточной реке - Амуру - спускается одноименный бульвар. Практически главный городской променад! Его длина - почти 3 километра.
Раз я приехал в Хабаровск из Владивостока, то невольно подмечал для себя, чем же один город лучше другого. С Хабаровском мы сразу подружились (а Владивосток мне начал открываться ближе к отъезду). Ну как такой зеленый и просторный город может не понравиться! (особенно это заметно на контрасте с Владиком, который парками и затененными пешеходными зонами явно обделен)
6. Кинотеатр "Дружба". Я проходил мимо него к своему хостелу - и как раз несколько минут спустя прохожий спрашивал меня, где находится это самое здание. Порадовался за себя, что только приехал в город, а уже раздаю советы, как здесь ориентироваться :)
Кстати, я останавливался в хостеле "Капучино", что на улице Дикопольцева. Едва ли не лучшее место ночлега в ту поездку! Его содержит на редкость дружелюбная семейная пара - хозяин Кирилл дал мне много рекомендаций по Хабаровску. Если он читает сейчас эти строки, привет ему и еще раз большое спасибо!
7. Скульптурные композиции "Знаки Зодиака". У моего брата, делавшего пересадку в Хабаровске с ж.д. транспорта на авиа по пути на Сахалин к месту службы, есть фотография с его астрологическим символом.
8. Запечатлел свой и я (мой, если что, слева)
9. Здания по сторонам бульвара неинтересные - до 1958-го на всем его протяжении протекала речушка, по берегам селилась беднота. Строительство бульвара пришлось на 60-е - время тусклой архитектуры. Вот редкое исключение из общего простенького фона:
10. Прохожу Центральный рынок:
11. До Амура по бульвару я решил не спускаться. Приятно, конечно, гулять среди зелени, но одинаковый пейзаж быстро наскучивает. А в новом городе хочется посмотреть больше разнообразного! Сворачиваю на перпендикулярную улицу Пушкина:
Кстати, немного о планировке города. Хабаровск вытянут вдоль Амура на 33 километра, и центр на общей карте выглядит совсем небольшим. Это заблуждение! Квадрат 3*2 километра - далеко не маленький! Первые два дня я гулял практически только по центру, и в каждый из них я сделал всего лишь круг по улицам! Расстояния в Хабаровске - почти московские.
12. Центральная площадь - Ленина. За свою историю она успела трижды сменить название (Николаевская - Свободы - Сталина - Ленина). Чем-то напомнила мне читинскую, только эта, конечно, побольше размерами.
Ансамбль застройки формируют советские здания, за исключением бывшего реального училища (1903). Краснокирпичные дома в Хабаровске встречаются довольно часто.
Посмотрите, какой маленький памятник вождю! Ну просто мини-Ленин, не иначе :) Установлен он был одним из первых в стране, в 1925-м.
13. Куда же без здания региональной администрации на главной площади? В редком российском городе вы найдете исключение из этого правила!
14. Вдоль западной стороны - Дальневосточный медицинский университет.
15. Небанальная организация разноуровневого пешеходного перехода.
О местном троллейбусе. Система появилась в 1975 году и развита куда меньше трамвая - работает всего 2 маршрута, из которых один пиковый. Первый маршрут - самый живучий: он связывает по главной улице Муравьева-Амурского - Карла Маркса набережную Амура с аэропортом. Эксперименты 2000-х с новыми направлениями (а в советское действовала только "единица") оказались неудачными.
Главная городская магистраль огибает площадь Ленина, делая своеобразную "ступеньку".
16. На южной стороне площади Ленина - еще одно сталинское здание, ранее - Высшая партийная школа, сегодня - Дальневосточная академия государственной службы.
17. С противоположной стороны к зданию примыкает огромная пристройка в стиле советского функционализма.
18. Ну а мы на парадной улице Хабаровска - Муравьёва-Амурского! При Союзе она, как и ее продолжение за площадью Ленина, называлась в честь Карла Маркса. В 1992 году участку улицы в историческом центре вернули исконное имя, а вот нумерацию домов на оставшемся "марксистком" трогать не стали. Получился интересный казус: дома по Карла Маркса начинаются с №35.
19. Самые красивые здания в Хабаровске собраны здесь, на Муравьева-Амурского. Улица представляет собой занятный микс из исторической, конструктивистской, сталинской и позднесоветской архитектуры.
20. Дореволюционных зданий много и за пределами центральной улицы, но они раскиданы и сколько-нибудь целостного ансамбля, как здесь, не образуют. Все потому, что центр Хабаровска еще 50 лет назад был преимущественно деревянным, но сегодня об этом почти ничего не напоминает.
Здание Госбанка 1928 года. Казалось бы, в это время такие архитектурные приемы были не в тренде, но это в столицах :) До Дальнего Востока конструктивизм дошел позже.
21. Необычный "зубчатый" дом (Дом Коммуны)
22. Решаю купить билет на постановку местного театра драмы и комедии, "Палата бизнес-класса. Не впечатлен: и исходный материал слабоват, и актеры, как мне показалось, переигрывали.
23. Но это было вечером, пока же продолжим осматривать солнечный Хабаровск.
24. Старейший кинотеатр города, с 1925 года носящий название "Совкино". Я был здесь на следующий день на какой-то испанской фантастике, уснул в середине сеанса.
25. Разбавляю снимками второго дня с другим светом
26. Стена почета. Все-таки они много где еще сохранились!
27. Суровый главпочтамт
28. А напротив него - настоящая жемчужина, историческое здание городской думы. Оно очень "хабаровское": символично, что часто встречающийся здесь псевдорусский стиль нашел свое место в столь удаленном от центра страны городе. Это ведь почти как про Русский Север с его особенно выразительным деревянным зодчеством.
29. Обожаю конструктивизм - ритмичные ряды окон, полукруглые объемы.. В Хабаровске его тоже непривычно много. А все потому, что столице советского Дальнего Востока требовались новые административные здания для размещения государственных контор и организаций. Это было построено для Дальневосточного банка (1927-1928). Сегодня в нем одна из двух "резиденций" Правительства Хабаровского края.
30. Доходный дом Гржибовского (1902) с оригинальным, почти восточным куполом.
31. Управление Дальневосточной железной дороги. Что интересно - еще довоенное (1941).
32. Первые кварталы улицы - это уже концентрированная старина, ее разбавляют только вторгающиеся в панораму жилые высотки.
33. Доходный дом Кровякова (1911), ныне - Театр юного зрителя
34. От модернового декора фасада не оторвать глаз
35. Общественное собрание (1901). Такое сочетание серого и красного кирпича тоже характерно для Хабаровска.
36. Еще пример - доходный дом Плюсниных (1900-1901)
37. Торговый дом Итидзи Такэути. Так и в облике угадывается что-то японское, согласны?
38. А здесь рекламные надписи под старину
Даже по первому впечатлению можно сделать вывод, что Хабаровск - город очень самобытный. И это мы пока не видели могучий Амур!
По Хабаровску материала еще постов на пять - успеть бы их написать до новой с ним встречи... Так что новые хабаровские фоторассказы в скором времени точно будут :)